Один 11
Один 11 — монохромный арт-фильм Джона Кейджа и Хеннинга Лонера 1992 года . Это единственный полнометражный фильм, в котором когда-либо участвовал Кейдж. Фильм не имеет сюжета и состоит из черно-белых изображений, изображающих сложную и случайную игру электрического света. Его можно аккомпанировать оркестровой пьесе 103 . Описан как «фильм без сюжета». [ 1 ] и «абстрактный этюд в свете и тени», [ 2 ] он был завершен в 1992 году, всего за несколько недель до смерти Кейджа.
Один 11 получил признание кинокритиков и музыкальных критиков. Известный своим сказочным, медитативным качеством, а также поразительными визуальными эффектами и звуками, [ 3 ] [ 4 ] Первоначально фильм транслировался по немецкому телевидению, а с момента его премьеры в сентябре 1992 года его демонстрировали на различных театральных площадках и выставках.
Содержание
[ редактировать ]Один 11 Это фильм без сюжета, состоящий из постоянно меняющихся узоров света и тени на фиксированном фоне. Снятый в черно-белом режиме, при съемке с камеры и монтаже использовались случайные операции. Музыкально сопровождается оркестровым произведением 103 . Фильм и музыкальное произведение имеют одинаковую продолжительность и идут параллельно, не касаясь напрямую друг друга; оба имеют продолжительность 90 минут и разделены на семнадцать частей. Каждая из частей основана примерно на 1200 случайных операциях, придуманных компьютером и определяющих освещение и движения камеры, установленной на кране. Название отсылает к хронологическому порядку в репертуаре Кейджа: это 11-я композиция, написанная Кейджем для одного исполнителя – в данном случае для камеры. [ 1 ]
Кейдж заявил, что в фильме «нет ни сюжета, ни персонажей, ничего», надеясь, что он «доставит удовольствие, не имея никакого смысла». Он хотел, чтобы оно было «свободным от политики, экономики и даже от самого себя». [ 4 ]
Производство
[ редактировать ]долгое время Джон Кейдж сопротивлялся идее создания фильма. Но кинокомпозитор немецкого происхождения из Лос-Анджелеса Хеннинг Лонер убедил его снять полнометражный фильм для кино и телевидения. Сообщается, что Кейдж сказал, смеясь: «Если у меня есть возможность что-то сделать, я хватаюсь за это, а не колеблюсь, потому что времени осталось не так уж много!» [ 5 ]
Еще в 1952 году Джон Кейдж начал рассматривать как восприятие пустоты, так и случайное качество того, что происходит в заданном пространстве, в своей пьесе 4:33 , которая полностью состояла из тишины. Сорок лет спустя, заговорив о тишине музыкально, Кейдж теперь захотел подойти к ней визуально – через фильм о самом свете. Кейдж сказал: «Я думаю, что свет доставляет мне то же удовольствие, что и звук. [...] [В] этот день насилия и перенаселения, войны и экономического коллапса, я думаю, он дает нам что-то, чем можно насладиться». [ 5 ] Он прокомментировал съемки One 11 сказав: «Конечно, фильм будет об эффекте света в пустом пространстве. Но на самом деле ни одно пространство не пусто, и свет покажет, что в нем находится. И всем этим пространством и всем этим светом будут управлять случайные операции». [ 6 ]
Эта концепция была профессионально реализована в мюнхенской телестудии в 1992 году под руководством Хеннинга Лонера. Его снял в черно-белом формате 35 мм оператор Ван Теодор Карлсон. Съемки начались 22 апреля на крупной телестудии в Мюнхене с участием около десятка телеинженеров и техников. [ 5 ] Работая с 35-миллиметровыми камерами на штативе, кране или с рук, Карлсон часто менял отверстия объективов, как того требовала партитура. [ 5 ] Работа была завершена всего за несколько недель до смерти Джона Кейджа в 1992 году. Премьера фильма состоялась в Кельне, Германия, 19 сентября 1992 года в сопровождении живого исполнения оркестровой пьесы 103 Немецкого Симфоническим оркестром WDR радио. [ 1 ]
На DVD, выпущенном Mode Records , зрители могут выбирать между двумя различными исполнениями оркестра Кейджа «103» для сопровождения фильма: версией, записанной на премьере Симфоническим оркестром WDR, а также версией Фестивального оркестра Сполето . [ 7 ]
Прием
[ редактировать ]Один 11 получил признание критиков. Вскоре после премьеры известный французский режиссер Луи Малль назвал фильм «очень сильным, очень смелым и, наконец, совершенно завораживающим». [ 8 ] В статье для журнала BBC Music Magazine Барри Уизерден сказал: «Что делает это искусством, так это посредничество артистов». [ 7 ] в то время как The Solute высоко оценил «устаревшую магию» работы, заявив, что в фильме создается «ощущение сна или медитации уже ушедшей эпохи». [ 3 ]
Питер Дикинсон позвонил One 11 в журнале «Граммофон » «великолепный проект, выполненный с самоотверженностью всех заинтересованных сторон» и высоко оценил «замечательное качество этих уникально чистых визуальных изображений, исследований света в диапазоне от абсолютно черного до абсолютно белого... Игра света постепенно поднимается вверх. движущиеся круглые объекты, устрашающе напоминающие далекие луны, переданные из космоса и ставящие вечные вопросы существования». [ 4 ] Дикинсон пришел к выводу, что «формулы Кейджа для устранения личных вкусов парадоксальным образом создали гипнотические образы, которые мог изобрести только он». [ 4 ]
В своей рецензии для журнала The Wire Филип Кларк писал: «Черно-белая зернистость изображения позволяет получить богатую палитру тонов и текстур, а изображения настолько обезоруживающе поразительны, что глаза не могут не прислушаться. ... Звуки потусторонние и парящие... Сам Кейдж выглядит хилым и умер вскоре после Первого. 11 появился. Но какой необыкновенный прощальный бросок костей». [ 1 ]
Блог The Sound of Eye назвал фильм «шедевром», написав: «В то время как One 11 это, безусловно, одно из самых совершенных и красивых упражнений в репертуаре [Кейджа], его также можно сказать, что его можно рассматривать как наиболее ясную и прозрачную демонстрацию его концептуальных и философских принципов. В этих играх света возникает редкое ощущение безвременья, а первозданная красота фильма наверняка очарует любого, кто не интересуется и не знаком с теорией Кейджа». [ 9 ]
Рецензируя фильм в 2014 году на выставку Джона Кейджа «Ни то, ни другое» в Лондоне, писатель и телеведущий Морган Квинтанс сказал, что работа была «исключительной», написав для Art Agenda : «В основе выставки, как ни странно, лежит недоэкспонированная работа Кейджа, который также был его последним. Что еще более примечательно, так это тот Один. 11 и 103 (1992), 90-минутный фильм и звуковое произведение, раскрывают иное, более мрачное и загадочное измерение творчества влиятельного композитора. Этот фильм, созданный в сотрудничестве с немецким режиссером Хеннингом Лонером, представляет собой абстрактное исследование света и тени». [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д «Джон Кейдж – Том 36: One11 со 103» . www.moderecords.com . Проверено 15 ноября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б " "Ни один" " . www.art-agenda.com . Проверено 15 ноября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Последняя работа Джона Кейджа: ОДИН» 11 (1992)» . www.the-solute.com . Проверено 15 ноября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д Дикинсон, Питер (9 января 2013 г.). «Джон Кейдж – Один и 103» . Граммофон . Проверено 15 ноября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д Сильверман, Кеннет (2012). Рожденный заново: Биография Джона Кейджа . Издательство Северо-Западного университета. ISBN 9780810128309 .
- ^ Фестиваль, Берлин. «Берлинский фестиваль – MaerzMusik: 103 для оркестра и фильма One¹¹ – Konzerthausorchester Berlin» . www.berlinerfestspiele.de . Проверено 15 ноября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Клетка: Один 11 ; 103 (Симфонический оркестр WDR Кёльн/Артуро...)» . www.classical-music.com . Проверено 15 ноября 2018 г.
- ^ «Cineinfinito #59: Джон Кейдж • CINEINFINITO» .
- ^ «Звук глаза: Джон Кейдж и Хеннинг Лонер One11 с 103 (1992)» . Звук глаза . Проверено 15 ноября 2018 г.