Х.Дж. Гортер
Х.Дж. Гортер | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Хендрикус Якобус Гортер 19 июня 1874 г. Зволле , Нидерланды |
Умер | 13 сентября 1918 г. Амстердам , Нидерланды | (44 года)
Национальность | ![]() |
Другие имена | 'Анри' |
Род занятий | Чемпион Голландии по велоспорту, конькобежец и производитель коньков |
Известный | Велоспорт, завод по производству коньков «Геркулес», Зволле |
Супруг (а) | Элизабет Маккензи, Кристина Хендриксен |
Хендрикус Якобус Гортер (1874–1918) был голландским велосипедистом, конькобежцем и производителем коньков из Зволле. Он погиб в результате крушения поезда Весп в 1918 году.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Хендрикус Гортер вырос в Зволле , Оверэйсел , в восточной части Нидерландов. Его отец Якоб Гортер (1834–1875) был книготорговцем в магазине Hoogstraten & Gorter в Зволле. Семья Гортер происходила из Фрисландии . Якоб был сыном Дурка Янса Гортера и Хендрики Постумы и родился в Харлингене . Мать Хендрикуса Генриетта Мюллер (1847-1937) родилась в Утрехте и была дочерью Мишеля Мюллера и Генриетты Байс. Родители Хендрикуса поженились в Утрехте в 1872 году. Их первый сын умер вскоре после рождения. Хендрикус, их второй сын, родился в Зволле 19 июня 1874 года. Вскоре после этого, в марте 1875 года, умер отец Хендрикуса. [ 1 ] [ 2 ]
Хендрикус, в просторечии известный как «Анри», учился в государственной средней школе в Зволле. В 1890 году он был принят в Машиностроительный колледж на Плантаже Мейдерграхт в Амстердаме , где его обучали металлообработке , ковке и другим техническим навыкам. Школу он не окончил и в 1892 году переехал из Амстердама в Утрехт, место рождения своей матери. Его страстью было катание на коньках и езда на велосипеде, и ему нравилось участвовать в соревнованиях. В 1892 году он соревновался на велосипеде Simplex, произведенном компанией Automatic Machine Company в Утрехте . После шести месяцев в Утрехте Анри вернулся в Зволле в октябре 1892 года. [ 3 ]
Велосипедная карьера
[ редактировать ]
Вполне вероятно, что Анри начал кататься на велосипеде в молодом возрасте. Он изображен с твердым велосипедом British Rudge в 1889 году, в возрасте пятнадцати лет. [ 3 ]
Живя в Амстердаме, он стал членом местного велосипедного клуба. В последующие годы он участвовал в соревнованиях по всей стране и стал членом нескольких велосипедных клубов, в том числе в Зволле и Роттердаме . В 1891 году он финишировал вторым на трассе в Арнеме. В последующие годы он выиграл множество гонок, в том числе в Амстердаме, Схевенингене, Ситтарде и Антверпене. [ 4 ] [ 5 ]
В 1896 году Анри стал чемпионом Нидерландов по велоспорту на треке в категориях английская миля, пять километров и десять километров. Одним из его главных конкурентов был велосипедист и конькобежец Яап Иден (1873-1925) . Во время одной из последних гонок в своей карьере, Гран-при Амстердама 16 августа 1898 года, Анри финишировал вторым после Гуса Шиллинга , а Яап Иден занял третье место. [ 3 ]
Производство коньков
[ редактировать ]
Анри участвовал в нескольких голландских соревнованиях по конькобежному спорту и, хотя и не добился таких успехов, как на велосипеде, зимой 1884-1895 годов завоевал серебряную и бронзовую медали. [ 3 ]
В 1895 году он открыл один из первых заводов по производству коньков с механическим приводом в Нидерландах. Фабрика . располагалась по адресу Thomas à Kempisstraat 157 в Зволле Первоначально основной продукцией были лыжные коньки с прикрепленными ботинками, используемые для катания на коньках и конькобежного спорта . [ 6 ]
и котел мощностью восемь лошадиных сил паровая машина Для привода производственного оборудования были установлены . Фабрика получила название «Геркулес». В конце концов Анри начал производить широкий ассортимент коньков, часто с платформами из бука , прикрепленными к металлическим лезвиям (или «полозьям»), включая коньки Wichers-de Salis, коньки Queens и коньки Go-ahead. В феврале 1895 года фигурист Ипе Роденхейс из Харлингена установил мировой рекорд на дистанции 25 километров на коньках Гортера. [ 3 ] [ 7 ]

В 1896 году Анри разработал новую модель, названную коньками Rodenhuis-Kingma, в сотрудничестве с Ипе Роденхейсом и спринтером Мартеном Кингмой, хотя неясно, была ли эта конструкция изначально изготовлена на фабрике Hercules. Еще одной новой моделью стали коньки Duplex со съемными многофункциональными лезвиями. В двадцатом веке коньки Gorter стали предметом коллекционирования. С 1897 года Анри также производил велосипеды Pierce на своей фабрике и, в конечном итоге, продавал широкий ассортимент брендов в «спортивном магазине Гортера» на Дизенстраат в Зволле. [ 3 ] [ 8 ]
На рубеже веков голландские зимы были мягкими, что означало меньше замерзших водных путей, по которым можно было кататься на коньках. Продажи упали, а индустрия производства коньков пережила спад. В 1906 году ему пришлось уволить двадцать рабочих. Фабрику выставили на продажу в феврале 1907 года, и в том же году ее двери окончательно закрылись. [ 4 ]
Брак и развод
[ редактировать ]
22 мая 1902 года Анри женился на Элизабет Маккензи (1879–1969), дочери Паулюса Маккензи и Марии Рюгерс. Отец Элизабет Паулюс был торговцем кофе и чаем из Роттердама. Ее братом был известный голландский художник Мари Генри Маккензи . У Анри и Элизабет было два сына, Анри Мартинус Гортер, 1907 года рождения, и Паулюс Гортер, 1910 года рождения. В 1910 году семья переехала в Апелдорн . [ 2 ]
В 1905 году Анри стал членом правления Голландской автомобильной ассоциации (голландский: Nederlandsche Motorwielrijders Vereeniging), которой в 1916 году был присвоен статус «Королевский». Он организовывал гонки и однодневные поездки для членов, а позже стал вице-президентом организации. до своей смерти в 1918 г. [ 3 ]
С 1908 года он работал представителем кассовой фирмы Cord and Van Erk в Амстердаме. В 1915 году Анри и Элизабет развелись. Год спустя, 31 мая 1916 года, он женился повторно в Гааге на Кристине Хендриксен (1881–1939), дочери Йоханнеса Хендриксена и Стийнтье Конста. В 1918 году у Анри и Кристины родился сын Кристиан Гортер. [ 2 ] [ 3 ]
Катастрофа поезда Weesp
[ редактировать ]
Утром 13 сентября 1918 года Анри сел на поезд из Апелдорна в Амстердам. На железнодорожном мосту через канал Мерведе (ныне канал Амстердам-Рейн ) недалеко от Веспа поезд сошел с рельсов, когда обрушилась насыпь длиной 95 метров из-за продолжительных дождей и плохого строительства. Локомотив опрокинулся на мосту, и деревянные вагоны упали на берег. В результате катастрофы поезда Весп погиб 41 человек и 42 получили ранения. Анри был доставлен в больницу Бинненгастуис в Амстердаме и скончался около девяти часов вечера. Ему было 44 года. [ 4 ]
У Хендрикуса Якобуса остались жена Кристина, семимесячный сын и двое сыновей от первого брака. Похоронен на кладбище Серенсевег в Апелдорне.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кто был кем? . Центр семейной истории, Гаага.
- ^ Перейти обратно: а б с « Открытые архивы » . Генеалогические данные голландских и бельгийских архивов и обществ.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «Х. Дж. Гортер, Зволле 1874–1918. Спортсмен, производитель коньков и велосипедов. Аад ван ден Оувеелен и Фриц Лохер. Де Пулстер, 2018.
- ^ Перейти обратно: а б с « Катастрофа поезда в Веспе в 1918 году также повлияла на спортивный мир . Вим Зонневельд, sporthistorie.nl (13 октября 2022 г.).
- ^ Почему вы не знаете этого знаменитого жителя Зволле? . Марко ван ден Берг, De Stentor, 4 января 2019 г.
- ^ Фабрика конькобежного спорта Hercules HJ Gorter . Schaatshistorie.nl.
- ^ Холодная занятость , Полярная звезда. Том 23, номер 66 (октябрь 2019 г.).
- ↑ Провинции Оверэйссельше и Звольше Курант, 6 января 1906 г.