Мастаба Сешемнефера
![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( Октябрь 2020 г. ) |


Мастаба Сешемнефера IV — гробница мастабы на кладбище ГИС некрополя Гизы в Египте . Он датируется началом Шестой династии (ок. 2340 г. до н. э.) и был построен для официального Сешемнефера IV (LG 53). Пять рельефов из мастабы Сешемнефера IV экспонируются в египетской коллекции Музея Ремера и Пелизеуса в Хильдесхайме .
Открытие
[ редактировать ]Уже в период между 1842 и 1845 годами первые раскопки гробницы провели участники Прусской экспедиции под руководством Карла Рихарда Лепсиуса . В это время рельефы сохранились гораздо лучше. части декора северной и восточной стен В то время как Лепсиус взял с собой в Египетский музей Берлина (инв. № 1128 и 1129), блоки западной стены оставались на месте до раскопок Германа Юнкера . Гробница была полностью обнаружена во время раскопок Юнкера, проходивших в 1928/9 году. Пять фрагментов рельефа были отправлены в египетскую коллекцию Музея Ремера и Пелизеуса в Хильдесхайме .
Владелец гробницы
[ редактировать ]Сешемнефер IV (Сшм-нфр) был главой королевского гарема, то есть управлял территорией дворца, где жили женщины и дети королевской семьи. Кроме того, сохранился список его званий и почетных титулов, который указывает на то, что он был важным человеком при дворе, которому доверял его король. Сохранившиеся рельефы мастабы дают представление о повседневной жизни того времени, включая сельское хозяйство, скотоводство, охоту на птиц, хранение зерна, а также одежду, ритуалы и, в некоторой степени, разговорный язык.
Рельефы в Хильдесхайме
[ редактировать ]Играющие козочки (инв. № 3192)
[ редактировать ]Поврежденный фрагмент рельефа уже нельзя отнести к конкретной стене мастабы. В верхнем регистре изображены козел и прыгающий козленок; в нижнем регистре козел перепрыгивает через другого козла. За ним еще один прыгающий ребенок.
Сцена охоты на птиц (Инв. № 3193)
[ редактировать ]Этот фрагмент также нельзя однозначно отнести к конкретной стене мастабы. На нем показаны сети и разделение пойманных птиц между двумя людьми. Двое мужчин показаны в сцене охоты на птиц. Левый назван «лидером охоты на птиц». Надпись перед вторым мужчиной, которая сохранилась лишь фрагментами, гласит: «Заставляя сеть натянуться». Мужчина подает знак, что сеть, висящую справа от него, следует затянуть, чтобы поймать залетевших в нее птиц. Две птицы справа попали в сеть. В верхней части изображения трое мужчин вытаскивают сеть. Мужчина справа вынимает птиц и передает их человеку, стоящему перед ним, который передает их третьему мужчине, стоящему на клетке - теперь сохранились только его руки. В клетке еще несколько птиц, которых уже поймали.
Большая сцена сбора урожая (Инв. № 3191)
[ редактировать ]
Сцены различных видов земледелия, как этот ломаный рельеф с сохранившимися двумя с половиной регистрами сцены сбора урожая, являются постоянной частью декора больших гробниц. Три сохранившихся фрагмента были удалены из правой части западной стены. Левая часть стены утрачена, но содержала изображение владельца гробницы, ноги и килт которого еще сохранились при первых раскопках гробницы. Это позволяет контекстуализировать сцену в целом: Сешемнефер IV стоял слева, лицом вправо; перед ним убирают лен и крупы. В сохранившихся фрагментах сохранилась уборка зерновых серпами , в том числе стоящий справа надзиратель. Ниже показана транспортировка зерна в зернохранилище. Зерно хранится в больших мешках, которые везут ослы. Наконец, справа двое рабочих складывают зерно в зернохранилище, как поясняет подпись. Погонщик ослов руками удерживает мешки на месте. В верхнем регистре сельскохозяйственные сцены не сохранились. На другой стене того же помещения были изображены дальнейшие работы: обмолот зерна с помощью ослов и веяние. Все эти изображения гарантировали владельцу гробницы снабжение всем необходимым для жизни после его смерти. Они будут защищать его от голода и жажды на всю вечность. Рельеф выполнен из известняка, имеет высоту 84,5 см, ширину 100,5 см и глубину 10,5 см.
Убой бычка (Инв. № 3194)
[ редактировать ]
Этот рельефный блок принадлежал к самой высокой из трех полос изображения правого перекрытия перехода между двумя помещениями. На нем изображено связывание и забой бычка. Мужчина держит быка за рога, а второй мужчина вытаскивает из-под него передние ноги с помощью веревки и одновременно бьет ногой по задней ноге, чтобы животное упало. Надпись гласит, что это молодое подношение владельцу гробницы.
Подношение перед статуей Сешемнефера IV (инв. № 3190)
[ редактировать ]
На переднем плане этой сцены подношения благовоний и мяса находится статуя владельца гробницы Сешемнефера IV, изображенная как толстый мужчина, стоящий прямо. На то, что это статуя, указывает изображение плеч и рук в профиль - иначе в египетских изображениях людей плечи изображались анфас, а голова - в профиль. На ней написано «статуя Единственного друга Сешемнефера» ( twt-r-ankh smr-watj sSm-nfr ). Статуя стоит лицом к трем слугам (погребальным священникам), которые показаны в меньшем масштабе. В верхней части рельефа управляющий Мер-р-ри ( jmj-rA pr mrrj ) выступает в роли погребального жреца, поднимая крышку сосуда для благовоний, чтобы аромат благовоний достиг носа статуи. . За ним стоит второй слуга. Из-за сильного повреждения рельефной поверхности папирус, который он держит в руке и читает, больше не виден. Внизу другой слуга несет коровью ногу и, вероятно, является частью другой сцены бойни. Все изображенные люди носят короткий килт, завязанный под пупком. С помощью своей статуи, которая магическим образом оживала благодаря подношениям и ритуалам, Сешемнефер IV должен был снова вернуться к жизни. Статуя служила заменой тела вечности. Фрагмент рельефа выполнен из известняка, имеет высоту 70,3 см, ширину 78,3 см и глубину 10 см.
Библиография
[ редактировать ]- Герман Юнкер . Гиза 11. Кладбище к югу от Великой пирамиды. Восточная часть (= Философско-исторические классовые записки Академии наук в Вене. 74, Трактат 2). Рорер, Вена, 1953, стр. 92–96, 100–119, 126–131, 137–241 ( оцифровано ).
- Берта Портер , Розалинда Л.Б. Мосс . Топографическая библиография древнеегипетских иероглифических текстов, рельефов и картин . Том. 3: Мемфис. Часть 1: Абу Раваш – Абусиру, отредактировано и дополнено Яромиром Малеком. 2-е издание, Clarendon Press, Оксфорд, 1974, стр. 223–226 ( оцифрованное ).
- Ганс Кайзер . Египетские древности в музее Ремера-Пелицея в Хильдесхайме. Музей Ремера-Пелицеуса, Хильдесхайм, 1973 год.
- Арне Эггебрехт , Беттина Шмитц, Маттиас Зайдель. Старое Королевство. Египет в эпоху пирамид . фон Заберн, Майнц, 1986 г., ISBN 978-3-8053-0936-3 .
- Катя Лембке , Мартин фон Фальк, Беттина Шмитц. Древний Египет в Хильдесхайме . Том 1: Старое Королевство. Египет от истоков до развитой цивилизации . Заберн, Майнц, 2009 г., ISBN 978-3-8053-4073-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Die Mastaba des Seschemnefer IV. по проекту Гиза
- Мастаба Сешемнефера IV. Архивировано 22 декабря 2015 г. в Wayback Machine в архиве Гизы.
- Клаус Финнейзер. В поле и на пастбище . Могильный рельеф Сешем-нефера IV из Древнего царства (Берлин, Египетский музей, инв. № 1129)