Jump to content

Изливная емкость со стременем

Сосуд Чиму-Стреруп, между 1100 и 1550 годами. Художественный музей Уолтерса .

Сосуд -излив стремени (названный так из-за сходства со стременем ) — тип керамического сосуда, распространенный среди нескольких доколумбовых культур Южной Америки, начиная с начала 2-го тысячелетия до нашей эры. [1]

Эти культуры включали Чавин и Моче . В этих сосудах ручка стремени фактически является частью носика , выходящего из верхней части стремени. Кувшины накладки , которые часто были искусно фигурными, отливались из формы, а носик стремени изготавливался вручную и приваривался к сосуду с помощью . [2]

Сосуды для культуры моче и стремени с носиком

[ редактировать ]

В речных долинах северного побережья Перу культура моче (мох-чай) росла и процветала примерно ок. 100 г. н. э. В течение почти 600 лет культура моче развивалась и распространялась по долинам крупных рек на засушливых прибрежных равнинах Перу. [3] Моче построили большие монументальные храмы, обширные оросительные каналы и системы, а также впечатляющее богатство произведений искусства и керамики. [4]

Произведения искусства Моче предоставили чрезвычайно разнообразный отчет о деятельности, проделанной на протяжении всего времени, а также о важных фигурах и ресурсах. Произведения искусства моче включали мужчин, женщин, растения, богов и божеств, а также антропоморфные фигуры, участвующие в таких видах деятельности, как охота, рыбалка, боевые действия, половые акты, войны и церемониальные мероприятия. Археологи Моче смогли обнаружить огромное количество произведений искусства, в основном благодаря сохранившейся керамике Моче. [5] Моче были особенно искусны в изготовлении сосудов с изливом. Они использовали их в основном для создания изысканных изделий, а также для создания замысловатых скульптурных форм, таких как портреты лидеров моче. Сосуды со стремянистыми изливами появились рано в Андском регионе. Они могут быть сферическими, сплюснутыми, цилиндрическими, кубообразными, угловыми или формованными. На протяжении всего существования культуры Моче создавало тысячи таких сосудов со стремянками. Они использовались как в практических, так и в художественных целях. [6]

В керамике Моче существует две основные классификации сосудов-изливов. Одной из форм был процесс создания трехмерной формы и использования ее для формирования из глины замысловатого изображения или фигуры. Одним из самых популярных стилей керамики Моче было создание того, что сейчас называют портретными сосудами Моче . Эти сосуды были чрезвычайно детализированы и замысловаты, обычно изображали головы и фигуры взрослых мужчин. Из-за детализации этих сосудов считается, что они представляют собой изображения реальных высокопоставленных мужчин культуры моче. [7]

портретный сосуд с изображением паралича , Музей Ларко

Вторая классификация керамики Моче – это создание росписи Файнлайн на керамике. Этот художественный стиль предоставляет массу информации о жизни и верованиях культуры моче. Он предоставляет информацию о повседневной жизни доколумбовой эпохи, повествовательной мифологии и ритуальных практиках по всему региону. и Донна Макклелланд отдали этим картинам Fineline пять различных категорий Исследователи Кристофер Б. Доннан , включая «Формы сосудов», «Повседневная жизнь», «Мир природы», «Сверхъестественное» и «Повествовательные темы». [8]

Эротическая керамика Моче

[ редактировать ]

Были обнаружены тысячи сосудов со стремянками, из них по меньшей мере 500. [9] предметы, изображающие сексуальные или эротические сцены. Хотя эта керамика демонстрирует широкий спектр сексуальных и эротических изображений и иконографии, репродуктивный секс (проникновение полового члена во влагалище) изображается редко. [10] Наиболее распространенные конструкции сосудов ориентированы на позиции анального секса и фелляции. Тем не менее, другие темы включают в себя богов, божеств, охоту, рыбалку, жертвоприношения, бои, погребения, [11] общественная деятельность, война, танцующие скелеты и совокупление животных, включая сцены с мышами и обезьянами. [12] Конкретные стили сосудов сексуальной тематики появляются чаще. Это свидетельствует о том, что в течение некоторого времени действовали керамические мастерские, позволяющие наладить массовое производство этих сосудов. [9] возможно с использованием формочек. [13] Эти горшки дают археологам представление о верованиях моче и других доколумбовых культур в отношении размножения и сексуальных практик. Эти артефакты демонстрируют такие практики, как андрогинность (как мужские, так и женские гениталии), гермафродитизм и инфекции, передающиеся половым путем, такие как сифилис. [14] Многие из этих сосудов полностью выставлены в музее Ларко в Лиме, ​​Перу. Здесь есть целая галерея, посвященная эротическим произведениям искусства и керамике народа моче. [15]

Большая часть этих изделий была поставлена ​​элитным членам общества. [16] Благодаря обнаружению эротической керамической посуды в элитных гробницах археологи пришли к выводу, что моче хоронили своих высокопоставленных особ с помощью этих сексуальных горшков, а также в некоторых жертвенных ритуалах. [17] Также были обнаружены ритуальные принадлежности, изысканная одежда и украшения. [18]

Водная тема в керамике Моче

[ редактировать ]

Территория Моче подвергалась резким изменениям климата, очень засушливому лету и дождливой зиме. Однако периодические явления Эль-Ниньо нарушали этот поток либо из-за исключительно длительных засух, либо из-за периодов разрушительных наводнений. [19] Манипулирование водой стало для моче очень важным не только для выживания, но и для процветания. Урожайность сельского хозяйства Моче была основным источником богатства, как за счет производства, так и за счет торговли. [20] Это произошло из-за огромной системы оросительных каналов, которая доставляла воду из пышных долин в окружающие города и деревни. Каналы поддерживали городские центры, используемые для выращивания кукурузы (маиса), фасоли и других культур. [21] и помогал в периоды сильной засухи. Доступ к надежному источнику воды также был важен для роста и развития моче как общества, особенно если они хотели адаптироваться к оседлому обществу. [22]

Это манипулирование водой также было продемонстрировано в керамических работах Моче. Помимо более известных сцен сексуальной керамики, дизайн носика этих изделий также получил любопытную интерпретацию. Вода необходима для выживания, и чтобы выжить в засушливых условиях, моче направляли воду из рек и долин в нужные места. Эта манипуляция проявляется в оформлении носиков их керамических изделий. Когда деталь поворачивается для выливания или наполнения водой, в моче используется носик круглой формы, позволяющий воде вытекать с обеих сторон.

Тонкая керамическая роспись Моче

[ редактировать ]

Хотя не было никакого идентифицируемого языка, связанного с моче, их формы искусства, такие как гончарное дело и керамика, позволяют ученым взглянуть на практики и обычаи культуры моче. Из этих керамических форм, таких как роспись Fineline на сосудах с носиком, археологи могут начать понимать аспекты повседневной жизни, мифологии и повествовательного мифа моче. Одним из важнейших шагов в понимании иконографии этих сосудов является создание «выкаток» иконографии, нанесенной на сосуд. Кристофер Б. Доннан и Донна Макклелланд на протяжении всей своей карьеры фотографировали и записывали иконографию этих сосудов Моче в развернутом виде. В этой форме можно четко определить повествовательный аспект и повествовательную способность сосудов-изливов стремени. [23]

Таким образом, в иконографии, обнаруженной на памятниках Моче, можно выделить несколько ключевых тем. Иконография на этих сосудах со стременами показывает широкий спектр деятельности Моче. На нем показаны пищевые обычаи и способы питания моче, ткачество, военное дело, охота и даже одежда и украшения. На нескольких сосудах можно найти несколько более крупных тем. [24] Прекрасным примером этого может служить сосуд из стремени Моче, известный как Presentation Theme (см. рисунок сбоку). Здесь иконография показывает несколько фигур, участвующих в ритуальном жертвоприношении и питье крови. В нижней сцене похитители обезглавливают нескольких связанных заключенных, а несколько богато украшенных фигур на сцене выше ходят вокруг кубка. [25]

Были споры о том, представляют ли богато украшенные фигуры богов и божеств или же это были высокопоставленные чиновники моче в костюмах. Это происходит в результате раскопок стоянки Моче в Сипане. Здесь были найдены останки лидера моче, похороненные в костюме Лучевого Божества, найденном в Теме презентации. Это открытие изменило подход многих археологов к повествовательным темам в иконографии Моче. После этого открытия в игру вступили две сферы мысли. Во-первых, это продолжение того, что на самом деле Моче было показано божество, а останки «Повелителя Сипана » были просто одеты в тот же костюм, чтобы напоминать божество. Во-вторых, в этой сцене не были показаны божества или пантеон Моче, а вместо этого была буквальная интерпретация событий. Это был рекорд истории. [26]

Эта тема, как и другие, демонстрирует естественное развитие и формат повествования. Опять же, хотя письменных документов Моче нет, иконография на сосудах с носиком и другой керамике дает ученым историю верований и обычаев Моче. Идентификация иконографии на этом сосуде позволяет ученым понять такие действия моче, как война, человеческие жертвоприношения и церемониальные практики. Фигуры или божества, показанные в теме презентации, можно найти в нескольких других темах и сценах из иконографии сосудов с носиком стремени Моче. Несколько ключевых фигур в теме презентации также были идентифицированы в сцене жертвоприношения. Это не единственные идентифицированные темы, хотя они присутствуют во всех картинах Моче Файнлайн в сосудах со стременами. Также есть тема «Погребение», «Восстание предметов», тема «Лодка Туле» и тема «Бегущий». [27]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ "Бутылка со стремяном-носиком [Перу; Cupisnique] (1978.412.38)" . В Хайльбрунне «Хронология истории искусств». Нью-Йорк: Метрополитен-музей , 2000–. (Октябрь 2006 г.) Проверено 10 мая 2009 г.
  2. ^ "Бутылка с сидящей фигурой [Перу; Моче] (82.1.30)" . В Хайльбрунне «Хронология истории искусств». Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. (Октябрь 2006 г.) Проверено 10 мая 2009 г.
  3. ^ Доннан, Кристофер; Симада, Идзуми; Ланге, Тереза ​​(2003). «Моче» . Гроув Арт онлайн . дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T058723 . ISBN  9781884446054 . Проверено 2 мая 2021 г.
  4. ^ «Архив Моче, Исследовательская библиотека и коллекции Думбартон-Оукса» . Думбартон Оукс . Проверено 2 мая 2021 г.
  5. ^ Доннан, Кристофер; Симада, Идзуми; Ланге, Тереза ​​(2003). «Моче» . Гроув Арт онлайн . дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T058723 . ISBN  9781884446054 . Проверено 2 мая 2021 г.
  6. ^ «Архив Моче, Исследовательская библиотека и коллекции Думбартон-Оукса» . Думбартон Оукс . Проверено 2 мая 2021 г.
  7. ^ Квилтер, Джеффри (2014). Древние Центральные Анды . Оксон: Рутледж Абингдон. п. 76-77.
  8. ^ «Архив Моче, Исследовательская библиотека и коллекции Думбартон-Оукса» . Думбартон Оукс . Проверено 2 мая 2021 г.
  9. ^ Jump up to: а б ВЕЙСМАНТЕЛЬ, МЭРИ (2004). «Секс-горшки моче: размножение и временность в древней Южной Америке» . Американский антрополог . 106 (3): 495–505. дои : 10.1525/aa.2004.106.3.495 . ISSN   0002-7294 .
  10. ^ Матье, П. (2003). Секс-горшки: Эротика в керамике . Издательство Университета Рутгерса.
  11. ^ ДОННАН, КРИСТОФЕР Б.; МАККЛЕЛЛАНД, ДОННА (1979). «Тема погребения в иконографии моче» . Исследования доколумбового искусства и археологии (21): 1–46. ISSN   0585-7023 . JSTOR   41263445 .
  12. ^ Квилтер, Джеффри (2014). Древние Центральные Анды . Оксон: Рутледж Абингдон. п. 76-77.
  13. ^ Шапделейн, Клод (1 июня 2011 г.). «Последние достижения в археологии моче» . Журнал археологических исследований . 19 (2): 191–231. дои : 10.1007/s10814-010-9046-6 . ISSN   1573-7756 . S2CID   154374945 .
  14. ^ Матье, Поль (2003). Секс-горшки: эротика в керамике . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издательство Университета Рутгерса. ISBN  0-8135-3293-0 .
  15. ^ «Эротическая галерея» . Музей Ларко . Проверено 3 мая 2021 г.
  16. ^ Свенсон, Эдвард (2011). «Сценическое искусство и политика зрелища в Древнем Перу» . Кембриджский археологический журнал . 21 (2): 283–313. дои : 10.1017/S095977431100028X . ISSN   0959-7743 .
  17. ^ Бурже, С. (2006). Секс, смерть и жертвоприношение в религии моче и визуальной культуре . Издательство Техасского университета.
  18. ^ ВЕЙСМАНТЕЛЬ, МЭРИ (2004). «Секс-горшки моче: размножение и временность в древней Южной Америке» . Американский антрополог . 106 (3): 495–505. дои : 10.1525/aa.2004.106.3.495 . ISSN   0002-7294 .
  19. ^ Арсено, Даниэль (2001), «Моче» , в Перегрине, Питер Н.; Эмбер, Мелвин (ред.), Энциклопедия предыстории: Том 7: Южная Америка , Бостон, Массачусетс: Springer US, стр. 272–279, doi : 10.1007/978-1-4615-0521-1_22 , ISBN  978-1-4615-0521-1 , получено 11 марта 2022 г.
  20. ^ «Ранний промежуточный период — культуры Наска и Моче» . Откройте для себя Перу .
  21. ^ «Моче | древняя южноамериканская культура» . Британника .
  22. ^ Биллман, Брайан Р. (2002). «Ирригация и происхождение штата Южный Моче на северном побережье Перу» . Латиноамериканская древность . 13 (4): 371–400. дои : 10.2307/972222 . ISSN   1045-6635 . JSTOR   972222 . S2CID   163942429 .
  23. ^ «Архив Моче, Исследовательская библиотека и коллекции Думбартон-Оукса» . Думбартон Оукс . Проверено 2 мая 2021 г.
  24. ^ «Архив Моче, Исследовательская библиотека и коллекции Думбартон-Оукса» . Думбартон Оукс . Проверено 2 мая 2021 г.
  25. ^ Квилтер, Джеффри (2002). «Политика, религия и война моче». Журнал мировой предыстории . 16 (2): 145–195. дои : 10.1023/A:1019933420233 . S2CID   153230410 .
  26. ^ Джонс, Кимберли. «Сипан» . Гроув Арт онлайн . Проверено 3 мая 2021 г.
  27. ^ «Архив Моче, Исследовательская библиотека и коллекции Думбартон-Оукса» . Думбартон Оукс . Проверено 2 мая 2021 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1feea7cbb5404a4540b443c5dcf7b5a4__1676269380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1f/a4/1feea7cbb5404a4540b443c5dcf7b5a4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Stirrup spout vessel - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)