Административный ресурс
Административный ресурс – это способность политических кандидатов (и партий ) использовать свое официальное положение или связи с государственными учреждениями для влияния на исход выборов .
Этот термин широко используется в России и других странах бывшего СССР , поскольку эта практика широко распространена, хорошо известна и открыто обсуждается общественностью и средствами массовой информации. В этих странах административный ресурс является одним из основных факторов на большинстве выборов. Хотя подобная коррупционная практика практикуется во всем мире в странах с хрупкой демократией, термин «административный ресурс» приписывается почти исключительно России. Более того, использование административного ресурса обычно рассматривается не как демократическая форма предвыборной агитации, а как инструмент, используемый для подрыва демократии. [1]
Административный ресурс – это лишь одна часть, определяющая исход выборов. Двумя другими важными факторами являются идеология (программа кандидата) и использование политических технологий ( пиар , организация избирательной кампании и т. д.).
Среди множества различных способов применения административного ресурса можно выделить:
- Мобилизация организационных и финансовых ресурсов. Власти могут легко оказать давление на бизнесменов, чтобы они финансировали предпочтительных кандидатов и партии. Перед парламентскими выборами в России деньги часто используются для создания «партий власти», основанных не на определенной идеологии, а на принадлежности к власти и легком доступе к деньгам.
- Законы могут применяться избирательно, чтобы помочь дружественным кандидатам, препятствуя их конкуренции. Власти могут использовать частые налоговые проверки, полицейские обыски и аресты, чтобы наказать бизнесменов, финансирующих конкурирующих кандидатов.
- Власти могут использовать избирательное законодательство в своих интересах, например, создав предлог для последующего обжалования результатов в случае победы невыгодного кандидата. Другой вариант — запретить голосовать некоторым группам людей, которые могут проголосовать против предпочтительного кандидата.
- Подконтрольные правительству организации, такие как армия, тюрьмы, больницы, государственные школы и т. д., могут быть мобилизованы для сбора подписей и других целей. Они также могут оказывать давление на своих сотрудников и клиентов, чтобы они голосовали за конкретных кандидатов, и осуществлять контроль над голосами, размещая избирательные участки.
- Перераспределение бюджетных средств. Власти могут подкупать электорат косвенно, выплачивая пенсионные долги, индексируя зарплаты и т. д. Федеральное правительство может контролировать губернаторов, измеряя пожертвования в их регионы.
- Контроль над средствами массовой информации . Главы государств или регионов могут легко создавать новостные темы для СМИ, получая бесплатную рекламу и обходя ограничения на рекламу на телевидении, установленные для всех кандидатов. Этот метод с особой эффективностью использовался на выборах президента России 2004 года .
- Фальсификация результатов выборов. Дополнительные бюллетени могут быть введены на имя тех, кто не голосовал, бюллетени за «неправильного» кандидата могут быть признаны недействительными путем их повреждения, бюллетени могут быть заменены. Власти также могут контролировать состав избирательных комиссий и не допускать контроля со стороны независимых наблюдателей.
Ссылки
[ редактировать ]- Власть выбирает власть (на русском языке)
- Рентген административного ресурса (на русском языке)
- Как агенты Путина подрывают российскую демократию , Newsweek
- Специфический
- ↑ Как агенты Путина подрывают российскую демократию , Newsweek.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Виртуальная политика — фальшивая демократия в постсоветском мире (книга) Эндрю Уилсона , издательство Йельского университета , 2005, ISBN 0-300-09545-7
- Злоупотребление служебным положением и неправомерное использование административных ресурсов / Проект ACE
- СОВМЕСТНЫЕ РУКОВОДСТВА ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ И РЕАГИРОВАНИЮ НА ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫМИ РЕСУРСАМИ ВО ВРЕМЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ / ЕВРОПЕЙСКАЯ КОМИССИЯ ПО ДЕМОКРАТИИ ЧЕРЕЗ ПРАВО (ВЕНЕЦИОНСКАЯ КОМИССИЯ), БЮРО ОБСЕ ПО ДЕМОКРАТИЧЕСКИМ ИНСТИТУТАМ И ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА (ОБСЕ/БДИПЧ), Страсбург, 14 марта 2016 г.