Ханна Каджо
Ханна Каджо | |
---|---|
![]() Фотография Ханны Каджо с неназванной внучатой племянницей, сделанная ее племянником Питером Дадсоном. [ 1 ] | |
Личные данные | |
Рожденный | декабрь 1918 г. |
Умер | 9 марта 1986 г. |
Национальность | ![]() |
Политическая партия | Съезд Народной партии |
Другие политические принадлежность | Съезд Объединенного Золотого Берега |
Ханна Эси Баду Куджо (декабрь 1918 — 9 марта 1986), урожденная Ханна Дадсон , была видным активистом движения за независимость Ганы в 1940-х и 1950-х годах. Она была одной из первых высокопоставленных женщин -националисток в движении. [ 2 ] и был национальным секретарем пропаганды Народной партии съезда . Она была политическим активистом во время правления доктора Кваме Нкрумы . [ 3 ] [ 4 ] Она также была активным филантропом и работала над улучшением жизни женщин в Северной Гане. [ 5 ] Ханна обладала способностью объединять людей. Она смогла убедить других поддержать и бороться за независимость. Она помогла Кваме Нкруме привлечь людей в НПК и поддержать ее. Однажды она помогла « Большой шестерке» , когда они были арестованы, собрав людей вместе, чтобы призвать колониальное правительство к их освобождению. [ 6 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Каджо родился в Бусуа (недалеко от Дикскоув ), в районе Аханта в западном регионе Золотого Берега (ныне Гана) в декабре 1918 года в семье г-на и г-жи Джона Питера Дадсона из Бусуа, и был младшим из 10 детей. Она была одной из немногих привилегированных девочек, которые ходили в школу в эпоху, когда в школу ходили немногие девочки. Она начала свое начальное образование в методистской школе Бусуа и закончила методистскую школу Секонди . [ 3 ] После окончания школы она стала популярной портнихой в Таркве , где вышла замуж за Джей Си Куджо. [ 7 ] Он был управляющим золотыми приисками Абонтиако недалеко от Тарквы . [ 8 ] Брак продлился недолго, и она стала жить со своим братом Э. К. Дадсоном, известным активистом Конвенции Объединенного Золотого Берега (UGCC). [ 9 ]
Политическая карьера
[ редактировать ]Ранний политический активизм
[ редактировать ]В июне 1947 года у нее была возможность встретиться с Кваме Нкрумой , когда он отдыхал в их доме во время поездки в Таркву. Это произошло вскоре после того, как он вернулся в Гану в 1947 году после более десяти лет обучения за рубежом в США и Великобритании , чтобы занять должность генерального секретаря Объединенной конвенции Голд-Коста , политической партии, созданной Джорджем Паа Грантом для бороться против британских колонизаторов и предоставить Гане независимость. Кваме Нкрума убедил ее в важности женщин в политике. [ 5 ]
Она рассказала, как познакомилась с доктором Кваме Нкрумой и вдохновила ее заняться политикой на симпозиуме, посвященном Международному женскому дню , в Общественном центре Аккры 8 марта 1986 года: [ 2 ]
Где-то в июне 1947 года к нам приехал обаятельный господин, его мне представил мой брат как Кваме Нкрума, Генеральный секретарь УГКЦ. В течение дня мой брат выходил с Нкрумой выступать на различных собраниях местного отделения УГКЦ в городе... Однажды, когда они вернулись, а я служил Кваме Нкруме, он спросил меня, почему я не посещаю собрания УГКЦ. в городе. Меня поразил его вопрос, и я честно сказал ему, что считаю, что политика – это только мужское дело. В течение следующих двадцати минут или около того Кваме Нкрума объяснял мне все, что они делают, и важность каждого, особенно
К тому времени, как Кваме Нкрума ушел... у меня пробудился интерес к политике. На работе я начал объяснять проблемы своим коллегам-швеям и клиентам. Всякий раз, когда я ехал к своим клиентам по пошиву одежды, я говорил в поездах о необходимости нашего освобождения, призывал людей присоединиться к Тарквинскому отделению УГКЦ и собирал людей вместе, чтобы услышать новости о кампании за самоуправление. [ 2 ]
После этой встречи с Кваме Нкрумой она впоследствии стала ключевым сторонником Объединенной конвенции Золотого Берега (UGCC) и начала собирать поддержку UGCC до такой степени, что, когда «большая шестерка» была арестована, Куджо собрал средства и возглавил кампанию за их освобождение. . Она была одним из основателей Комитета молодежных организаций (CYO) внутри УГКЦ и была одной из семи подписавших, которые поддержали документ от апреля 1949 года, который угрожал полным отделением от УГКЦ, если Кваме Нкрума не будет восстановлен в должности генерального директора партии. секретарь. [ 9 ] [ 10 ]
Съезд Народной партии
[ редактировать ]К сожалению, Кваме Нкрума не был восстановлен в должности, поэтому произошел раскол, который привел к образованию Народной партии Конвента (НКП). Будучи ярой сторонницей его идеалов, она также присоединилась к Кваме Нкруме после раскола. Она была единственной женщиной, присутствовавшей при принятии решения о разрыве. [ 10 ]
Куджо также была активным участником « Позитивного действия» , кампании массового гражданского неповиновения в сочетании с политическими протестами, которые в конечном итоге привели к концу колониального правления, победе Нкрумы на выборах и образованию независимого государства. Она вдохновила массовую поддержку НПК через эту кампанию. [ 5 ]
Куджо стал организатором и секретарем национальной пропаганды НПК. [ 11 ] В этой роли она совершила поездку по стране, защищая необходимость независимости и организуя митинги, пропагандирующие движение Нкрума и НПК. Она была чрезвычайно эффективным организатором, мобилизовав многих людей, в том числе женщин, вступить в НПК. [ 11 ] В конечном итоге НПК выиграла выборы 1951 года , и Кваме Нкрума стал лидером правительства. После выборов 1951 года она больше сосредоточилась на своей роли в партии, увеличивая партийную базу и завоевывая поддержку. [ 2 ]
После независимости
[ редактировать ]После того, как Гана получила независимость от Великобритании, Куджо в 1957 году основала Всеафриканскую женскую лигу, по-прежнему уделяя особое внимание панафриканским взглядам, которая позже стала Женской лигой Ганы. [ 9 ]
Работая на своих официальных должностях в CPP в 1950-х и 1960-х годах, Куджо также проводила работу по социальному обеспечению в северных регионах Ганы, обучая молодых женщин и взрослых основным жизненным навыкам в области гигиены, ведения домашнего хозяйства, одевания и воспитания детей. [ 11 ] Позже она стала национальным организатором Министерства труда и социальной защиты, продолжая при этом заниматься социальной деятельностью на севере. В 1964 году ее программа социального обеспечения на севере была передана под управление Национального комитета социального развития при Министерстве труда и социальной защиты. Работая в министерстве, она также стала секретарем дневных детских садов Ганы и работала над созданием яслей и детских садов по всей стране, а также набирала рабочих и учителей и обеспечивала удобства для учреждений всех этих школ. [ 7 ]
Она также выступала за кампанию против обнаженной натуры в Северной Гане. [ 11 ] Это включало бесплатную раздачу одежды, подаренной из других стран. [ 12 ] Она обучала женщин правилам гигиены, например, как кипятить воду для купания детей. [ 11 ] Она взялась за эту работу в основном независимо от нового правительства, что вызвало неодобрение со стороны правительства, которое минимизировало ее роль. [ 5 ] Она также помогала раздавать еду во время голода и поощряла женщин заниматься сельским хозяйством, чтобы выращивать себе еду. [ 13 ]
Последствия государственного переворота 1966 года
[ редактировать ]После того, как Кваме Нкрума был свергнут военными 24 февраля 1966 года, Куджо покинула политическую сцену, как и любой член НПК, и вернулась к своей частной жизни. Она продолжала свою благотворительную деятельность на севере на протяжении 1970-х и 1980-х годов, пока не умерла в 1986 году. [ 11 ] Ее последняя сцена, ставшая достоянием общественности, произошла, когда она выступила на симпозиуме, посвященном Международному женскому дню, в Общественном центре Аккры 8 марта 1986 года, за ночь до своей смерти. [ 9 ]
Смерть
[ редактировать ]Ханна Каджо умерла 9 марта 1986 года. [ 14 ] Ее некролог, опубликованный 8 мая 1986 года, заканчивается словами: «Она была бесценной жемчужиной, которая в немалой степени способствовала политическому освобождению Ганы из лап империализма. Вакуум, созданный ее кончиной в духовном плане, хотя и временный, будет трудно заполнить. ." Ее похороны состоялись в методистской церкви Голгофы в Аккре 6 июля 1986 года. [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Оллман 2004 , с. 159.
- ^ Jump up to: а б с д «Исчезновение национализма, феминизма и тирании истории Ханны Каджо (библиотечный ресурс)» . Европейский институт гендерного равенства . Проверено 13 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Национальная комиссия по культуре» . www.s158663955.websitehome.co.uk . Архивировано из оригинала 5 марта 2017 г. Проверено 4 марта 2017 г.
- ^ Исторический словарь Ганы . Роуман и Литтлфилд. 27 февраля 2014 г. ISBN 978-0810875005 . Проверено 6 августа 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Оллман 2009 .
- ^ «7 женщин, сыгравших роль в борьбе Ганы за независимость» . Проверено 29 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Ханна Каджо» . www.ghanacultural.gov.gh . Архивировано из оригинала 1 декабря 2017 года . Проверено 29 ноября 2015 г.
- ^ Овусу-Анса 2014 , с. 107.
- ^ Jump up to: а б с д Акьемпонг, Эммануэль Кваку; Гейтс, Генри Луи (2 февраля 2012 г.). Словарь африканской биографии . ОУП США. ISBN 978-0-19-538207-5 .
- ^ Jump up to: а б Оллман 2009 ; Литтл 1973 , с. 210.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Литтл 1973 , с. 210.
- ^ Оллман 2004 , с. 152.
- ^ Оллман 2004 , с. 156.
- ^ Оллман 2004 , с. 157.
Источники
[ редактировать ]- Оллман, Джин, изд. (2004). Модная Африка: власть и политика одежды . Издательство Университета Индианы. ISBN 9780253111043 . Проверено 15 января 2016 г.
- Оллман, Джин (2009). «Исчезновение Ханны Каджо». Журнал женской истории . 21 (3): 13–35. дои : 10.1353/jowh.0.0096 . S2CID 143920628 .
- Литтл, Кеннет (1973). Африканские женщины в городах: аспект социальной революции в Африке . Архив Кубка. ISBN 9780521098199 .
- Овусу-Анса, Дэвид (2014). Исторический словарь Ганы . Роуман и Литтлфилд. ISBN 9780810875005 . Проверено 15 января 2016 г.