Чарльз Сэвидж (бич-бродяга)
Чарльз Сэвидж (? – 6 сентября 1813 г.) был моряком (скорее всего, шведского происхождения) и пляжным бродягой, известным своими подвигами на островах Фиджи между 1808 и 1813 годами.
Прибытие на Фиджи
[ редактировать ]В большинстве источников Сэвидж был моряком на борту корабля, зарегистрированного в Порт-Джексоне ( Сидней ), Австралия , с которого он был оставлен в Тонге около 1807 года. Из Тонги его доставили на Фиджи судном « Элиза» , потерпевшим крушение возле Найрай . острова [1]
Подвиги с Бау
[ редактировать ]Учитывая его свободное владение тонганским и фиджийским языками и склонность к насилию, Сэвидж легко проник в компанию острова Бау вождя Науливу . Из-под обломков «Элизы » Сэвидж смог спасти несколько мушкетов , которые он затем продемонстрировал лидерам Бауана. Такое сочетание обстоятельств, личности и технологий позволило Сэвиджу участвовать в фиджийских войнах, предположительно впервые на Фиджи было использовано огнестрельное оружие. [2]
Сэвидж возглавил небольшую группу пляжников в качестве наемников на службе Науливоу и быстро показал свою ценность в боях со своими врагами. [3] Отсутствие у фиджийцев определенных культурных запретов (таких как нападение на противостоящих вождей в начале битвы) и использование их индивидуальных навыков обращения с мушкетами доказали, что Сэвидж и компания стали жестокой и дееспособной силой в междоусобной войне на Фиджи.
Сэвиджу приписывают использование защищенной от стрел конструкции, построенной за пределами укреплений его врагов, чтобы он мог безнаказанно стрелять по ним. В других рассказах о его смертности говорится, что его «жертв было так много, что горожане складывали тела в кучу и прятались за ними; и ручей возле деревни стал красным». [2]
За свои услуги Сэвидж получил определенный престиж и награды от Науливоу, хотя масштаб и масштаб более сенсационных подробностей, включая многочисленные жены, влияние на местную политику и самостоятельное становление вождем каннибалов, кажутся Это преувеличенные рассказы, смешанные с европейскими рассказами о «белых дикарях». [4]
События Диллонс-Рока
[ редактировать ]В 1813 году Охотник прибыл на Фиджи, чтобы заняться торговлей сандалом , и впоследствии нанял несколько местных европейских пляжников, включая Сэвиджа. Как рассказал третий помощник капитана Питер Диллон , Сэвидж был убит в стычке с фиджийцами Вайлеа 6 сентября 1813 года. засада. Они попытались бежать обратно к стоявшему на якоре «Охотнику» , но обнаружили «невозможность добраться до лодки сквозь толпы туземцев, перехвативших путь». [5] В этот момент Диллон приказал людям подняться на скальный холм с плоской вершиной (который позже стал Скалой Диллона) и организовал защиту. Из-за крутого и узкого подъема на скалу могли подняться только несколько человек одновременно, что позволяло защитникам максимально эффективно наносить залпы.
После некоторых интенсивных и спорадических переговоров Вайлеа вернулись к своего рода осаде, в которой участвовали (по данным Диллона) несколько тысяч туземцев. В этот момент Сэвидж предложил им вырваться и бежать, но Диллон категорически отверг это предложение, который, чтобы еще больше подчеркнуть свою решимость, пригрозил застрелить первого человека, который попытается убежать. Воспользовавшись затишьем в бою, чтобы попытаться договориться, Диллон напомнил Вайлеа, что восемь из них, включая брата священника, были заложниками на борту « Охотника» . Диллон предложил отправить человека на корабль, чтобы добиться их освобождения в обмен на защитников. Вайлеа согласилась, и для облегчения сделки был отправлен травмированный защитник. Во время прекращения огня несколько вождей поднялись на холм, чтобы умолять оставшихся защитников принять предложения дружбы и мира. Сэвидж, уверенный в своем знании языка и обычаев, был убежден, что сможет спуститься благополучно и добиться какого-то решения. Диллон не согласился и отказался покинуть скалу до обмена пленными, а также позволил Сэвиджу уйти только в том случае, если он оставит свой мушкет и боеприпасы.
Затем Сэвидж спустился со скалы и некоторое время разговаривал с Вайлеа, которые продолжали пытаться убедить Диллона присоединиться к ним, но безуспешно. Наконец, раздраженный отказом Диллона спуститься и вызванный попыткой другого защитника сбежать, Вайлеа напал на безоружного Сэвиджа и быстро одолел его, в конечном итоге утопив его в колодце. Диллон продолжает описывать каннибалистические практики и ритуалы, связанные с телами Сэвиджа и других, но эти детали оспариваются другими. [6]
Результаты подвигов Сэвиджа
[ редактировать ]Жизнь типичного пляжного бродяги с немногими задокументированными подвигами с тех пор послужила глиной для создания легенд для многочисленных писателей и историков. Влияние Сэвиджа (и связанных с ним мушкетов) на историю Фиджи обсуждается. В научных книгах и статьях наследие Сэвиджа исследуется с точки зрения его помощи в возвышении Бау (и, следовательно, их последующего доминирования на Фиджи), его внедрения огнестрельного оружия и его роли в качестве агента социальных перемен с различной степенью поддержки и порицания. .
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Кэмпбелл, IC (1980). «Историография Чарльза Сэвиджа». Журнал Полинезийского общества . 89 (2): 143–166.
- Денун, Дональд и др. (1997). Кембриджская история жителей островов Тихого океана. Кембридж. Издательство Кембриджского университета.
- Диллон, Питер (1829). Рассказ и успешный результат путешествия по южным морям. Лондон.
- Мод, HE (1984). «Бродяги и потерпевшие кораблекрушение». Журнал Полинезийского общества . 73 (3): 254–293.
- Гананатх Обейсекере , (2005). Разговор о каннибалах: миф о людоеде и человеческие жертвоприношения в южных морях. Беркли и Лос-Анджелес. Издательство Калифорнийского университета.