Стекло для рамок картин
В этой статье используются голые URL-адреса , которые неинформативны и уязвимы к порче ссылок . ( июнь 2022 г. ) |
Стекло для рамы картин («остекление», «стекло для консервации», «стекло музейного качества») обычно относится к плоскому стеклу или акрилу («плекси»), используемому для обрамления произведений искусства и для представления предметов искусства в витрине (также «рамка для консервации»). ").
Цель
[ редактировать ]Основная цель остекления в художественном обрамлении — наглядно продемонстрировать произведение, одновременно физически защищая его от повреждающих факторов, таких как свет, влажность , тепло и загрязнение. Ламинированное стекло и немного акрила можно использовать для защиты от физических повреждений в результате разбития стекла и для обеспечения защиты от злонамеренного нападения. Обычное стекло, а также некоторые виды обработки поверхности стекла также могут фильтровать часть вредного ультрафиолетового излучения (УФ) и тепла (БИК). Произведениями искусства, требующими защитного остекления, являются произведения искусства, выполненные на бумаге или тканях (включая фотографии), которые содержат пигменты и красители, поглощающие УФ-излучение и склонные к обесцвечиванию. [1] В случае, если объект или произведение искусства в рамке устойчивы к ультрафиолетовому излучению, защита от ультрафиолетового излучения все равно может служить цели сохранения целостности и цвета неконсервационных материалов для обрамления, чувствительных к повреждению ультрафиолетом, таких как матовый картон (паспарту).
Хотя защита является основной целью остекления, демонстрация произведения искусства является основной целью его обрамления. Таким образом, наименее заметное остекление лучше всего отображает произведения искусства, находящиеся за ним. Видимое пропускание света стекла является основным показателем невидимости , поскольку зритель фактически видит свет, отраженный от произведения искусства. Светопропускание стекла особенно важно в художественном обрамлении, поскольку свет проходит через стекло дважды: один раз, чтобы осветить произведение искусства, а затем снова, отражаясь от произведения искусства, в виде цветов, прежде чем достичь зрителя.
Пропускание света (в этой статье рассматривается видимый видимый спектр от 390 до 750 нм) через стекло уменьшается либо из-за отражения света , либо из-за поглощения света материалом остекления. Общий свет, проходящий через материал остекления (светопропускание), снижается за счет отражения и/или поглощения. В художественном обрамлении отражение света вызывает блики , а поглощение света также может привести к тусклости или искажению передаваемых цветов. Хотя тип стеклянной основы влияет на светопоглощение стекла, обработка поверхности может влиять на светорассеяние , отражение света и, в некоторых случаях, на светопоглощение . Для достижения этой цели существуют различные варианты остекления, как описано в следующих разделах, посвященных типам стекол для рамок для картин.
Типы стекол для рамок для картин
[ редактировать ]Обычный (или «Чистый»)
[ редактировать ]Из-за широкой доступности и низкой стоимости натриево-известковое стекло чаще всего используется для изготовления рамок для фотографий. Толщина стекла обычно составляет от 2,0 до 2,5 миллиметров (от 0,079 до 0,098 дюйма). Прозрачное стекло имеет светопроницаемость около 90%, поглощение около 2% и отражение около 8%. В то время как поглощение можно уменьшить, используя стекло с низким содержанием железа, отражение можно уменьшить только за счет антибликовой обработки поверхности.
С низким содержанием железа (или «Очень прозрачный», «Белая вода» и т. д.)
[ редактировать ]Стекло с низким содержанием железа или белое стекло изготавливается с использованием специального кремнезема, не содержащего железа, и обычно доступно только толщиной 2,0 миллиметра (0,079 дюйма) для обрамления фотографий. Поскольку светопоглощение с низким содержанием железа из железного стекла может составлять всего 0,5% по сравнению с примерно 2% для прозрачного стекла , светопропускание будет значительно лучше, чем у прозрачного стекла. Стекло с низким содержанием железа имеет светопропускание около 91,5% и отражение 8%.
Ламинированное стекло
[ редактировать ]Ламинированное стекло обеспечивает устойчивость к разрушению и защиту художественного остекления от злонамеренного разрушения. Наиболее часто используемая конфигурация — стекло + фольга из поливинилбутираля (ПВБ) + стекло. Некоторые варианты толщины фольги и стекла могут обеспечивать устойчивость к разрушению и разрушению или даже пуленепробиваемость . Поглощение многослойного стекла зависит от стеклянных подложек и фольги, используемых в процессе ламинирования. Отражение многослойного стекла аналогично монолитному стеклу, за исключением случаев, когда для уменьшения отражения применяется обработка поверхности.
Акрил
[ редактировать ]Некоторые виды акрилового стекла могут иметь высокую светопроницаемость и оптические качества стекла. Акрил также легкий по сравнению со стеклом и устойчив к разрушению, что делает акрил привлекательным выбором для обрамления больших и негабаритных произведений искусства. В общем, акриловый лист легко царапается и сохраняет статический заряд, что может быть проблематично при оформлении пастелью или углем. Некоторые производители добавляют красители в акриловое стекло для фильтрации пропускания ультрафиолетового света, а его поверхность также можно обрабатывать как антистатическими , так и антибликовыми покрытиями . [2]
Обработка поверхности стекла и покрытия
[ редактировать ]Из-за изменения показателя преломления , когда луч света проходит из воздуха ( показатель преломления около 1) в стекло или акрил ( показатель преломления около 1,5), а затем обратно в воздух, эти переходы вызывают отражение части света. . В то время как «антибликовое» (также известное как «небликовое» или матовое покрытие) обработка стекла направлена на рассеивание света, «антибликовое» покрытие фактически уменьшает количество света, отражающегося от каждой поверхности остекления, что имеет преимущество: увеличения количества света, пропускаемого через остекление.
Матовый (травленый, «без бликов» или «антибликовый»)
[ редактировать ]Основная цель матового стекла — превратить зеркальное отражение в отражающую дымку . Так называемое « рассеяние » отраженного света делает отраженные изображения размытыми, поэтому отчетливые отраженные формы и источники света не отвлекают от просмотра произведений искусства. Рассеяние света не уменьшает отражение или поглощение , которые остаются на уровне стеклянной подложки. Сделать поверхность стекла матовой можно несколькими способами – от прессования рисунка, когда стекло еще мягкое, до тонкого травления поверхности стекла кислотой. Качество матового стекла обычно определяется его коэффициентом блеска или матовостью.
Антибликовые покрытия
[ редактировать ]Однослойный
[ редактировать ]Однослойные просветляющие покрытия направлены на достижение показателя преломления 1,25 (на полпути между воздухом и стеклом) и могут быть изготовлены либо с помощью однослойных микропористых структур, полученных травлением, либо с помощью однослойных микропористых структур, полученных путем травления, [3] гибридные материалы [4] и другие процессы, подходящие для изготовления покрытий большой площади для художественных обрамлений. Однослойные покрытия использовались как более дешевая альтернатива многослойным просветляющим покрытиям. Однослойные антибликовые покрытия могут снизить отражение света до 1,5%. [4]
Многослойный
[ редактировать ]Наименьшее отражение может быть достигнуто с помощью многослойных просветляющих покрытий, которые можно наносить с помощью магнетронного распыления , испарения или золь-гель процесса (или других процессов, которые могут контролировать однородность осаждения в нанометровом масштабе). уменьшите отражение света до уровня ниже 0,25% на сторону (всего 0,5%). [5]
Особенности антибликовых покрытий
[ редактировать ]- Отражение света – основная цель антибликовых покрытий – уменьшить отражение света , вызывающее так называемые блики . света Следовательно, чем ниже отражение , тем меньше бликов достигает зрителя. Лучшие антибликовые продукты, доступные на рынке фоторамок, имеют коэффициент отражения света 0,5%. [6] [7] [8] [9] Казалось бы, небольшие различия в отражении света на самом деле очень важны из-за логарифмической реакции человеческого глаза на интенсивность сигнала ( закон Вебера ). Другими словами, при нормальных условиях освещения человеческий глаз воспринимает интенсивность источника отраженного света на поверхности стекла, отражающего 1%, более чем в два раза больше, чем интенсивность того же источника света на стекле, отражающем 0,5%.
- Светопоглощение – светопоглощение остекления – это свет, который не передается и не отражается остеклением. Поскольку свет не обязательно поглощается равномерно, некоторые длины волн могут передаваться больше, чем другие, что приводит к искажению передаваемого цвета. Хорошим способом определения светопоглощения стекла является так называемый тест на белой бумаге . Этот тест, используемый для определения пропускания цвета остекления, включает в себя размещение куска остекления на белой бумаге и сравнение цвета бумаги со стеклом и без него. Легкий зеленоватый оттенок будет указывать на наличие оксида железа в сырье, используемом для производства прозрачного флоат-стекла. [10] Дополнительные передаваемые цвета могут возникнуть в результате поглощения любых нанесенных покрытий.
- Светопропускание – чем меньше светоотражение и светопоглощение, тем выше светопропускание и, следовательно, видимость объектов, отображаемых за остеклением.
- Отраженный цвет – стекло без покрытия отражает свет равномерно и не вызывает отраженного света искажения (источник белого света, отраженный в стеклянной панели без покрытия, все равно будет казаться белым). Однако антибликовые покрытия обычно приводят к тому, что некоторые длины волн света отражаются сильнее, чем другие, вызывая сдвиг отраженного цвета . Таким образом, источник белого света, отраженный от антибликовой стеклянной поверхности, может казаться зеленым, синим или красным, в зависимости от длин волн, которым предпочтительна конкретная конструкция антибликового покрытия.
- Интенсивность отраженного цвета – интенсивность отраженного цвета можно измерить по его относительному расстоянию от нейтральной зоны цвета (т. е. белого). Из-за разнообразия промышленных процессов некоторые производители проектируют свои антибликовые покрытия более насыщенными цветами, чтобы статистическое отклонение результатов попадало в пределы определенного цвета (зеленого или синего и т. д.). Чем жестче производитель контролирует свои процессы, тем ближе дизайн может быть к нейтральной цветовой зоне, не выходя за пределы обозначенного цвета.
- Отраженный цвет под углом – поскольку отраженный источник света отражается от стекла под небольшим углом, некоторые антибликовые покрытия могут привести к смещению отраженного цвета. Поэтому при кадрировании изображения стабильная цветопередача под широким углом обзора . желательна
- Очистка – поскольку антибликовые покрытия делают поверхность стекла практически невидимой, грязь или загрязнения поверхности намного заметнее на антибликовой поверхности. Повышенная видимость пятен на поверхности приводит к тому, что конечному пользователю становится сложнее очищать стекло с просветляющим покрытием. Поэтому некоторые антибликовые покрытия имеют специальную обработку поверхности для улучшения очищаемости, в то время как другие содержат специальные инструкции по очистке, чтобы избежать повреждения покрытия. [11]
- Обращение . Некоторые покрытия более долговечны, чем другие. Царапина через антибликовое покрытие также значительно заметнее, чем царапина через поверхность стекла без покрытия из-за разницы в отражательной способности царапанной поверхности (для стекла около 8%) и отражательной способности антибликового покрытия. поверхность вокруг царапины (около 0,5%). Поэтому в художественном остеклении предпочтительны антибликовые покрытия с большей устойчивостью к царапинам. Просветляющие покрытия, напыленные магнетроном и золь-гель, обычно представляют собой оксиды металлов, обладающие более высокой твердостью по сравнению с другими методами нанесения.
УФ-фильтрующие покрытия
[ редактировать ]Чтобы уменьшить количество вредного светового излучения, передаваемого через остекление, некоторые стеклянные покрытия предназначены для отражения или поглощения ультрафиолетового (УФ) спектра. Следующие технологии используются для уменьшения количества ультрафиолета, попадающего на произведение искусства:
- Органические поглотители УФ-излучения добавляются к инертному неорганическому покрытию на основе диоксида кремния для получения слоя, поглощающего УФ-излучение , на одной стороне стекла. Органические поглотители УФ-излучения способны блокировать почти 100% УФ-излучения в диапазоне от 300 до 380 нм, но в промышленных условиях трудно обеспечить резкое отсечение УФ-излучения, не затрагивая видимый спектр, поэтому поглотители УФ-излучения имеют тенденцию также увеличивать поглощение видимого света. Химически осажденные поглотители УФ-излучения также приводят к получению менее устойчивой к царапинам поверхности, чем слои, блокирующие УФ-излучение, нанесенные магнетронным напылением или золь-гелем, о чем свидетельствует рекомендация производителя избегать воздействия окружающей среды и других контактов со стороной с УФ-покрытием. [12]
- Блокаторы интерференционного УФ-излучения обычно встраиваются в стопки антиотражающих интерференционных тонких пленок и фокусируются на максимизации отражения УФ- излучения ниже границы видимого света. Промышленно доступные золь-гель процессы обеспечивают блокировку УФ-излучения до 84%. [13] в то время как слои защиты AR/UV, напыленные магнетроном, могут блокировать до 92% [14] [15] без негативного воздействия на пропускание или поглощение видимого света.
- УФ-фильтрация подложки возможна путем добавления агентов УФ-фильтрации во время производства подложки. В то время как обычное прозрачное флоат-стекло блокирует примерно 45% УФ-излучения, добавление CeOx в стекло [16] было показано, что оно еще больше снижает пропускание УФ-излучения, а также широкое использование органических красителей, блокирующих УФ-излучение, при производстве акриловых подложек. [17] Большая часть натриево-известкового стекла полностью поглощает коротковолновое УФ-B-излучение с длиной волны ниже 300 нм. Стекло с низким содержанием железа обычно блокирует примерно 12% УФ-излучения в диапазоне от 300 до 380 нм. [18]
Защита от ультрафиолета в художественном остеклении
[ редактировать ]Определение УФ в художественном оформлении
[ редактировать ]Наиболее широко используемое определение « УФ-света » в каркасной промышленности определяется как невзвешенный средний коэффициент пропускания между 300 и 380 нм, в то время как стандарт ISO-DIS-21348 [19] Стандарт определения освещенности определяет различные диапазоны УФ-излучения:
Имя | Аббревиатура | Диапазон длин волн в нанометрах | Энергия на фотон |
---|---|---|---|
Ультрафиолетовый свет А, длинные волны или черный свет. | УФА | 400–315 нм | 3,10–3,94 эВ |
Около | НУВ | 400–300 нм | 3,10–4,13 эВ |
Ультрафиолет B или средние волны | УФБ | 315–280 нм | 3,94–4,43 эВ |
Определение верхнего предела УФ-защиты в 380 нм, принятое производителями каркасов, не соответствует принятым выше стандартам.
Однако, по данным отдела консервации Библиотеки Конгресса США, ущерб произведениям искусства не ограничивается длиной 380 морских миль. [20] и любое излучение (УФ, видимое, ИК) может нанести вред произведениям искусства. Таким образом, вычисление простого среднего значения всех длин волн в диапазоне от 300 до 380 нм не учитывает тот факт, что разные длины волн имеют разный потенциал повреждения произведений искусства. Существуют как минимум два других метода, которые обеспечивают более целостное измерение радиационного повреждения как в УФ, так и в видимой частях спектра:
- Функция повреждения Крохмана (KDF) используется для оценки способности остекления ограничивать потенциал выцветания. Он выражает процентное содержание как УФ, так и части видимого спектра от 300 до 600 нм. [21] который проходит через окно и взвешивает каждую длину волны относительно потенциального ущерба, который она может нанести типичным материалам. Меньшие цифры лучше. [22]
- Передача с учетом повреждений ISO-CIE (ISO) использует функцию взвешивания, рекомендованную Международной комиссией по освещению (CIE). Его спектральный диапазон также взвешен и простирается от 300 до 700 нм. [23]
Для обрамления изображений нецелесообразно использовать эти методы для получения абсолютных оценок, поскольку оценки «Лучше» получаются при более низком пропускании видимого света, что нежелательно с эстетической точки зрения при рамном остеклении. Однако, учитывая больше факторов, повреждающих искусство, чем УФ-излучение в диапазоне от 300 до 380 нм, эти методы обеспечивают более целостный инструмент относительного ранжирования. Например, сравнение стекол с защитой от УФ-излучения 99% и 92% будет означать 44% и 41% соответственно для KDF.
Какой степенью УФ-фильтрации должно обладать остекление
[ редактировать ]Дискуссия о том, насколько УФ- необходима фильтрация в художественном оформлении, сложна и противоречива, вызванная конфликтом корпоративных интересов. До сих пор не было независимых организаций, не связанных с корпоративными спонсорами, которые представили бы научно проверяемые и убедительные доказательства того, какая степень УФ-фильтрации необходима для того, чтобы остекление одновременно демонстрировало и защищало произведения искусства. С одной стороны, проблема усложняется различным количеством вредного света, фактически присутствующего в помещении (от непрямых источников низкого уровня до прямого дневного света). С другой стороны, тем, что не только УФ , но и видимый свет повреждает произведение искусства. [20] По данным Национального рейтингового совета по фенестрациям, только 40% выцветания произведений искусства вызвано УФ-излучением. [24] Оставшийся ущерб вызван видимым светом, теплом, влажностью и химическим составом материалов. [24] Это означает, что увеличение пропускания видимого света за счет антибликового покрытия фактически увеличивает количество повреждающего излучения на произведение искусства.
Одно из наиболее тщательных и независимых исследований было проведено Библиотекой Конгресса США с целью продемонстрировать и сохранить Декларацию независимости США. Сначала было решено использовать специальное желтое «Оргстекло UF3», которое удаляет как ультрафиолетовый, так и синий конец видимого спектра, со значительными, но приемлемыми для просмотра помехами. [25] Герметизация дисплея химически инертным газом, таким как азот, аргон или гелий, также способствовала его сохранению. [25] В 2001 году экспозиция Декларации независимости США была изменена и теперь включает многослойное остекление, устойчивое к разрушению, с многослойными антибликовыми покрытиями на основе золь-геля на основе интерференции на внешних поверхностях. [26] для улучшения видимости документа.
Из приведенных выше данных можно сделать вывод, что если бы сохранение было единственной целью остекления, то только темное пространство с контролируемым климатом могло бы обеспечить наилучшую защиту произведения искусства, которое можно выставлять раз в несколько лет. [27] в то время как отсутствие стекла вообще не обеспечивает идеальный вариант отображения. Поэтому для тех произведений искусства, которые выбраны для показа, идеальная степень блокировки УФ-излучения должна быть максимально возможной, не влияя на пропускание видимого света .
Управление УФ-освещением внутри
[ редактировать ]При определении того, сколько ультрафиолетового света должно фильтроваться художественным остеклением, также может быть важно учитывать количество ультрафиолетового света, присутствующего внутри комнаты или здания. Обратите внимание, что обычное оконное остекление отфильтровывает значительную часть ультрафиолетового излучения, исходящего от солнца .
Относительное количество повреждающего света в равных количествах света: [25]
Освещение | Относительный урон |
---|---|
Горизонтальный световой люк, открытый | 100% |
Горизонтальное окно в крыше, оконное стекло | 34% |
Вышеизложенное свидетельствует о том, что уровень повреждения даже прямых солнечных лучей, исходящих из горизонтального светового люка, снижается с помощью обычного оконного стекла до 36%. Из-за меняющегося положения солнца через боковые окна проникает еще меньше прямого света, а вывешивание произведений искусства вдали от прямых солнечных лучей еще больше снижает воздействие потенциально вредных прямых солнечных лучей.
Считается, что внутреннее освещение, особенно флуоресцентное освещение, содержит некоторое количество ультрафиолета. GELighting.com утверждает, что «воздействие ультрафиолетового излучения от сидения в помещении под флуоресцентным освещением при типичном офисном уровне освещенности в течение восьмичасового рабочего дня эквивалентно чуть более одной минуте пребывания на солнце в Вашингтоне, округ Колумбия, в ясный июльский день. [28] Кроме того, относительный ущерб от лампы накаливания в 3 раза меньше, чем от люминесцентного света. [25] Поскольку стекло для рамок для картин с УФ-фильтром не защищает от всех факторов повреждения, важно выставлять произведения искусства в рамах в хорошо контролируемой среде, чтобы уменьшить воздействие тепла, влажности и видимого света. [29]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Стоит ли помещать картину маслом в рамку за стеклом?» . Архивировано из оригинала 15 января 2011 г. Проверено 13 августа 2010 г.
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 3 января 2011 г. Проверено 22 октября 2010 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ http://www.arestipower.gr/xmsAssets/File/PV/Solara/Sunarc_Expertise__English_14112006.pdf [ пустой URL PDF ]
- ^ Перейти обратно: а б «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 29 сентября 2011 г. Проверено 13 августа 2010 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Антибликовое стекло» .
- ^ http://www.flabeg.com/files/glas/downloads/PDFs/ENG/FLABEG_ARTControl_EN.pdf [ мертвая ссылка ]
- ^ «HY-TECH-GLASS | Информация о продукте LUXAR Classic» . www.hy-tech-glass.ch . Архивировано из оригинала 6 июля 2011 г.
- ^ http://www.groglass.com/images/pdfs/artglass_us_web.pdf [ мертвая ссылка ]
- ^ «Продукты» .
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 27 октября 2021 г. Проверено 27 октября 2021 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Счетчик стеклянных вариантов выбора — медали» .
- ^ «Счетчик стеклянных вариантов выбора — медали» .
- ^ «Mirogard® (антибликовое стекло) | SCHOTT North America» . Архивировано из оригинала 16 июля 2011 г. Проверено 1 сентября 2010 г.
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 9 октября 2010 г. Проверено 1 сентября 2010 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Арт-рамка» . Архивировано из оригинала 22 января 2011 г. Проверено 1 сентября 2010 г.
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 11 июня 2011 г. Проверено 13 августа 2010 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 23 июля 2011 г. Проверено 3 ноября 2010 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 13 июля 2011 г. Проверено 3 ноября 2010 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 8 августа 2012 г. Проверено 2 сентября 2010 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б «Руководство по сохранению матов и обрамлений — уход за коллекциями (сохранение, Библиотека Конгресса)» . Библиотека Конгресса .
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 28 декабря 2010 г. Проверено 1 сентября 2010 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «SAGE Electrochromics, Inc. — Изучите: Глоссарий» . Архивировано из оригинала 26 апреля 2010 г. Проверено 1 сентября 2010 г.
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 27 ноября 2010 г. Проверено 22 октября 2010 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 27 августа 2010 г. Проверено 1 сентября 2010 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с д Курт Нассау и др., «Цвет для науки, искусства и технологий», 1998, стр. 349.
- ^ «Пресс-киты: Проект восстановления Хартий свободы | Национальный архив» . 15 августа 2016 г.
- ^ «Нью-йоркское историческое общество: что нового» . www.nyhistory.org . Архивировано из оригинала 4 октября 2006 г.
- ^ «Часто задаваемые вопросы по освещению» .
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 28 декабря 2010 г. Проверено 22 октября 2010 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )