Дом-коммуна

Дом -коммуна ( русский : дом-коммуна ) — архитектурное и общественное движение в раннем Советском Союзе 1920–1930-х годов. Целью домов-коммун было избавление от «ига домашнего хозяйства». [ 1 ]
Идея дома-коммуны заимствована из фаланстеров утопистов социалистов- . Эти фаланстеры были разработаны в первую очередь из интеллигенции начала XIX века и раннего революционного русского мышления, возникшего в связи с предвзятым представлением об идеализированной форме системы крестьянского мира . В их идеологическом контексте мир должен был управляться посредством общинного управления, равенства и обмена, связанных с традиционным образом жизни и выживания в сельских деревнях. [ 2 ] Русский мир рассматривался как возможная модель для подражания, поскольку в своей идеализированной форме он представлял собой основной принцип эгалитаризма, коллективного объединения и общественного партнерства.
Группа OSA (Организация современных архитекторов) действовала между 1925 и 1930 годами, приняла эту концепцию фаланстеров и использовала ее в качестве основы для строительства массового жилья. OSA рассматривала домовую коммуну как способ решить проблему перенаселенности Москвы, одновременно оптимизируя использование ресурсов, которые считались потраченными впустую из-за буржуазных излишеств, вызванных индивидуалистическими привычками. Основная цель планов и идеологической кампании OSA заключалась в том, чтобы привить этот тип «коллективистско-социальной» психологии и заменить индивидуализм менталитетом и практичностью, предусмотренными этими планами общественной жизни. [ 3 ]
In 1928, Tsentrozhilsoyuz ( Общесоюзный центр жилищно-строительной и жилищно-арендной кооперации ) issued the "Typical Statute of the House-Commune" ( Типовое положение о доме-коммуне ), which called for communal education of children, food preparation, household chores and recreation. [ 4 ]
В городах Барщ и В.М. Владимиров в 1929 году действовала домокоммунальная схема, предусматривавшая «два пересекающихся здания, в одном из которых проживало 1000 взрослых, в левых перекрестках 360 дошкольников, в правом 320 школьников». В этом учреждении была общая столовая, оборудованная «конвейерным столом», взрослые обедали вместе со старшими детьми, имея доступ в коридоры, чтобы навещать младших детей. [ 3 ]
Социальная кухня
[ редактировать ]Из-за сильного влияния традиционной культурной жизни кухня, которая раньше была центром нуклеарной семьи, взяла на себя большую роль центра коммуны. «Классическая теория домашней коммуны» продвигала коллективную кухню и совместную трапезу, чтобы повысить эффективность кухонной работы и создать сообщество за счет совместной еды, а также спасти домохозяек от «рабства кухонной жизни». [ 1 ] Предполагалось, что это будет расширение типичной семейной функции на функцию всей коммуны, поэтому помимо освобождения женщин от тяжелой работы по дому, эта теория способствовала «рассемейству» и разделению детей и родителей внутри домашней коммуны. , хотя эта идея встретила сопротивление. В «Проблемах научной организации быта» (1930) В. Кузьмин утверждал, что задача архитектора — способствовать повышению эффективности и организованности домовладения, достигаемому за счет дефамилизации и системы «сверхколлективизма». [ 3 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Перейти обратно: а б Ричард Стайтс , Женское освободительное движение в России: феминизм, нигилизм и большевизм, 1860-1930 , 1978, ISBN 0691100586 , с. 409
- ^ Уиллимотт, Энди (10 ноября 2016 г.). Жизнь революции: городские коммуны и советский социализм, 1917–1932 гг . Издательство Оксфордского университета. п. 40. дои : 10.1093/acprof:oso/9780198725824.001.0001 . ISBN 978-0-19-872582-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с Стайтс, Ричард (1989). Революционные мечты: утопическое видение и экспериментальная жизнь в русской революции . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 201. ИСБН 1-60129-708-4 . OCLC 191936908 .
- ^ Измозик В. С., Лебина Н. Б. Петербург советский: «новый человек» в старом пространстве. 1920–1930-е годы. (Социально-архитектурное микроисторическое исследование). — СПб.: Крига, 2010. — С. 145. — 248 с. — ISBN 978-5-901805-46-6 .