Ириадамант

Ириадаманты были общиной, которую также называли культом. [ 1 ] которые жили на севере Финляндии в 1991–1993 годах. Жителями общины были в основном французы и бельгийцы, но одетые в индейские костюмы. [ 2 ] Группа прибыла в Финляндию при поддержке профессора Эркки Пуллиайнена из Университета Оулу с намерением «изучить жизнь на природе» и научиться самодостаточности . Осенью 1991 года группа основала лагерь недалеко от Киттиля . Несмотря на европейское происхождение, их называли «индейцами Киттиля» ( фин . Kittilän intiaanit ) или «индейцами образа жизни» (фин. elämäntapaintiaani ). Когда лагерь был впервые создан, его в целом воспринимали в положительном свете. [ 3 ]
К началу 1993 года отношение изменилось. Профессор Пуллиайнен вскоре разорвал отношения, когда стало ясно, что в лагере не проводится никаких исследований. По сообщениям газет, условия были ужасными, холодными, грязными, а жителям не хватало еды и медицинской помощи. Газеты обвиняли отдыхающих, среди прочего, в жестоком обращении с детьми. [ 4 ] Выявлено, что группа в основном зависела от внешних поставок продовольствия. Основатель «Ириадаманта» Пьер Мальте обычно жил не в лагере, а в гостинице Хельсинки . Движение все более широко рассматривалось как «шоу зеленых перьев», созданное экокультом, в котором руководство обмануло внешний мир и его членов. Ириадамант были депортированы из Финляндии в 1993 году. Вскоре после этого община распалась. [ 2 ]
Фон
[ редактировать ]
Лагерь Ириадамант основал франко-канадец Пьер Дорис Мальте. Мальтаис, который также использовал имена Норман Уильям и Альпджойн, ложно утверждал, что он был метисом по происхождению. Позже он и его последователи представились людьми микмак . [ 1 ] В 1973 году Мальтийцы основали La Tribu экологическую группу . Позже они изменили свое название на Ecoovie (англ . «экологическая жизнь »). Группа переехала в Париж в 1978 году и начала продавать натуральные продукты. В 1984 году группа отправилась в мировое турне, чтобы сажать деревья и распространять свою философию. [ 2 ] Основная группа состояла в основном из французов, франко-канадцев и бельгийцев. Члены сообщества отождествляют себя с индейскими народами и обычаями, одеваются в традиционные костюмы и берут имена, вдохновленные коренными народами. [ 4 ]
На пике своего развития Ecoovie насчитывало около 500 членов по всей Европе, ведущих примитивный образ жизни. Они обычно отвергали современные диеты, медицинскую помощь и использование инструментов. [ 5 ] Позже группа получила название «Ириадамант», происходящее от словосочетания «художники образа жизни». [ 3 ]
Основание лагеря
[ редактировать ]

Группа приехала в Финляндию через Швецию после прогулки из Италии в 1991 году. [ 6 ] Их пригласили в Финляндию архитектор Илпо Окконен и Эркки Пуллиайнен , профессор зоологии Университета Оулу и член парламента от Зеленой лиги . По соглашению с Пуллиайненом группа приехала в Финляндию для реализации междисциплинарного проекта ESSOC («Экологическая сильвизация и выживание с помощью оригинальных культур») в сотрудничестве с Хельсинкским университетом . На этом основании им был предоставлен вид на жительство до конца июля 1992 года. Сообщалось, что первоначально в состав группы входило около 140 человек. [ 2 ] [ 7 ] [ 8 ]
Группа «Ириадамант» заявила, что их целью было научное изучение адаптации человека к природе через образ жизни коренных народов. Они выступали против западного образа жизни и, напротив, практиковали цивилизацию и религиозные ритуалы. [ 3 ] Они также стремились изучить органическую жизнь в Арктике. Предполагаемые эксперименты должны были длиться семь лет, и к этому времени они надеялись стать самодостаточными. [ 9 ]
Некоторые считали это сообщество настоящим племенем коренных американцев, и общественность встретила его с любопытством и позитивом. Их первый лагерь находился недалеко от Оулу . [ 9 ] Хотя первоначальной целью было оказаться на юге Финляндии, они заключили сделку с туристической компанией в Киттиля. Они согласились выступать в качестве туристической достопримечательности в обмен на землю и продовольствие. Группа поселилась в Лайнио, небольшой туристической деревне недалеко от Нейтокайнена . [ 6 ] Однако уже через год лагерь был закрыт для посторонних. [ 9 ]
В Лайнио Ириадамант построил постоянные крытые дерном убежища, называемые «гвамами». Поселение было разделено на лагеря для мужчин, женщин и детей, которые окружали центральный форум и рынок. [ 6 ]
Образ жизни и неприятности
[ редактировать ]

Ириадамант практиковал анимистические религиозные верования. Ежедневные ритуалы и распорядок дня были запланированы с учетом планетарных циклов и времен года. Четыре «хранителя стихий» избирались ежеквартально для делегирования обязанностей членам племени. Сообщество жило на веганской диете и стремилось собирать большую часть своей еды. Группа провела семинары по устойчивому образу жизни в близлежащих муниципалитетах в рамках своей программы « Университет жизни ». [ 2 ]
В Финляндии Ириадаманту не удалось достичь самодостаточности. Лагерь зависел от продовольственных пожертвований от местных фермеров и членов их организаций поддержки. Картофель был незаконно вывезен из Соллефтео, поскольку там не было возможности выращивать его самостоятельно. [ 2 ] Каждый день доставлялось четыре грузовика дров. Несмотря на эту внешнюю поддержку, условия в лагере были неадекватными. Были отмечены проблемы с гигиеной и здоровьем зубов.
Группа также делала вид, что живет более органично, чем на самом деле, тайно используя современные материалы и инструменты. Посуда, которая выглядела как кора и ткань, на самом деле была пластиком и стеклом. [ 9 ] Подаренная одежда была выброшена или использована в качестве изоляции здания. [ 10 ] Выяснилось, что для валки деревьев они использовали современные пилы. После того, как лагерь был заброшен, осталось большое количество пластикового мусора. [ 11 ]
умер трехлетний мальчик В августе 1992 года в лагере от бронхита и дуоденита . [ 9 ] Один из членов группы, Илпо Окконен, заявил, что перед смертью мальчик, возможно, подвергся сексуальному насилию со стороны Мальцев. По словам Окконена, ребенок и мальтийцы в частном порядке уединились в гваме Мальтийца после церемонии в день рождения мальчика. Позже из гвама послышался крик ребенка. После инцидента мальчик стал неистовым и замкнутым. [ 1 ]
Сообщения СМИ и прессы
[ редактировать ]Пресса, освещавшая «Ириадамант», резко разделилась на две группы. Многие еженедельники представили группу и ее идеологию в положительном тоне после ее прибытия в Финляндию. И наоборот, несколько газет и Vihreä Lanka , журнал, входящий в состав Зеленой лиги, начали негативно писать о группе. [ 4 ]
Сообщается, что лагерь был полностью изолирован, а у жителей возникли проблемы с местным населением и властями. Группу обвиняли, среди прочего, в жестоком обращении с детьми и удержании людей в лагере против их воли. Лидер группировки Мальтас был связан с международной торговлей наркотиками и оружием, а также с терроризмом. [ 12 ] Обвинения основывались на книге Le mic-mac des service secret: dossier Ecoovie , опубликованной в 1990 году, и интервью с Элизабет Райделл-Янсон, бывшим международным секретарем шведских зеленых . [ 4 ] СМИ охарактеризовали условия в лагере Киттиля как ужасные и сообщили, что жители страдают от голода и холода. [ 13 ]
По мнению Матти Сармелы , профессора антропологии Хельсинкского университета, это был случай очернения и делегитимизации. [ 4 ] По словам историка Маарита Ниинилуото , показательно, что авторы самых негативных статей никогда не посещали лагерь Киттиля и не были заинтересованы в изучении посланий и жизни группы. [ 14 ]
Депортация и расформирование
[ редактировать ]Эркки Пуллиайнен вышел из проекта после того, как заподозрил мошенничество, и прекратил финансирование исследований. [ 9 ] Позже Пуллиайнен описал лидера группы Мальтаиса как харизматичного, социально одаренного и превосходного манипулятора. [ 3 ] После того как Пуллиайнен отказался от поддержки, Иммиграционная служба Финляндии не захотела продлевать вид на жительство группы. Решение было обжаловано Антти Сеппяля , тогдашним комиссаром по делам иностранцев. [ 4 ]
В конце марта 1993 года депутат Тина Мякеля от Финской сельской партии внесла в парламент письменный вопрос о проживании индейцев ириадамант в Финляндии. Мякеля поинтересовался запретом будущих «исследований образа жизни» и спросил, собирается ли правительство компенсировать заинтересованным сторонам расходы, понесенные группой. По ее оценкам, финансовый ущерб превысит один миллион марок . Министр внутренних дел Маури Пеккаринен заявил в своем ответе, что в деятельности группы не было ничего, что могло бы указывать на преступление, и что расследование не дало повода для дальнейших действий в этом отношении. Пеккаринен заявил, что обработка расходов, которые группа может причинить частным лицам или компаниям, не входит в задачи государственных органов. [ 7 ]
Летом 1993 года группа выступила с «Ходячей речью» по Финляндии. «Ириадамант» распространял свою философию и собирал подписи под петицией, подтверждающей поддержку движения. Всего было собрано 7000 подписей, и петиция была отправлена президенту Мауно Койвисто . [ 2 ]
В конечном итоге группа была депортирована по решению Министерства внутренних дел, которое было обосновано истечением срока действия временного вида на жительство. [ 7 ] Впоследствии Ириадамантам не разрешили попасть в лагерь в Лайнио. [ 2 ] В августе 1993 года волонтеры вывезли из лагеря более двух грузовиков мусора. [ 11 ] Высший административный суд отклонил апелляцию группы на решение о депортации, принятое в конце сентября 1993 года. [ 15 ]
Члены группы, которых на заключительном этапе было 56, заявили, что вылетят из страны из аэропорта Хельсинки-Вантаа 3 ноября 1993 года. Однако так и не явились. [ 15 ] На самом деле автобус с Ириадамантом без паспортов пересек границу со Швецией и направился в Нидерланды. Группа добралась до Италии, прежде чем решила распасться. [ 2 ]
В 1993 году бельгийский суд обвинил Мальту, среди прочего, в мошенничестве и растрате. Он избежал судебного преследования. Позже он переехал в Никарагуа , где предположительно умер в 2015 году. [ 2 ] Ecoovie появился в Rapport Gest-Guyard в 1995 году. списке французских культов [ 5 ] [ 16 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]В 2017 году Yle выпустил радиопередачу о движении Ecoovie под названием Intiaanit Tullee! с участием Ильпо Окконена. Документальный сериал «Гайалэнд» вышел в 2022 году с использованием кадров, снятых Окконеном. [ 17 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Муйлу, Яакко (28 октября 2023 г.). «Сто человек переехали в Лапландию в эко-культ, где у детей было 13 матерей и 13 отцов – как райская утопия превратилась в кошмар » кошмар]. Helsingin Sanomat (на финском языке) . Проверено 29 октября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Кайла, Кэтрин (5 октября 2018 г.). «По следам Ириадамантов » yle.fi Проверено 0 декабря 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кяйхко, Ханна (20 июля 2010 г.). «Индейцы все еще помнят» . Калева (на финском языке) . Проверено 2 декабря 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Сармела, Матти (октябрь 2004 г.). «Как определить ириадамант. Делегитимизация и достойные люди» (PDF) . Финский антрополог . 29 (3). Архивировано из оригинала (PDF) 30 октября 2013 года.
- ^ Перейти обратно: а б Палмер, Сьюзен (21 октября 2011 г.). Новые еретики Франции: религии меньшинств, Республика и спонсируемая правительством война с сектами . Издательство Оксфордского университета. п. 218. ИСБН 978-0-19-973521-1 . Проверено 3 декабря 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Херва, Веса-Пекка; Сейтсонен, Оула; Якс, Тиина; Икахеймо, Янне; Окконен, Ильпо (2021). « Индейцы» в Лапландии: сообщество Ириадамант, монокультурный этос, материальность и география маргинальности в недавнем прошлом Финляндии» . Журнал современной археологии . 8 (2): 207–227–207–227. дои : 10.1558/jca.21214 . ISSN 2051-3437 . S2CID 251302889 .
- ^ Перейти обратно: а б с «Мякеля: По поводу проживания так называемых индейцев Ириадаманта в Финляндии / Ответ министра внутренних дел Маури Пеккаринена» . Письменный вопрос 171 / Valtiopäivät 1993 . Парламент. Архивировано из оригинала 4 января 2014 года . Проверено 13 сентября 2022 г.
- ^ Овен, Сампса (26 июля 2017 г.). «В начале 1990-х годов Илпо Окконен привез в Финляндию образ жизни индийцев — проект травмировал и отнял репутацию и деньги: «Восстановление заняло годы» » . Хельсингин Саномат . Проверено 16 ноября 2018 г. .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Йокелин, Янцо. «В лес пошел» . Азартные игры (на финском языке) . Проверено 2 декабря 2022 г.
- ^ «Экология не материализовалась в индейском лагере Киттиля» . Yle Uutiset (на финском языке). 07.09.2009 . Проверено 2 декабря 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Странная группа «индейцев» расположилась лагерем в Финляндии» . yle.fi (на финском языке). 23 апреля 2010 года . Проверено 2 декабря 2022 г.
- ^ «Дело Экологическое» . Ле Суар (на французском языке). 8 февраля 1989 года . Проверено 2 декабря 2022 г.
- ^ «Странная группа индейцев разбила лагерь в Финляндии» . ЮЛ. 23 апреля 2010 года . Проверено 13 сентября 2022 г.
- ^ Ниинилуото, Маарит (10 июня 1993 г.). «Была ли сейчас последняя битва за единую культуру? Безумие Ириадаманта разделило средства массовой информации за и против». Журналист .
- ^ Перейти обратно: а б Что-где-когда, Ежегодник гражданина 1995 г. , Хельсинки: Отава, 1994. ISBN 951-1-13254-7.
- ^ «Комиссия по расследованию сект» . assemblee-nationale.fr . Проверено 3 декабря 2022 г.
- ^ Кютёля, Лаура (15 сентября 2022 г.). «Документальный сериал «Гайаланд» рассказывает об экосообществе, которое вызвало переполох в Киттиле в начале 90-х. В предыстории сообщества можно увидеть неожиданные повороты событий, как в фильме об агентах» . Helsingin Sanomat (на финском языке) . Проверено 3 декабря 2022 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Херва, Веса-Пекка; Сейтсонен, Оула; Якс, Тиина; Икахеймо, Янне; Окконен, Ильпо (2022). « Индейцы» в Лапландии: сообщество Ириадамант, монокультурный этос, материальность и география маргинальности в недавнем прошлом Финляндии». Журнал современной археологии . 8 (2): 207–227. дои : 10.1558/jca.21214 .
- Дельеж, Жан-Фредерик; Брюэйс, Филипп (1990). Ecoovie: микрофон секретных служб (на французском языке). ЭПО. ISBN 978-2-87262-041-8 .
- Годбаут, Жак (1994). Дело Нормана Уильяма (документальный фильм) (на французском языке).
- Культы
- Экологические организации, базирующиеся в Финляндии
- 1991 г. заведения в Финляндии
- Закрытие 1993 года в Финляндии
- Киттиля
- Анимизм
- Бельгийские эмигранты в Финляндии
- Канадские эмигранты в Финляндии
- Споры в Финляндии
- Депортированные люди
- Французские эмигранты в Финляндии
- Культурное присвоение коренных американцев
- Новые религиозные движения
- Веганские организации