Трансмедиальность
Трансмедиальность — это термин, используемый в исследованиях интермедиальности, нарратологии и исследованиях новых медиа (в частности, во фразе « трансмедийное повествование », заимствованной у Генри Дженкинса , для описания явлений, которые не являются специфичными для медиа, то есть не связаны с конкретной средой и могут поэтому быть реализовано в большом количестве различных средств, таких как литература, искусство, кино или музыка. Среда, из которой возникло данное явление, либо не имеет значения, либо невозможно определить, это не адаптация явления из одного средства массовой информации; другой. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
История термина
[ редактировать ]Термин «трансмедиальность» впервые был использован в этом смысле Ириной О. Раевски в ее публикации «Интермедиальность» (2002) и определен как «неспецифические для медиа явления, которые могут осуществляться в различных медиа с использованием средств, специфичных для соответствующей среды, без предположения о источник контакта важен или возможен». [ 4 ] В ее теории понятие трансмедиальности дифференцируется от двух противоположных понятий интрамедиальности и интермедиальности. Она определяет интрамедиальность как качество явлений, которые происходят только в пределах одной среды, в то время как интермедиальность описывает качество явлений, которые могут перемещаться между двумя или более средами, то есть которые выходят за границы медиа. Важное различие между интермедиальными и трансмедиальными феноменами заключается в том, что интермедиальный феномен имеет четкую среду происхождения, а трансмедиальный феномен - нет, он неспецифичен для медиа. [ 5 ]
Вернер Вольф принял термин «трансмедиальность» Раевского в своей теории интермедиальности и определил его аналогичным образом, заявив, что трансмедиальность «касается явлений, которые появляются более чем в одной среде, но не являются (рассматриваются) специфичными для какой-либо из них или имеют происхождение из нее». [ 6 ] Разница в том, что в его подходе трансмедиальность определяется как подкатегория интермедиальности, следующая за интермедиальной транспозицией (например, экранизацией романа), интермедиальной референцией (например, имитацией фильма в романе) и плюримедиальностью (например, графическими романами). Таким образом, это не отдельная и противостоящая концепция, а своего рода внекомпозиционная интермедиальность, то есть отношения между медиа, которые включают более чем одно произведение или композицию. [ 7 ]
Примеры
[ редактировать ]Качество трансмедиальности применимо к множеству различных явлений. Трансмедийные явления могут возникать на содержательном уровне, например, в форме мифов или легенд, которые стали частью культуры и утратили связь с какой-либо конкретной средой. Они также могут быть формальными приемами, присутствующими в различных средствах массовой информации, или характерной эстетикой и чертами данного исторического периода. [ 8 ]
Вампиры
[ редактировать ]Вампир « — мифическое существо, которое в наши дни часто появляется во многих различных средствах массовой информации, таких как литература (например, «Интервью с вампиром» ), фильмы (например, Мрачные тени» ), телесериалы (например, «Баффи — истребительница вампиров» ) или комиксы (например, «Американский вампир») . ). Вампиры в этих историях не адаптированы из одной истории в определенной среде; миф о вампирах стал общепринятым культурным знанием. Хотя миф о вампирах можно проследить до легенд Юго-Восточной Европы, а Брэма Стокера » « Дракула оказал большое влияние на современное представление о вампире, миф о вампирах больше не связан с каким-либо конкретным источником и не адаптирован на его основе и, следовательно, может быть считается трансмедиальным.
Повествование
[ редактировать ]Основной формальный прием и способ репрезентации, который явно трансмедиален, — это нарративность. [ 9 ] Люди постоянно используют нарративы для самовыражения, и поэтому нарративы можно найти не только в явно нарративных средствах массовой информации, таких как литература или кино, но также, в определенной степени, в картинах или даже музыке.
Характерные черты чувственности XVIII века.
[ редактировать ]Культура чувственности оказала большое влияние на Западную Европу в восемнадцатом веке, и ее характерные черты, особенно торжество и выражение таких эмоций, как любовь, забота и жалость, можно увидеть в разных средствах массовой информации и не связаны между собой. на какой-либо конкретный носитель. [ 10 ] Некоторыми примерами являются художественная литература (например, «Памела, или Вознагражденная добродетель» Сэмюэля Ричардсона ), драма (например, «Сознательные любовники » Ричарда Стила ), живопись (например, «Le Fils Ingrat» Жана -Батиста Греза ) или музыка (например, Карл Филипп Эммануэль Бах ).
Другие варианты использования термина
[ редактировать ]В нарратологии и исследованиях новых медиа термин трансмедиальность часто используется для обозначения концепции трансмедийного повествования, которая была придумана Генри Дженкинсом в 2006 году. Трансмедийное повествование — это метод развертывания истории на нескольких медиаплатформах, «с каждым новым текстом внося особый и ценный вклад в общее дело». [ 11 ] Это часто делается, например, путем расширения сюжета фильма в компьютерной игре или сериале.
Реже термин «трансмедиальность» определяют просто как «состояние репрезентации в множественных медиа». [ 12 ] Согласно этому определению, любой контент, который встречается более чем в одной среде, является трансмедиальным, что включает в себя адаптации.
Для некоторых ученых этот термин выражает процесс переноса контента из исходной среды в целевую среду, переход от одного конкретного средства массовой информации к другому. [ 13 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Раевский, Ирина О. (2002). Интермедиальность . Штутгарт: А. Франке ЕТБ. ISBN 978-3825222611 .
- ^ Вольф, Вернер (2015). «Литература и музыка: теория». В: Габриэле Риппл, изд. Справочник по интермедиальности. Литература – Изображение – Звук – Музыка . Берлин: Де Грюйтер. 459-474.
- ^ Тон, Ян-Ноэль (2015). «Нарративы в СМИ и очертания медиасознательной нарратологии». В: Габриэле Риппл, изд. Справочник по интермедиальности. Литература – Изображение – Звук – Музыка . Берлин: Де Грюйтер. 439-456.
- ^ Раевский, Ирина О. (2002). Интермедиальность . Штутгарт: А. Франке ЕТБ. п. 13. ISBN 9783825222611 .
- ^ Раевский, Ирина О. (2002). Интермедиальность . Штутгарт: А. Франке ЕТБ. ISBN 9783825222611 .
- ^ Вольф, Вернер (2015). «Литература и музыка: теория». В: Габриэле Риппл, изд. Справочник по интермедиальности. Литература – Изображение – Звук – Музыка . Берлин: Де Грюйтер. 461.
- ^ Вольф, Вернер (2015). «Литература и музыка: теория». В: Габриэле Риппл, изд. Справочник по интермедиальности. Литература – Изображение – Звук – Музыка . Берлин: Де Грюйтер. 459-474.
- ^ Вольф, Вернер (2011). «(Интер)медиальность и изучение литературы». CLCWeb: Сравнительная литература и культура , Том. 13, № 3.
- ^ Вольф, Вернер (2011). «(Интер)медиальность и изучение литературы». CLCWeb: Сравнительная литература и культура , Том. 13, № 3.
- ^ Вольф, Вернер (2011). «(Интер)медиальность и изучение литературы». CLCWeb: Сравнительная литература и культура , Том. 13, № 3.
- ^ Дженкинс, Генри (2006). Конвергентная культура . Нью-Йорк, Лондон: Издательство Нью-Йоркского университета.
- ^ Вольф, Марк Дж. П. (2012). Построение воображаемых миров: теория и история суб-творения . Нью-Йорк: Рутледж.
- ^ Симановский, Роберто (2006). «Трансмедиальность как отличительная черта современного искусства». В: Урс Мейер, Роберто Симановски и Кристоф Целлер, ред. Трансмедиальность. Об эстетике паралитературных процедур . Геттинген: Wallstein Verlag. 39-81.