Франц Якубовский
Франц Якубовский (10 июня 1912, Познань, провинция Познань , Пруссия , Германия, ныне Познань, Польша — 1970, США) — философ и теоретик западного марксизма .
Жизнь
[ редактировать ]Он родился в Пруссии и вырос в тогдашнем Вольном городе Данциге . Его отец был врачом. С 1930 по 1933 год он изучал право в Гейдельберге, Берлине, Мюнхене и Бреслау, прежде чем завершить обучение политологии в Базельском университете . После студенческой активности и агитационной роли, которую он некоторое время играл в Данциге, Якубовский покинул Европу и поселился в США, сменив имя на Фрэнк Фишер и женившись на Маргарет Ситрон, от которой у него было двое детей Томас и Роберт Фишеры. В 1970-х он вернулся в Европу и женился на Элизабет Спанджер. Там он сыграет роль в создании Фонда Александра Герцена , издателя самиздатской советской литературы.
Вклад в теорию
[ редактировать ]Якубовский опубликовал свою единственную крупную работу, книгу, основанную на его докторской диссертации, в Данциге в 1936 году. Она озаглавлена «Идеология и надстройка в историческом материализме» . [1] ISBN 0-85031-154-3 и может рассматриваться как продолжение плодотворной работы Карла Корша о центральной роли гегелевской диалектики в марксистской мысли. Якубовский репетирует перед читателем шаги, которые Маркс и Энгельс сделали от Гегеля через Фейербаха к своей «исторической материалистической» позиции. Его уникальный вклад в марксистскую мысль заключается в ясности изложения отношений между субъектом и объектом в марксистской теории.
- «Чтобы бороться с широко распространенным заблуждением, необходимо подчеркнуть, что надстройка реальна. Ленин, в частности, имел тенденцию упускать из виду это, когда противопоставлял бытие и идею в своей «теории отражения». Надстройка не менее реальна, чем ее основа. Термины «отражение» и «отражать», которые Энгельс любил использовать, когда обсуждал идеологическую надстройку, могут ввести в заблуждение; эти термины предназначены для обозначения чего-то относительно отношений между базой и надстройкой, а не для описания самой надстройки. Фактически существуют две формы реальности: материальная реальность и «идеальная» реальность (т.е. реальность человеческих идей). Политическая и правовая надстройка столь же реальны, как и базис. Обе они представляют собой социальные отношения, состоящие из человеческих отношений. Оба существуют. по идее, обе они также являются материальной реальностью. Как сказал Маркс в «Святом семействе» , «коммунистические рабочие прекрасно знают, что собственность, капитал, деньги, наемный труд и т. д. никоим образом не являются простыми творениями их воображения, а представляют собой исключительное творение». конкретные и практические результаты собственного самоотчуждения», то же самое относится и к внеэкономическим отношениям. Таким образом, реальность социальных идей образует необходимую и составную часть материальной реальности социальных отношений. Материальные отношения являются тем, чем они являются, только в сочетании с соответствующими им идеями . Реальность того и другого выражается в их социальной эффективности».
«Идеология и надстройка» также предложили критику конкурирующих интерпретаций марксистской мысли, особенно той, которая связана с Карлом Каутским и Максом Адлером .
Влияние
[ редактировать ]История не была благосклонна к Якубовскому. Его единственный вклад до сих пор читается в некоторых небольших марксистских политических течениях и иногда затрагивает периферию академических исследований. [2] например, краткий обзор в журнале «Радикальная философия» британского философа Кейт Сопер .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Библиотека МВД: Франц Якубовский» . www.marxists.org .
- ^ Нортон, Теодор Миллс (декабрь 1978 г.). «Идеология и надстройка в историческом материализме. Франц Якубовский. Перевод Энн Бут. (Нью-Йорк: Сент-Мартинс, 1976. Стр. 132. $ 12,95.)». Американский обзор политической науки . 72 (4): 1378–1379. дои : 10.2307/1954552 . JSTOR 1954552 . S2CID 151508386 .