Абрам Комб
Абрам Комб (15 января 1785 — 11 августа 1827) был британским социалистом-утопистом , соратником Роберта Оуэна и важной фигурой в раннем кооперативном движении, возглавляя одну из первых оуэнитских общин в Орбистоне, Шотландия.
Жизнь
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Комб родился в Эдинбурге 15 января 1785 года в семье Джорджа Комба, пивовара и строгого кальвиниста. Он учился в средней школе Эдинбурга, но, в отличие от своих братьев Джорджа и Эндрю , предпочитал практические занятия академическим и стал учеником местного кожевника . [1] После ученичества Комб работал курьером в Лондоне и Глазго, а затем вернулся в Эдинбург в 1807 году, чтобы основать собственный кожевенный бизнес. Он женился на Агнес Доусон в 1812 году и создал семью.
Комб был трудолюбивым и успешным бизнесменом, движимым личными интересами, но благородным в отношениях с другими. Он твердо верил, что каждый человек несет ответственность за свой характер, и резко критиковал любого, чьи стандарты поведения отличались от его собственных. Подобная критика часто выражалась сатирически в стихах и прозе. [2]
Оуэнизм и Божественное Откровение
[ редактировать ]В 1820 году Комб встретил Роберта Оуэна во время посещения его мельницы в Нью-Ланарк и был впечатлен взглядами Оуэна на формирование характера, недостатки принципов и практики общества, а также достоинства сотрудничества и всеобщей доброжелательности. После периода размышлений и учебы Комб радикально изменил свои прежние взгляды и привычки. Он перестал руководствоваться личными интересами, и там, где раньше он критиковал слабости других людей, теперь он проявлял сострадание. Он даже отказался от некоторых видов общественной деятельности, которые ему раньше нравились, например, от употребления мяса, употребления алкоголя и походов в театр. [3]
В 1821 году Комб применил свой оуэнизм на практике, став одним из основателей Эдинбургского практического общества, группы оуэнитов, которая открыла собственный кооперативный магазин и основала собственную школу. Хотя Общество насчитывало 500 членов, оно распалось в течение года. Затем Комб попытался создать кооператив со своими сотрудниками на своем заводе, но и это продлилось недолго. [4]
Комб продолжал заниматься прозелитизмом от имени Оуэна, написав брошюры и книги. К ним относятся «Метафорические очерки старой и новой систем» (1823 г.), в которых он сатирически критиковал преобладающие капиталистические экономические теории, сравнивая британскую экономику с цистерной, которая была способна удовлетворить потребности всей нации до тех пор, пока стражи запорного крана не сработали. перекрыть поставки. [5] Он также пытался защитить религиозные взгляды Оуэна. Оуэн возмутил большие слои общества, нападая на все формы организованной религии, и многие считали его атеистом и неверным . Комб приложил все усилия, чтобы представить идеи Оуэна как пророческие истины, полностью соответствующие законам природы, которые, как он утверждал, были законами Бога. Он называл эти убеждения «Божественным откровением», которое он объяснял как «факты и истины, которые Великая Управляющая Сила Вселенной открывает чувствам и пониманию». [6]
Орбистон
[ редактировать ]В начале 1820-х годов Оуэн пытался собрать средства для создания кооперативного сообщества в Ланаркшире, Шотландия. Одним из его сторонников был Арчибальд Джеймс Гамильтон, отец которого владел большим поместьем недалеко от Мазервелла. По поручению своего отца Гамильтон продал часть поместья Оуэну, но после большой задержки Оуэн отказался от проекта и отправился в Америку, чтобы основать общину в Нью-Хармони, штат Индиана. Гамильтон знал Комба еще со времен Эдинбургского практического общества, и вместе они решили создать сообщество без помощи Оуэна. Они и другие сформировали акционерную компанию для финансирования операции. Гамильтон выкупил землю у Оуэна и продал компании меньшую ее часть в Орбистоне, недалеко от Мазервелла. [7]
Строительные работы по размещению нового поселка начались в марте 1825 года, но прошло несколько месяцев, прежде чем можно было принять арендаторов. В первые дни Комбу и Гамильтону помогал Джордж Муди , который основал общину оуэнитов в Спа-Филдс . Однако Муди и Комб не смогли работать вместе, и вскоре Муди ушел, предупредив Гамильтона, что Комбу не хватает управленческих навыков, чтобы возглавить сообщество. [8]
Хотя строительные работы были далеки от завершения, первые арендаторы были приняты в октябре 1825 года. Начало общины было неоднозначным, когда Комб настоял на том, чтобы она называлась «Первое общество приверженцев Божественного Откровения». Многие члены возражали, но, поскольку Комб был принят в качестве их лидера, его воля взяла верх. Чтобы вести хронику прогресса общины, он редактировал еженедельную газету « Регистр Первого общества приверженцев Божественного откровения в Орбистоне» . Несмотря на протесты Комба в отношении религиозной ортодоксальности, служители местной церкви и их прихожане относились к общине с подозрением. Ситуации не способствовало неуправляемое поведение строительных рабочих: Орбистон стал известен среди местных жителей как «Вавилон», а некоторые газетные киоски отказались продавать «Регистр » . [9]
Тем не менее, община продолжала расти, и к лету 1826 года она насчитывала около 250 членов, а ее коммерческая деятельность включала чугунолитейный завод, типографию, молочную ферму, зерновую мельницу и несколько строительных профессий. [10] Орбистон посетили несколько английских кооператоров, которые хотели увидеть его успехи. Одним из посетителей был писатель-экономист Джон Грей , который опубликовал обращение с советами и критикой эксперимента Комба: «Слово совета орбистонианцам о принципах, которые должны регулировать их нынешнюю деятельность» (1826 г.). Как и Джордж Муди до него, Грей был встревожен отсутствием какого-либо плана управления сообществом. Комб принял всех претендентов на членство, независимо от того, какую работу они были способны выполнять. В результате, думал Грей, сообщество не смогло выполнить задачи, необходимые для его выживания. Хотя Грей откровенно восхвалял Комба как человека, он сказал, что тот «слишком мало теоретика… его ум очень преждевременно был посвящен практическим мерам». [11] Другие посетители высказали аналогичную критику, но Комб не был убежден, что выживание сообщества находится под угрозой. [12]
Болезнь и смерть
[ редактировать ]Здоровье Комба начало ухудшаться. Помимо редактирования The Register и выступлений на многочисленных собраниях, он также провел много часов, помогая рыть траншеи. К середине 1826 года он кашлял кровью и у него были проблемы с дыханием. Его врач в Эдинбурге сказал ему, что у него воспалены легкие и что ему следует прекратить всю напряженную деятельность. После двухнедельного выздоровления Комб, похоже, выздоровел и вернулся в Орбистон. [13] Однако в августе 1826 года у него случился еще один приступ, из-за которого он стал слишком слаб, чтобы продолжать руководить общиной. Он отказался от редактирования The Register и покинул Орбистон, чтобы жить в Эдинбурге. Комб оставался президентом и талисманом сообщества. Он давал советы в письмах в The Register , но не принимал участия в его повседневной деятельности и был неспособен разрешить различные внутренние споры, разделявшие сообщество. [14] Комб умер 11 августа 1827 года, и к концу того же года община была ликвидирована.
Комбе в печати
[ редактировать ]- Обращение к проводникам периодической печати о причинах религиозных и политических споров (1823 г.)
- Наблюдения за старыми и новыми взглядами (1823 г.)
- Метафорические очерки старой и новой систем (1823 г.)
- Религиозное кредо новой системы (1824 г.)
- Сфера для акционерных обществ (1825 г.)
- Новый суд (1825 г.)
- Реестр Первого общества приверженцев Божественного откровения в Орбистоне (еженедельный журнал под редакцией Комба с 10 ноября 1825 г. по 9 сентября 1826 г.)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Грей, Джон, Социальная система (Лондон, 1831), стр. 354/5.
- ^ Каллен, Александр, Приключения в социализме (Глазго, 1910), стр. 199/200.
- ^ Грей, Джон, Социальная система (Лондон, 1831), стр. 354/61.
- ^ Харрисон, JFC, Роберт Оуэн и оуэниты в Британии и Америке (Рутледж и Кеган Пол, 1969), стр. 103/4.
- ^ Бир, Макс., История британского социализма (Джордж Аллен и Анвин, 1919), Том. 1, стр. 206/11.
- ^ Харрисон, JFC, Роберт Оуэн и оуэниты в Великобритании и Америке (Рутледж и Кеган Пол, 1969), стр. 104/5.
- ^ Гарнетт, Р.Г., Сотрудничество и оуэнитские общины в Великобритании, 1825–1845 (Manchester University Press, 1972), стр. 68-73.
- ^ Гарнетт, Р.Г., Сотрудничество и оуэнитские общины в Великобритании, 1825–1845 (Manchester University Press, 1972), с. 93.
- ^ Каллен, Александр, Приключения в социализме (Глазго, 1910), стр. 210/8.
- ^ Каллен, Александр, Приключения в социализме (Глазго, 1910), стр. 229/34.
- ^ Грей, Джон, Социальная система (Лондон, 1831), стр. 341/53.
- ^ Каллен, Александр, Приключения в социализме (Глазго, 1910), стр. 227/9.
- ^ Грей, Джон, Социальная система (Лондон, 1831), стр. 361/2.
- ^ Каллен, Александр, Приключения в социализме (Глазго, 1910), стр. 237/8.
Источники
[ редактировать ]- Каллен, Александр, Приключения в социализме (Глазго, 1910)
- Гарнетт, Р.Г., Кооперация и оуэнитские общины в Великобритании, 1825–1845 (Manchester University Press, 1972)
- Грей Дж. Социальная система: трактат о принципе обмена. Лондон, 1831 г. Приложение.
- Харрисон, JFC, Роберт Оуэн и оуэниты в Великобритании и Америке (Рутледж и Кеган Пол, 1969)
- Селигман, ERA, «Оуэн и христианские социалисты». Ежеквартальный журнал по политологии, том. 1, № 2 (июнь 1886 г.), стр. 206–249.