Пожар в туннеле Монблан
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти сообщения )
|
Мемориальная доска на французской стороне тоннеля; на фото 2010 года, в память о погибших в пожаре. | |
Дата | 24 марта 1999 г |
---|---|
Место проведения | Туннель Монблан |
Расположение | Шамони , Верхняя Савойя , Франция |
Координаты | 45 ° 51'16 "N 6 ° 54'45" E / 45,85451 ° N 6,912534 ° E |
Тип | Огонь |
Летальные исходы | 39 |
Несмертельные травмы | 14 |
24 марта 1999 года грузовой автомобиль загорелся , проезжавший через туннель Монблан между Францией и Италией. Когда он остановился на полпути через туннель, он сильно загорелся. Другие транспортные средства, проезжавшие через туннель, быстро оказались в ловушке и также загорелись, поскольку пожарные не смогли добраться до грузовика. 39 человек погибли. После этого в туннель были внесены серьезные изменения для повышения его безопасности.
Огонь
[ редактировать ]Утром 24 марта 1999 года 39 человек погибли, когда в туннеле загорелся бельгийский грузовик с мукой и маргарином , въехавший в портал на французской стороне. [ 1 ] [ 2 ]
Грузовик проехал через пункт взимания платы в 10:46 по центральноевропейскому времени. Первое путешествие по туннелю было обычным. По данным National Geographic документальной программы «Секунды от катастрофы» , огонь и дым появились около 10:49. Вскоре после этого водитель понял, что что-то не так: машины, идущие навстречу, мигали ему фарами; взгляд в зеркала показал, что из-под его каюты идет белый дым. Это еще не считалось пожарной чрезвычайной ситуацией. Фактически, за предыдущие 35 лет в туннеле произошло еще 16 возгораний грузовиков, которые водители всегда тушили на месте.
В 10:53 водитель автомобиля Гилберт Дегрейв остановился на 6 км (3,7 мили) в туннеле длиной 11,6 км (7,2 мили), пытаясь тушить пожар, но внезапно был вынужден вернуться назад, когда полезная нагрузка сильно загорелась. [ 2 ] Впоследствии Дегрейв бросил свою машину и побежал к итальянскому входу в туннель.
В 10:54 из убежища 22 позвонил один из водителей, чтобы поднять тревогу. В 10:55 сотрудники туннеля включили пожарную сигнализацию и остановили дальнейшее движение транспорта. На данный момент в туннеле, въехавшем с французской стороны, находилось не менее 10 легковых автомобилей и 18 грузовых автомобилей. Несколько автомобилей с итальянской стороны проехали мимо грузовика Volvo, не останавливаясь. Некоторым машинам с французской стороны удалось развернуться в узком двухполосном туннеле и вернуться во Францию, но движение по дороге в густом дыме, быстро заполнившем туннель, быстро сделало это невозможным.
Между 10:53 и 10:57 дым охватил уже полкилометра французской стороны. Более крупные грузовики оказались в затруднительном положении, так как у них не было места для разворота, а развернуться задним ходом было невозможно.
Большинство водителей закатили окна и ждали помощи. Система вентиляции в туннеле отгоняла токсичный дым обратно в туннель быстрее, чем кто-либо мог убежать в безопасное место. Эти пары быстро заполнили туннель и ограничили доступ кислорода, выведя из строя транспортные средства, в том числе пожарные машины, которые в случае воздействия пожарным пришлось оставить. Многие водители, находившиеся рядом с пламенем и пытавшиеся покинуть свои автомобили и искать убежища, были быстро сбиты токсичными компонентами дыма, в основном цианистым водородом.
В 10:57 и 10:59 две пожарные машины из Шамони на развернувшуюся катастрофу отреагировали . Расплавленная проводка устранила все возможные источники света в туннеле; Из-за дыма, а также из-за брошенных и разбитых автомобилей, преграждавших им путь, обе пожарные машины не смогли продолжить движение и были заблокированы в гараже 17, в 1200 метрах (3900 футов) от горящего грузовика. Не имея других возможностей, они бросили свои машины и укрылись в двух аварийных пожарных кабинах (небольшие помещения с противопожарными дверями, встроенные в стены через каждые 600 метров (2000 футов)).
Между 10:57 и 11:01 итальянские пожарные подошли к грузовику на расстояние 300 метров, двое из них смогли пройти в гараж 21. Они смогли увидеть горящий грузовик. Однако горящее топливо растеклось по поверхности дороги, в результате чего шины и топливные баки взорвались, а смертоносные осколки разлетелись в воздух, что привело к распространению огня на другие транспортные средства. Это вынудило итальянских пожарных отступить, и они спасли 12 человек с итальянской стороны.
В 11:10 шесть пожарных Шамони вошли в туннель, но были заблокированы в гараже 17 в 2700 метрах (8900 футов) от грузовика. К 11:11 на тушение пожара прибыли еще итальянские пожарные. Они были заблокированы у гаража 22 и также бросили свои машины и начали искать застрявшие группы пожарных, укрывшихся в пожарных кабинках. Когда стало понятно, что кабины плохо защищают от дыма, они начали искать двери, ведущие в вентиляционный канал.
К 11:30, через 37 минут после начала пожара, дым достиг французского входа в туннель, в 6 километрах (3,7 мили) от грузовика. В 11:39 другая группа пожарных вошла в туннель с французской стороны, но была заблокирована у гаража 5 в 4800 метрах (15700 футов) от грузовика.
Все пожарные были спасены пять часов спустя третьей пожарной командой, которая прибыла на место и добралась до них через вентиляционный канал; из 15 пожарных, попавших в ловушку, 14 находились в тяжелом состоянии, а один (их командир) позже скончался в больнице.
Пожар горел пятьдесят три часа и, по оценкам, достиг температуры 1000 ° C (1830 ° F), в основном из-за груза маргарина в прицепе, эквивалентного 23 000 литров (5 100 имп галлонов; 6 100 галлонов США). ) нефтяной танкер. Огонь распространился на другие грузовые автомобили, находившиеся поблизости, которые также перевозили горючие грузы. В результате пожара около 40 автомобилей оказались в густом и ядовитом дыме, содержащем угарный газ и цианистый водород . Из-за погодных условий того времени поток воздуха через туннель направлялся с итальянской стороны на французскую сторону. [ 3 ] Власти усугубили эффект дымохода, закачивая свежий воздух с итальянской стороны, усиливая пожар и удерживая токсичные пары внутри. В ловушку попали только автомобили, проехавшие мимо пожара на французской стороне туннеля, тогда как автомобили на итальянской стороне пожара в основном не пострадали.
29 человек погибли, застрявшие в транспортных средствах, и еще девять человек погибли, пытаясь сбежать пешком. Все погибшие находились на французской стороне и в конечном итоге превратились в кости и пепел от сильной жары . Из первых пятидесяти человек, оказавшихся в огне, выжили двенадцать, все с итальянской стороны. [ 2 ] Некоторым пострадавшим удалось спастись в пожарных кабинках. Первоначальные противопожарные двери в кабинах были рассчитаны на срок службы два часа. Некоторые из них были модернизированы за тридцать четыре года с момента постройки туннеля Монблан, чтобы продержаться четыре часа.
Прошло более пяти дней, прежде чем туннель достаточно остыл, чтобы начать ремонт.
Последствия
[ редактировать ]
За три года, пока он оставался закрытым после пожара, туннель претерпел серьезные изменения. [ 4 ] Реконструкция включает в себя компьютеризированное оборудование обнаружения, дополнительные отсеки безопасности, параллельную аварийную шахту и пожарное депо в середине туннеля с двухкабинными пожарными машинами. Через вентиляционные отверстия в предохранительные шахты также проходит чистый воздух. Все люди, находящиеся в отсеках безопасности, теперь имеют видеосвязь с центром управления, что позволяет им общаться с людьми, оказавшимися внутри, и более четко информировать их о том, что происходит в туннеле.
С каждой стороны созданы удаленные площадки для проверки безопасности грузов: Аоста в Италии и Пасси-ле Файе во Франции. Здесь все грузовики проверяются задолго до въезда в туннель. Эти удаленные площадки также используются в качестве плацдармов для сглаживания пиков коммерческого трафика.
Опыт, полученный в ходе расследования пожара, стал одним из основных факторов, приведших к созданию Французского бюро по расследованию происшествий на наземном транспорте . [ 5 ]
О катастрофе также были сняты телевизионные документальные фильмы, распространенные по всему миру и посвященные либо аспектам безопасности, либо обстоятельствам, которые превратили то, что должно было стать серьезным, но контролируемым инцидентом, в катастрофу. Первый, «Секунды от катастрофы - Туннельный ад» (вышедший в эфир в 2004 г.), представлял собой реконструкцию событий, приведших к катастрофе и во время нее, а также выводов последующего расследования. Второй, « Into the Flames – Fire Underground» (вышел в эфир в 2006 г.), вновь рассмотрел обстоятельства и показал, как новая технология в виде огнетушителя нового типа могла бы уменьшить масштаб катастрофы и позволить пожарным службам добраться до места и остаться там. окрестности для тушения пожара.
Пьерлучио Тинацци , итальянский охранник, погибший при попытке спасти водителя грузовика, был посмертно награжден итальянской медалью d'Oro al Valore Civile . [ 6 ]
Суд по делу о непредумышленном убийстве
[ редактировать ]В Гренобле , Франция, 31 января 2005 года 16 человек и компаний были осуждены за непредумышленное убийство . В число обвиняемых по делу входили:
- Жильбер Дегрейв, бельгийский водитель грузовика, загоревшегося в туннеле.
- Volvo , производитель грузовиков
- Французские и итальянские управляющие туннелем
- АТМБ и СИТМБ
- Регуляторы безопасности
- Мэр Шамони
- Высокопоставленный чиновник Министерства общественных работ Франции.
Точная причина пожара оспаривается. В одном сообщении сообщалось, что это был окурок сигареты, неосторожно брошенный в грузовик, который предположительно попал в индукционную трубку двигателя над кабиной, вызвав возгорание бумажного воздушного фильтра. Другие обвиняли механическую или электрическую неисправность или плохое обслуживание двигателя грузовика. Расследование не выявило никаких доказательств конструктивных недостатков грузовика. [ 7 ] Ближайший детектор дыма вышел из строя, а французские службы экстренной помощи не использовали ту же радиочастоту, что и те, что находились внутри туннеля.
Итальянская компания SITMB, ответственная за эксплуатацию туннеля, выплатила 13,5 млн евро (17,5 млн долларов США) в фонд помощи семьям погибших. Эдуард Балладюр , бывший президент французской компании, эксплуатирующей туннель (с 1968 по 1980 год), а затем премьер-министр Франции, прошел допрос свидетеля. Его спросили о мерах безопасности, которые он приказал или не приказал провести.
Балладюр заявил, что катастрофа могла быть связана с тем, что туннель был разделен на две части, которыми управляли две компании (одна во Франции, другая в Италии), которые не смогли скоординировать ситуацию. 27 июля 2005 года тринадцать обвиняемых были признаны виновными и получили самые разные приговоры: от штрафов до условного тюремного заключения и шести месяцев тюремного заключения:
- Жерар Ронколи, начальник службы безопасности туннеля, был признан виновным и приговорен к шести месяцам тюремного заключения плюс дополнительно к двум годам условно, что является самым суровым приговором, назначенным любому из обвиняемых. Приговор был оставлен в силе в апелляции. [ 8 ]
- Реми Шардон, бывший президент французской компании, эксплуатирующей туннель, был признан виновным и приговорен к двум годам тюремного заключения условно; он также был оштрафован на сумму примерно 18 000 долларов США .
- Гилберт Дегрейв, водитель грузовика, получил четыре месяца условно.
- Еще семь человек, включая итальянского начальника службы безопасности туннеля, получили условные сроки и штрафы.
- Три компании были оштрафованы на сумму до 180 000 долларов США каждая.
- Обвинения против Volvo были сняты.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Пожар 1999 года — Autoroutes et Tunnel du Mont Blanc» . Архивировано из оригинала 29 июля 2012 года . Проверено 27 сентября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с Барри, Кейт (15 июля 2010 г.). «16 июля 1965 года: открывается туннель Монблан» . Проводной . Проверено 16 июля 2010 г.
- ^ «Тематические исследования: Исторические пожары: пожар в туннеле Монблан, Италия/Франция» . Университет Манчестера. Архивировано из оригинала 29 октября 2018 года.
- ^ Бэйли, Колин. «Инфраструктурные пожары: туннель Монблан, Италия» . www.mace.manchester.ac.uk . Архивировано из оригинала 29 октября 2018 года . Проверено 3 февраля 2016 г.
- ^ «Бюро по расследованию происшествий на наземном транспорте (БЕА-ТТ)» . Французское бюро по расследованию происшествий на наземном транспорте . Проверено 24 июля 2009 г.
- ^ Золотая медаль за гражданскую доблесть
- ^ «Приговоры о виновности по делу о пожаре в туннеле Монблан» .
- ^ «Суд в Монблане: Жерар Ронколи приговорен по апелляции к 6 месяцам тюремного заключения» . Le Monde.fr . Lemonde.fr. 14 июня 2007 года . Проверено 23 апреля 2016 г.
- Туннельные пожары
- Пожары во Франции
- Пожары в Италии
- События марта 1999 года в Европе
- Дорожные происшествия 1990-х годов во Франции
- Пожары 1990-х годов в Европе
- 1999 пожары
- Дорожные происшествия в Италии
- Катастрофы 1999 года во Франции
- Катастрофы 1999 года в Италии
- Дорожные происшествия 1990-х годов в Европе
- Пожары на транспортных средствах
- События марта 1999 года в Италии
- События марта 1999 года во Франции