Jump to content

Ириадамант

Члены общины Ириадамант в Киттиля, октябрь 1992 года.

Ириадаманты были общиной, которую также называли культом. [ 1 ] которые жили на севере Финляндии в 1991–1993 годах. Жителями общины были в основном французы и бельгийцы, но одетые в индейские костюмы. [ 2 ] Группа прибыла в Финляндию при поддержке профессора Эркки Пуллиайнена из Университета Оулу с намерением «изучить жизнь на природе» и научиться самодостаточности . Осенью 1991 года группа основала лагерь недалеко от Киттиля . Несмотря на европейское происхождение, их называли «индейцами Киттиля» ( фин . Kittilän intiaanit ) или «индейцами образа жизни» (фин. elämäntapaintiaani ). Когда лагерь был впервые создан, его в целом воспринимали в положительном свете. [ 3 ]

К началу 1993 года отношение изменилось. Профессор Пуллиайнен вскоре разорвал отношения, когда стало ясно, что в лагере не проводится никаких исследований. По сообщениям газет, условия были ужасными, холодными, грязными, а жителям не хватало еды и медицинской помощи. Газеты обвиняли отдыхающих, среди прочего, в жестоком обращении с детьми. [ 4 ] Выявлено, что группа в основном зависела от внешних поставок продовольствия. Основатель «Ириадаманта» Пьер Мальте обычно жил не в лагере, а в гостинице Хельсинки . Движение все более широко рассматривалось как «шоу зеленых перьев», созданное экокультом, в котором руководство обмануло внешний мир и его членов. Ириадамант были депортированы из Финляндии в 1993 году. Вскоре после этого община распалась. [ 2 ]

Члены Ириадаманта с еловыми ветвями

Лагерь Ириадамант основал франко-канадец Пьер Дорис Мальте. Мальтаис, который также использовал имена Норман Уильям и Альпджойн, ложно утверждал, что он был метисом по происхождению. Позже он и его последователи представились людьми микмак . [ 1 ] В 1973 году Мальтийцы основали La Tribu экологическую группу . Позже они изменили свое название на Ecoovie (англ . «экологическая жизнь »). Группа переехала в Париж в 1978 году и начала продавать натуральные продукты. В 1984 году группа отправилась в мировое турне, чтобы сажать деревья и распространять свою философию. [ 2 ] Основная группа состояла в основном из французов, франко-канадцев и бельгийцев. Члены сообщества отождествляют себя с индейскими народами и обычаями, одеваются в традиционные костюмы и берут имена, вдохновленные коренными народами. [ 4 ]

На пике своего развития Ecoovie насчитывало около 500 членов по всей Европе, ведущих примитивный образ жизни. Они обычно отвергали современные диеты, медицинскую помощь и использование инструментов. [ 5 ] Позже группа получила название «Ириадамант», происходящее от словосочетания «художники образа жизни». [ 3 ]

Основание лагеря

[ редактировать ]
Член сообщества «Ириадамант» представляет конструктивные чертежи палаток гвам
Строительство гвама в лагере Ириадамант в Киттиля

Группа приехала в Финляндию через Швецию после прогулки из Италии в 1991 году. [ 6 ] Их пригласили в Финляндию архитектор Илпо Окконен [ фи ] и Эркки Пуллиайнен , профессор зоологии Университета Оулу и член парламента от Зеленой лиги . По соглашению с Пуллиайненом группа приехала в Финляндию для реализации междисциплинарного проекта ESSOC («Экологическая сильвизация и выживание с помощью оригинальных культур») в сотрудничестве с Хельсинкским университетом . На этом основании им был предоставлен вид на жительство до конца июля 1992 года. Сообщалось, что первоначально в состав группы входило около 140 человек. [ 2 ] [ 7 ] [ 8 ]

Группа «Ириадамант» заявила, что их целью было научное изучение адаптации человека к природе через образ жизни коренных народов. Они выступали против западного образа жизни и, напротив, практиковали цивилизацию и религиозные ритуалы. [ 3 ] Они также стремились изучить органическую жизнь в Арктике. Предполагаемые эксперименты должны были длиться семь лет, и к этому времени они надеялись стать самодостаточными. [ 9 ]

Некоторые считали это сообщество настоящим племенем коренных американцев, и общественность встретила его с любопытством и позитивом. Их первый лагерь находился недалеко от Оулу . [ 9 ] Хотя первоначальной целью было оказаться на юге Финляндии, они заключили сделку с туристической компанией в Киттиля. Они согласились выступать в качестве туристической достопримечательности в обмен на землю и продовольствие. Группа поселилась в Лайнио, небольшой туристической деревне недалеко от Нейтокайнена . [ 6 ] Однако уже через год лагерь был закрыт для посторонних. [ 9 ]

В Лайнио Ириадамант построил постоянные крытые дерном убежища, называемые «гвамами». Поселение было разделено на лагеря для мужчин, женщин и детей, которые окружали центральный форум и рынок. [ 6 ]

Образ жизни и неприятности

[ редактировать ]
Члены лагеря Ириадамант внутри гвама
Внешний вид Гвама

Ириадамант практиковал анимистические религиозные верования. Ежедневные ритуалы и распорядок дня были запланированы с учетом планетарных циклов и времен года. Четыре «хранителя стихий» избирались ежеквартально для делегирования обязанностей членам племени. Сообщество жило на веганской диете и стремилось собирать большую часть своей еды. Группа провела семинары по устойчивому образу жизни в близлежащих муниципалитетах в рамках своей программы « Университет жизни ». [ 2 ]

В Финляндии Ириадаманту не удалось достичь самодостаточности. Лагерь зависел от продовольственных пожертвований от местных фермеров и членов их организаций поддержки. Картофель был незаконно вывезен из Соллефтео, поскольку там не было возможности выращивать его самостоятельно. [ 2 ] Каждый день доставлялось четыре грузовика дров. Несмотря на эту внешнюю поддержку, условия в лагере были неадекватными. Были отмечены проблемы с гигиеной и здоровьем зубов.

Группа также делала вид, что живет более органично, чем на самом деле, тайно используя современные материалы и инструменты. Посуда, которая выглядела как кора и ткань, на самом деле была пластиком и стеклом. [ 9 ] Подаренная одежда была выброшена или использована в качестве изоляции здания. [ 10 ] Выяснилось, что для валки деревьев они использовали современные пилы. После того, как лагерь был заброшен, осталось большое количество пластикового мусора. [ 11 ]

умер трехлетний мальчик В августе 1992 года в лагере от бронхита и дуоденита . [ 9 ] Один из членов группы, Илпо Окконен, заявил, что перед смертью мальчик, возможно, подвергся сексуальному насилию со стороны Мальцев. По словам Окконена, ребенок и мальтийцы в частном порядке уединились в гваме Мальтийца после церемонии в день рождения мальчика. Позже из гвама послышался крик ребенка. После инцидента мальчик стал неистовым и замкнутым. [ 1 ]

Сообщения СМИ и прессы

[ редактировать ]

Пресса, освещавшая «Ириадамант», резко разделилась на две группы. Многие еженедельники представили группу и ее идеологию в положительном тоне после ее прибытия в Финляндию. И наоборот, несколько газет и Vihreä Lanka , журнал, входящий в состав Зеленой лиги, начали негативно писать о группе. [ 4 ]

Сообщается, что лагерь был полностью изолирован, а у жителей возникли проблемы с местным населением и властями. Группу обвиняли, среди прочего, в жестоком обращении с детьми и удержании людей в лагере против их воли. Лидер группировки Мальтас был связан с международной торговлей наркотиками и оружием, а также с терроризмом. [ 12 ] Обвинения основывались на книге Le mic-mac des service secret: dossier Ecoovie , опубликованной в 1990 году, и интервью с Элизабет Райделл-Янсон, бывшим международным секретарем шведских зеленых . [ 4 ] СМИ охарактеризовали условия в лагере Киттиля как ужасные и сообщили, что жители страдают от голода и холода. [ 13 ]

По мнению Матти Сармелы [ фи ] , профессора антропологии Хельсинкского университета, это был случай очернения и делегитимизации. [ 4 ] По словам историка Маарита Ниинилуото [ фи ] , показательно, что авторы самых негативных статей никогда не посещали лагерь Киттиля и не были заинтересованы в изучении посланий и жизни группы. [ 14 ]

Депортация и расформирование

[ редактировать ]

Эркки Пуллиайнен вышел из проекта после того, как заподозрил мошенничество, и прекратил финансирование исследований. [ 9 ] Позже Пуллиайнен описал лидера группы Мальтаиса как харизматичного, социально одаренного и превосходного манипулятора. [ 3 ] После того как Пуллиайнен отказался от поддержки, Иммиграционная служба Финляндии не захотела продлевать вид на жительство группы. Решение было обжаловано Антти Сеппяля [ фи ] , тогдашним комиссаром по делам иностранцев. [ 4 ]

В конце марта 1993 года депутат Тина Мякеля [ фи ] от Финской сельской партии внесла в парламент письменный вопрос о проживании индейцев ириадамант в Финляндии. Мякеля поинтересовался запретом будущих «исследований образа жизни» и спросил, собирается ли правительство компенсировать заинтересованным сторонам расходы, понесенные группой. По ее оценкам, финансовый ущерб превысит один миллион марок . Министр внутренних дел Маури Пеккаринен заявил в своем ответе, что в деятельности группы не было ничего, что могло бы указывать на преступление, и что расследование не дало повода для дальнейших действий в этом отношении. Пеккаринен заявил, что обработка расходов, которые группа может причинить частным лицам или компаниям, не входит в задачи государственных органов. [ 7 ]

Летом 1993 года группа выступила с «Ходячей речью» по Финляндии. «Ириадамант» распространял свою философию и собирал подписи под петицией, подтверждающей поддержку движения. Всего было собрано 7000 подписей, и петиция была отправлена ​​президенту Мауно Койвисто . [ 2 ]

В конечном итоге группа была депортирована по решению Министерства внутренних дел, которое было обосновано истечением срока действия временного вида на жительство. [ 7 ] Впоследствии Ириадамантам не разрешили попасть в лагерь в Лайнио. [ 2 ] В августе 1993 года волонтеры вывезли из лагеря более двух грузовиков мусора. [ 11 ] Высший административный суд отклонил апелляцию группы на решение о депортации, принятое в конце сентября 1993 года. [ 15 ]

Члены группы, которых на заключительном этапе было 56, заявили, что вылетят из страны из аэропорта Хельсинки-Вантаа 3 ноября 1993 года. Однако так и не явились. [ 15 ] На самом деле автобус с Ириадамантом без паспортов пересек границу со Швецией и направился в Нидерланды. Группа добралась до Италии, прежде чем решила распасться. [ 2 ]

В 1993 году бельгийский суд обвинил Мальту, среди прочего, в мошенничестве и растрате. Он избежал судебного преследования. Позже он переехал в Никарагуа , где предположительно умер в 2015 году. [ 2 ] Ecoovie появился в Rapport Gest-Guyard в 1995 году. списке французских культов [ 5 ] [ 16 ]

[ редактировать ]

В 2017 году Yle выпустил радиопередачу о движении Ecoovie под названием Intiaanit Tullee! с участием Ильпо Окконена. Документальный сериал «Гайалэнд» вышел в 2022 году с использованием кадров, снятых Окконеном. [ 17 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Муйлу, Яакко (28 октября 2023 г.). «Сто человек переехали в Лапландию в эко-культ, где у детей было 13 матерей и 13 отцов – как райская утопия превратилась в кошмар » кошмар]. Helsingin Sanomat (на финском языке) . Проверено 29 октября 2023 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Кайла, Кэтрин (5 октября 2018 г.). «По следам Ириадамантов » yle.fi Проверено 0 декабря 2022 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Кяйхко, Ханна (20 июля 2010 г.). «Индейцы все еще помнят» . Калева (на финском языке) . Проверено 2 декабря 2022 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Сармела, Матти (октябрь 2004 г.). «Как определить ириадамант. Делегитимизация и достойные люди» (PDF) . Финский антрополог . 29 (3). Архивировано из оригинала (PDF) 30 октября 2013 года.
  5. ^ Перейти обратно: а б Палмер, Сьюзен (21 октября 2011 г.). Новые еретики Франции: религии меньшинств, Республика и спонсируемая правительством война с сектами . Издательство Оксфордского университета. п. 218. ИСБН  978-0-19-973521-1 . Проверено 3 декабря 2022 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б с Херва, Веса-Пекка; Сейтсонен, Оула; Якс, Тиина; Икахеймо, Янне; Окконен, Ильпо (2021). « Индейцы» в Лапландии: сообщество Ириадамант, монокультурный этос, материальность и география маргинальности в недавнем прошлом Финляндии» . Журнал современной археологии . 8 (2): 207–227–207–227. дои : 10.1558/jca.21214 . ISSN   2051-3437 . S2CID   251302889 .
  7. ^ Перейти обратно: а б с «Мякеля: По поводу проживания так называемых индейцев Ириадаманта в Финляндии / Ответ министра внутренних дел Маури Пеккаринена» . Письменный вопрос 171 / Valtiopäivät 1993 . Парламент. Архивировано из оригинала 4 января 2014 года . Проверено 13 сентября 2022 г.
  8. ^ Овен, Сампса (26 июля 2017 г.). «В начале 1990-х годов Илпо Окконен привез в Финляндию образ жизни индийцев — проект травмировал и отнял репутацию и деньги: «Восстановление заняло годы» » . Хельсингин Саномат . Проверено 16 ноября 2018 г. .
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Йокелин, Янцо. «В лес пошел» . Азартные игры (на финском языке) . Проверено 2 декабря 2022 г.
  10. ^ «Экология не материализовалась в индейском лагере Киттиля» . Yle Uutiset (на финском языке). 07.09.2009 . Проверено 2 декабря 2022 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б «Странная группа «индейцев» расположилась лагерем в Финляндии» . yle.fi (на финском языке). 23 апреля 2010 года . Проверено 2 декабря 2022 г.
  12. ^ «Дело Экологическое» . Ле Суар (на французском языке). 8 февраля 1989 года . Проверено 2 декабря 2022 г.
  13. ^ «Странная группа индейцев разбила лагерь в Финляндии» . ЮЛ. 23 апреля 2010 года . Проверено 13 сентября 2022 г.
  14. ^ Ниинилуото, Маарит (10 июня 1993 г.). «Была ли сейчас последняя битва за единую культуру? Безумие Ириадаманта разделило средства массовой информации за и против». Журналист .
  15. ^ Перейти обратно: а б Что-где-когда, Ежегодник гражданина 1995 г. , Хельсинки: Отава, 1994. ISBN 951-1-13254-7.
  16. ^ «Комиссия по расследованию сект» . assemblee-nationale.fr . Проверено 3 декабря 2022 г.
  17. ^ Кютёля, Лаура (15 сентября 2022 г.). «Документальный сериал «Гайаланд» рассказывает об экосообществе, которое вызвало переполох в Киттиле в начале 90-х. В предыстории сообщества можно увидеть неожиданные повороты событий, как в фильме об агентах» . Helsingin Sanomat (на финском языке) . Проверено 3 декабря 2022 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Херва, Веса-Пекка; Сейтсонен, Оула; Якс, Тиина; Икахеймо, Янне; Окконен, Ильпо (2022). « Индейцы» в Лапландии: сообщество Ириадамант, монокультурный этос, материальность и география маргинальности в недавнем прошлом Финляндии». Журнал современной археологии . 8 (2): 207–227. дои : 10.1558/jca.21214 .
  • Дельеж, Жан-Фредерик; Брюэйс, Филипп (1990). Ecoovie: микрофон секретных служб (на французском языке). ЭПО. ISBN  978-2-87262-041-8 .
  • Годбаут, Жак (1994). Дело Нормана Уильяма (документальный фильм) (на французском языке).
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1bcb8704fcbcdf38ba191cb525310a0d__1720920780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1b/0d/1bcb8704fcbcdf38ba191cb525310a0d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Iriadamant - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)