Изливная емкость со стременем

Сосуд -излив стремени (названный так из-за сходства со стременем ) — тип керамического сосуда, распространенный среди нескольких доколумбовых культур Южной Америки, начиная с начала 2-го тысячелетия до нашей эры. [1]
Эти культуры включали Чавин и Моче . В этих сосудах ручка стремени фактически является частью носика , выходящего из верхней части стремени. Кувшины накладки , которые часто были искусно фигурными, отливались из формы, а носик стремени изготавливался вручную и приваривался к сосуду с помощью . [2]
Сосуды для культуры моче и стремени с носиком
[ редактировать ]В речных долинах северного побережья Перу культура моче (мох-чай) росла и процветала примерно ок. 100 г. н. э. В течение почти 600 лет культура моче развивалась и распространялась по долинам крупных рек на засушливых прибрежных равнинах Перу. [3] Моче построили большие монументальные храмы, обширные оросительные каналы и системы, а также впечатляющее богатство произведений искусства и керамики. [4]
Произведения искусства Моче предоставили чрезвычайно разнообразный отчет о деятельности, проделанной на протяжении всего времени, а также о важных фигурах и ресурсах. Произведения искусства моче включали мужчин, женщин, растения, богов и божеств, а также антропоморфные фигуры, участвующие в таких видах деятельности, как охота, рыбалка, боевые действия, половые акты, войны и церемониальные мероприятия. Археологи Моче смогли обнаружить огромное количество произведений искусства, в основном благодаря сохранившейся керамике Моче. [5] Моче были особенно искусны в изготовлении сосудов с изливом. Они использовали их в основном для создания изысканных изделий, а также для создания замысловатых скульптурных форм, таких как портреты лидеров моче. Сосуды со стремянистыми изливами появились рано в Андском регионе. Они могут быть сферическими, сплюснутыми, цилиндрическими, кубообразными, угловыми или формованными. На протяжении всего существования культуры Моче создавало тысячи таких сосудов со стремянками. Они использовались как в практических, так и в художественных целях. [6]
В керамике Моче существует две основные классификации сосудов-изливов. Одной из форм был процесс создания трехмерной формы и использования ее для формирования из глины замысловатого изображения или фигуры. Одним из самых популярных стилей керамики Моче было создание того, что сейчас называют портретными сосудами Моче . Эти сосуды были чрезвычайно детализированы и замысловаты, обычно изображали головы и фигуры взрослых мужчин. Из-за детализации этих сосудов считается, что они представляют собой изображения реальных высокопоставленных мужчин культуры моче. [7]

Вторая классификация керамики Моче – это создание росписи Файнлайн на керамике. Этот художественный стиль предоставляет массу информации о жизни и верованиях культуры моче. Он предоставляет информацию о повседневной жизни доколумбовой эпохи, повествовательной мифологии и ритуальных практиках по всему региону. и Донна Макклелланд отдали этим картинам Fineline пять различных категорий Исследователи Кристофер Б. Доннан , включая «Формы сосудов», «Повседневная жизнь», «Мир природы», «Сверхъестественное» и «Повествовательные темы». [8]
Эротическая керамика Моче
[ редактировать ]Были обнаружены тысячи сосудов со стремянками, из них по меньшей мере 500. [9] предметы, изображающие сексуальные или эротические сцены. Хотя эта керамика демонстрирует широкий спектр сексуальных и эротических изображений и иконографии, репродуктивный секс (проникновение полового члена во влагалище) изображается редко. [10] Наиболее распространенные конструкции сосудов ориентированы на позиции анального секса и фелляции. Тем не менее, другие темы включают в себя богов, божеств, охоту, рыбалку, жертвоприношения, бои, погребения, [11] общественная деятельность, война, танцующие скелеты и совокупление животных, включая сцены с мышами и обезьянами. [12] Конкретные стили сосудов сексуальной тематики появляются чаще. Это свидетельствует о том, что в течение некоторого времени действовали керамические мастерские, позволяющие наладить массовое производство этих сосудов. [9] возможно с использованием формочек. [13] Эти горшки дают археологам представление о верованиях моче и других доколумбовых культур в отношении размножения и сексуальных практик. Эти артефакты демонстрируют такие практики, как андрогинность (как мужские, так и женские гениталии), гермафродитизм и инфекции, передающиеся половым путем, такие как сифилис. [14] Многие из этих сосудов полностью выставлены в музее Ларко в Лиме, Перу. Здесь есть целая галерея, посвященная эротическим произведениям искусства и керамике народа моче. [15]
Большая часть этих изделий была поставлена элитным членам общества. [16] Благодаря обнаружению эротической керамической посуды в элитных гробницах археологи пришли к выводу, что моче хоронили своих высокопоставленных особ с помощью этих сексуальных горшков, а также в некоторых жертвенных ритуалах. [17] Также были обнаружены ритуальные принадлежности, изысканная одежда и украшения. [18]
Водная тема в керамике Моче
[ редактировать ]Территория Моче подвергалась резким изменениям климата, очень засушливому лету и дождливой зиме. Однако периодические явления Эль-Ниньо нарушали этот поток либо из-за исключительно длительных засух, либо из-за периодов разрушительных наводнений. [19] Манипулирование водой стало для моче очень важным не только для выживания, но и для процветания. Урожайность сельского хозяйства Моче была основным источником богатства, как за счет производства, так и за счет торговли. [20] Это произошло из-за огромной системы оросительных каналов, которая доставляла воду из пышных долин в окружающие города и деревни. Каналы поддерживали городские центры, используемые для выращивания кукурузы (маиса), фасоли и других культур. [21] и помогал в периоды сильной засухи. Доступ к надежному источнику воды также был важен для роста и развития моче как общества, особенно если они хотели адаптироваться к оседлому обществу. [22]
Это манипулирование водой также было продемонстрировано в керамических работах Моче. Помимо более известных сцен сексуальной керамики, дизайн носика этих изделий также получил любопытную интерпретацию. Вода необходима для выживания, и чтобы выжить в засушливых условиях, моче направляли воду из рек и долин в нужные места. Эта манипуляция проявляется в оформлении носиков их керамических изделий. Когда деталь поворачивается для выливания или наполнения водой, в моче используется носик круглой формы, позволяющий воде вытекать с обеих сторон.
Тонкая керамическая роспись Моче
[ редактировать ]Хотя не было никакого идентифицируемого языка, связанного с моче, их формы искусства, такие как гончарное дело и керамика, позволяют ученым взглянуть на практики и обычаи культуры моче. Из этих керамических форм, таких как роспись Fineline на сосудах с носиком, археологи могут начать понимать аспекты повседневной жизни, мифологии и повествовательного мифа моче. Одним из важнейших шагов в понимании иконографии этих сосудов является создание «выкаток» иконографии, нанесенной на сосуд. Кристофер Б. Доннан и Донна Макклелланд на протяжении всей своей карьеры фотографировали и записывали иконографию этих сосудов Моче в развернутом виде. В этой форме можно четко определить повествовательный аспект и повествовательную способность сосудов-изливов стремени. [23]
Таким образом, в иконографии, обнаруженной на памятниках Моче, можно выделить несколько ключевых тем. Иконография на этих сосудах со стременами показывает широкий спектр деятельности Моче. На нем показаны пищевые обычаи и способы питания моче, ткачество, военное дело, охота и даже одежда и украшения. На нескольких сосудах можно найти несколько более крупных тем. [24] Прекрасным примером этого может служить сосуд из стремени Моче, известный как Presentation Theme (см. рисунок сбоку). Здесь иконография показывает несколько фигур, участвующих в ритуальном жертвоприношении и питье крови. В нижней сцене похитители обезглавливают нескольких связанных заключенных, а несколько богато украшенных фигур на сцене выше ходят вокруг кубка. [25]
Были споры о том, представляют ли богато украшенные фигуры богов и божеств или же это были высокопоставленные чиновники моче в костюмах. Это происходит в результате раскопок стоянки Моче в Сипане. Здесь были найдены останки лидера моче, похороненные в костюме Лучевого Божества, найденном в Теме презентации. Это открытие изменило подход многих археологов к повествовательным темам в иконографии Моче. После этого открытия в игру вступили две сферы мысли. Во-первых, это продолжение того, что на самом деле Моче было показано божество, а останки «Повелителя Сипана » были просто одеты в тот же костюм, чтобы напоминать божество. Во-вторых, в этой сцене не были показаны божества или пантеон Моче, а вместо этого была буквальная интерпретация событий. Это был рекорд истории. [26]
Эта тема, как и другие, демонстрирует естественное развитие и формат повествования. Опять же, хотя письменных документов Моче нет, иконография на сосудах с носиком и другой керамике дает ученым историю верований и обычаев Моче. Идентификация иконографии на этом сосуде позволяет ученым понять такие действия моче, как война, человеческие жертвоприношения и церемониальные практики. Фигуры или божества, показанные в теме презентации, можно найти в нескольких других темах и сценах из иконографии сосудов с носиком стремени Моче. Несколько ключевых фигур в теме презентации также были идентифицированы в сцене жертвоприношения. Это не единственные идентифицированные темы, хотя они присутствуют во всех картинах Моче Файнлайн в сосудах со стременами. Также есть тема «Погребение», «Восстание предметов», тема «Лодка Туле» и тема «Бегущий». [27]
См. также
[ редактировать ]- Сосуд с двойным носиком и мостом , еще один распространенный тип сосудов из доколумбовой Южной Америки.
- Кувшин-стремя , одноименный сосуд средиземноморского происхождения.
- Ползающая кошка Моче
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Бутылка со стремяном-носиком [Перу; Cupisnique] (1978.412.38)" . В Хайльбрунне «Хронология истории искусств». Нью-Йорк: Метрополитен-музей , 2000–. (Октябрь 2006 г.) Проверено 10 мая 2009 г.
- ^ "Бутылка с сидящей фигурой [Перу; Моче] (82.1.30)" . В Хайльбрунне «Хронология истории искусств». Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. (Октябрь 2006 г.) Проверено 10 мая 2009 г.
- ^ Доннан, Кристофер; Симада, Идзуми; Ланге, Тереза (2003). «Моче» . Гроув Арт онлайн . дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T058723 . ISBN 9781884446054 . Проверено 2 мая 2021 г.
- ^ «Архив Моче, Исследовательская библиотека и коллекции Думбартон-Оукса» . Думбартон Оукс . Проверено 2 мая 2021 г.
- ^ Доннан, Кристофер; Симада, Идзуми; Ланге, Тереза (2003). «Моче» . Гроув Арт онлайн . дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T058723 . ISBN 9781884446054 . Проверено 2 мая 2021 г.
- ^ «Архив Моче, Исследовательская библиотека и коллекции Думбартон-Оукса» . Думбартон Оукс . Проверено 2 мая 2021 г.
- ^ Квилтер, Джеффри (2014). Древние Центральные Анды . Оксон: Рутледж Абингдон. п. 76-77.
- ^ «Архив Моче, Исследовательская библиотека и коллекции Думбартон-Оукса» . Думбартон Оукс . Проверено 2 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б ВЕЙСМАНТЕЛЬ, МЭРИ (2004). «Секс-горшки моче: размножение и временность в древней Южной Америке» . Американский антрополог . 106 (3): 495–505. дои : 10.1525/aa.2004.106.3.495 . ISSN 0002-7294 .
- ^ Матье, П. (2003). Секс-горшки: Эротика в керамике . Издательство Университета Рутгерса.
- ^ ДОННАН, КРИСТОФЕР Б.; МАККЛЕЛЛАНД, ДОННА (1979). «Тема погребения в иконографии моче» . Исследования доколумбового искусства и археологии (21): 1–46. ISSN 0585-7023 . JSTOR 41263445 .
- ^ Квилтер, Джеффри (2014). Древние Центральные Анды . Оксон: Рутледж Абингдон. п. 76-77.
- ^ Шапделейн, Клод (1 июня 2011 г.). «Последние достижения в археологии моче» . Журнал археологических исследований . 19 (2): 191–231. дои : 10.1007/s10814-010-9046-6 . ISSN 1573-7756 . S2CID 154374945 .
- ^ Матье, Поль (2003). Секс-горшки: эротика в керамике . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издательство Университета Рутгерса. ISBN 0-8135-3293-0 .
- ^ «Эротическая галерея» . Музей Ларко . Проверено 3 мая 2021 г.
- ^ Свенсон, Эдвард (2011). «Сценическое искусство и политика зрелища в Древнем Перу» . Кембриджский археологический журнал . 21 (2): 283–313. дои : 10.1017/S095977431100028X . ISSN 0959-7743 .
- ^ Бурже, С. (2006). Секс, смерть и жертвоприношение в религии моче и визуальной культуре . Издательство Техасского университета.
- ^ ВЕЙСМАНТЕЛЬ, МЭРИ (2004). «Секс-горшки моче: размножение и временность в древней Южной Америке» . Американский антрополог . 106 (3): 495–505. дои : 10.1525/aa.2004.106.3.495 . ISSN 0002-7294 .
- ^ Арсено, Даниэль (2001), «Моче» , в Перегрине, Питер Н.; Эмбер, Мелвин (ред.), Энциклопедия предыстории: Том 7: Южная Америка , Бостон, Массачусетс: Springer US, стр. 272–279, doi : 10.1007/978-1-4615-0521-1_22 , ISBN 978-1-4615-0521-1 , получено 11 марта 2022 г.
- ^ «Ранний промежуточный период — культуры Наска и Моче» . Откройте для себя Перу .
- ^ «Моче | древняя южноамериканская культура» . Британника .
- ^ Биллман, Брайан Р. (2002). «Ирригация и происхождение штата Южный Моче на северном побережье Перу» . Латиноамериканская древность . 13 (4): 371–400. дои : 10.2307/972222 . ISSN 1045-6635 . JSTOR 972222 . S2CID 163942429 .
- ^ «Архив Моче, Исследовательская библиотека и коллекции Думбартон-Оукса» . Думбартон Оукс . Проверено 2 мая 2021 г.
- ^ «Архив Моче, Исследовательская библиотека и коллекции Думбартон-Оукса» . Думбартон Оукс . Проверено 2 мая 2021 г.
- ^ Квилтер, Джеффри (2002). «Политика, религия и война моче». Журнал мировой предыстории . 16 (2): 145–195. дои : 10.1023/A:1019933420233 . S2CID 153230410 .
- ^ Джонс, Кимберли. «Сипан» . Гроув Арт онлайн . Проверено 3 мая 2021 г.
- ^ «Архив Моче, Исследовательская библиотека и коллекции Думбартон-Оукса» . Думбартон Оукс . Проверено 2 мая 2021 г.