Стефан Штек (польский авиатор)
Стефан Станислав Стец (21 ноября 1893 — 11 мая 1921) — польский летчик и военный летчик, один из пионеров польской авиации. [1] Он также считается создателем шахматной доски польских ВВС . [2] [3] [4]
С 1916 года первоначально служил наблюдателем в разведывательной эскадрилье Flik 3 на Восточном фронте. В феврале 1918 года он прошел подготовку в качестве пилота, а с мая был направлен в истребительную эскадрилью Flik 3J, летавшую на Oeffag D.III на австро-итальянском фронте. С 17 июня по 4 июля он командовал Flik 9J. Он участвовал в сбитии 3 самолетов (плюс 4 возможных) и закончил войну в звании оберлейтенанта. [5]
Он был одним из первых пилотов, поступивших в ВВС Польши . В ноябре 1918 г. вспыхнули военные действия между Польшей и Западноукраинской республикой из-за владения Восточной Галичиной и Львовом. В марте/апреле 1919 года два Fokker E.V были переданы Великопольским воеводством защитникам Львова. Эти самолеты использовались 7-й эскадрой Лотнича под управлением капитана. Стефан Бастыр и Штек в операциях против украинских сил. 7 ноября он совершил первый бомбардировочный вылет. [5] Позже он летал на истребителе Fokker D.VII .
В мае 1919 года в составе 7-й эскадры было три Fokker E.V, три Brandenburg и один LVG C.VI. К июню рейс практически прекратил свое существование из-за отсутствия оборудования. В преддверии войны с Советским Союзом Стек собрал все Fokker EV в 7-ю эскадру, превратив ее в истребительное подразделение. В августе эскадра получила 12 самолетов Albatros (Oef) D III, купленных в Австрии. [6]
В 1919 году на EV 185/18 сбил украинский истребитель «Ньюпор-11» и аэростат, став асом-истребителем . [7] С апреля по октябрь 1919 года он был командиром 7-й эскадрильи (позже — эскадрильи Костюшко). [5]
Позже он отправился во Францию, чтобы учиться в Высшей авиационной школе. После возвращения в Польшу занимался налаживанием польского авиапроизводства. Он погиб в авиакатастрофе в 1921 году. [5]
Его личная эмблема времен австрийской службы — красно-белая шахматная доска различия ВВС Польши — была принята 1 декабря 1918 года в качестве национального знака . [8]
- Первая форма шахматной доски, 1918-1921 гг.
- Шахматная доска с каймой, использовавшаяся в 1921-1993 гг.
- Шахматная доска ВВС Польши - с 1993 г. по настоящее время.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ О'Коннор, Мартин Д. (1994). Воздушные асы Австро-Венгерской империи, 1914-1918 гг . Пресса о летающих машинах. ISBN 9780963711014 .
- ^ «Кросненский авиационный клуб пожилых людей - проект» .
- ^ «У Enter Air тоже есть своя патриотическая ливрея (ФОТО)» .
- ^ Сикора, Питер (2018). Польские «немногие»: польские летчики в битве за Британию . Издательство «Каземат». ISBN 9781526714879 .
- ^ Jump up to: а б с д «История красно-белой шахматной доски» . Декабрь 2011.
- ^ Варриале, Паоло (2012). Австро-венгерские Альбатросы-асы Первой мировой войны . Издательство Блумсбери. ISBN 9781780961156 .
- ^ http://aces.safarikovi.org/victories/czech-ww1-kuk.pdf
- ^ «История шахматной доски – национальной маркировки самолетов ВВС Польши» . Декабрь 2021.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1893 рождения
- 1921 смертей
- Польские летающие асы
- Авиаторы погибли в результате авиационных происшествий или инцидентов
- Поляки Первой мировой войны
- Австро-венгерские пилоты Первой мировой войны.
- Поляки во время польско-украинской войны
- Выпускники Львовской политехники
- Жертвы авиационных происшествий или происшествий 1921 г.
- Обладатели памятного значка Орлента.