Иоганн Готфрид Мютель

Иоганн Готфрид Мютель (17 января 1728 - 14 июля 1788) был немецким композитором и известным виртуозом клавишных инструментов. Вместе с К. П. Е. Бахом он представлял Штурм и натиск» композиторский стиль « .
Насколько известно, он был первым, кто использовал термин «фортепиано» в опубликованной работе в названии своего «Дуэта для 2 клавира, 2 флюгеля, или 2 фортепиано» (1771), что отражает растущую популярность инструмента в то время. время.
Биография
[ редактировать ]Он родился в Мельне в герцогстве Лауэнбург , пятый из девяти детей. Его отцом был Кристиан Каспар, органист и друг Георга Филиппа Телемана . Он изучал музыку у своего отца, а затем у Иоганна Пауля Кунцена в Любеке . Когда ему было всего 19 лет, он стал придворным органистом и клавесинистом герцога Кристиана Людвига II Мекленбург -Шверинского , в Шверине .
В 1750 году ему было разрешено стать учеником Баха в Лейпциге . Он стал последним учеником Баха, начав обучение всего за три месяца до смерти мастера. За это время он записал ряд последних произведений слепого композитора, в том числе части Orgelbüchlein . По словам биографа Баха Филиппа Спитты , он присутствовал у смертного одра Баха и исполнял его обязанности в течение девяти недель.
Впоследствии Мютель брал уроки у Иоганна Кристофа Альтникола , который также жил и учился у Баха. После этого он провел много времени в путешествиях и познакомился с другими композиторами, наиболее известным из которых был К. П. Э. Бах (тогда проживавший при дворе Фридриха II Прусского в Потсдаме ), с которым он поддерживал дружбу и переписку на протяжении всей жизни.
В 1751 году Мютель вернулся к герцогскому двору, где оставался еще два года, в конечном итоге его заменил его младший брат. Через два года он переехал в Ригу (ныне в Латвии , тогда входившей в состав Российской империи ), куда переехал один из его братьев. Именно здесь в 1756 году он опубликовал свои первые произведения; большинство его сочинений осталось в рукописи при его жизни. Сначала он работал дирижером в частном оркестре, а затем был назначен органистом в церкви Святого Петра, в которой служил с 1767 по 1788 год, когда он умер в соседнем Биненхофе .
Влияние
[ редактировать ]Рига находилась далеко от признанных музыкальных центров Европы; но, несмотря на этот недостаток и тот факт, что он видел лишь несколько напечатанных своих произведений, он получил похвалу от нескольких компетентных судей за свою виртуозность. Английский историк музыки Чарльз Бёрни , несколько раз упоминавший его в своих произведениях, пользовался у него большим уважением. Немецкий христианин Фридрих Даниэль Шубарт писал о его мастерстве игры на клавесине, что «знатоки, слышавшие его, не могут достаточно похвалить быстроту, правильность и легкость, с которыми он преодолевает горы трудностей». [ 1 ] Считается, что он был искусным импровизатором на клавиатуре. Похоже, он отдавал предпочтение игре на клавикорде . [ 1 ]
Композиции
[ редактировать ]Даже сейчас некоторые произведения, созданные Мютелем, еще не выпущены в современных изданиях. Ни одно из его произведений для органа не было опубликовано при его жизни, как и произведения для неклавишных инструментов.
Для клавиатуры
[ редактировать ]Его известные произведения включают в общей сложности семь концертов, девять сонат и множество других более коротких произведений.
- Концерт для клавесина соло си-бемоль мажор (напечатан в 1767 г.)
- Концерт для клавесина и струнных до минор (напечатано в 1767 г.)
- Концерт для клавесина и струнных ре минор (напечатан в 1767 г.)
- Концерт для клавесина и струнных ре мажор
- Концерт для клавесина и струнных соль мажор
- Концерт для клавесина и струнных си-бемоль мажор
- Концерт для клавесина и струнных си-бемоль мажор (атрибуция сомнительна)
- Соната № 1 фа мажор (напечатана в 1756 г.)
- Соната № 2 соль мажор (напечатана в 1756 году)
- Соната № 3 до мажор (напечатана в 1756 г.)
- Дуэт для 2-х фортепиано, 2-х роялей или 2-х фортепиано (напечатано в 1771 г.)
- Дуэтто ми-бемоль мажор (напечатано в 1771 г.)
- Ариозо с 12 вариациями, № 1 соль мажор (напечатано в 1756 г.)
- Ариозо с 12 вариациями, № 2 до минор (напечатано в 1756 г.)
- 12 вариаций для клавикорда
- Менуэт с 6 вариациями
- Время менуэта с вариациями
- Фантазия фа мажор для органа
- Две фантазии ми-бемоль мажор для органа
- Фантазия соль минор для органа
- Фантазия соль мажор для органа
Для голоса
[ редактировать ]- 45 избранных од и песен разных поэтов (напечатано в 1759 г.)
- Кантата
Для других инструментов
[ редактировать ]- Концерт для фагота до мажор
- Концерт для 2-х фаготов ми-бемоль мажор
- Соната ре мажор для флейты и бассо континуо
Пустяки
[ редактировать ]О Мютеле много говорится в рассказе Ранняя музыка» « Джеффри Евгенидиса .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б http://www.harpsichord-sd.com/clavichord/muethel.html Архивировано 25 мая 2005 г. в Wayback Machine . Примечания Питера Райдемейстера. Доступ: 12 мая 2006 г.