Поведенческий контраст
Поведенческий контраст относится к изменению силы одной реакции , которое происходит, когда изменяется степень вознаграждения за вторую реакцию или первую реакцию в других условиях. Например, предположим, что голубь в оперантной камере клюет ключ, чтобы получить пищевое вознаграждение. Иногда ключ красный, иногда зеленый, но еда в обоих случаях приходит с одинаковой частотой. Затем внезапное клевание ключа, когда он зеленый, реже приносит еду. Положительный контраст наблюдается, когда скорость реакции на красную клавишу увеличивается, хотя частота вознаграждения красным цветом остается неизменной. Аналогичным образом, увеличение вознаграждения до зеленого цвета приводит к снижению частоты ответов до красного цвета (отрицательный контраст). Такого рода эффект контраста может возникать в результате изменения количества, частоты или характера вознаграждения, и было показано, что он возникает при различных экспериментальных планах и мерах реагирования (например, скорости реакции, скорости бега). [1] [2]
История контрастных эффектов
[ редактировать ]В 1942 году Креспи измерил скорость крыс , бегущих к различным наградам в конце переулка. Он обнаружил, что чем больше величина вознаграждения, тем быстрее крыса будет бежать за наградой. [3] В середине своего эксперимента Креспи перевел некоторых животных с большой награды на маленькую. Эти животные теперь бегали даже медленнее, чем контрольные животные, которых на протяжении всего эксперимента обучали небольшим вознаграждением. Это превышение является примером последовательного отрицательного контраста. Аналогичным образом, другие животные, перешедшие от маленькой награды к большой, бегали быстрее, чем те, которые были обучены более крупной награде (последовательный положительный контраст). Креспи первоначально назвал эти эффекты депрессией и восторгом соответственно, но в 1949 году Зеаман предложил изменить названия на «негативный контраст» и «позитивный контраст» . [4] Комбинированную концепцию поведенческого контраста иногда также называют эффектом Креспи .
В 1981 году Бауэр обнаружил, что положительный контраст может быть уменьшен, поскольку показатель реакции достигает потолка. Таким образом, если предметом эксперимента является контраст, возможно, потребуется скорректировать размер вознаграждения, чтобы реакция оставалась ниже такого потолка. [5] В 1996 году Флаэрти предположил, что негативный контраст связан с разочарованием; то есть внезапный переход к низкой награде вызывает разочарование у человека или животного, и это разочарование мешает поведению субъекта. [6]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Макинтош, Нью-Джерси (1974) Психология обучения животных. Нью-Йорк: Академическая пресса.
- ^ Катания, AC (1992) Обучение. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл
- ^ Креспи, Лео П. (1942). Количественные вариации стимулов и производительности у белой крысы. Американский журнал психологии, 55, 467–517.
- ^ Зеаман, Д. (1949). Задержка ответа как функция количества подкрепления. Журнал экспериментальной психологии, 39, 466–483.
- ^ Бауэр, GH, и Хилгард, ER (1980). Теории обучения (5-е изд.) Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл
- ^ Флаэрти, CF Incentive Relativity , Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета