Первая массовая транспортировка евреев в концлагерь Освенцим
![]() Восстановленный вагон, в котором перевозили словацких евреев. SŽ означает Slovenské Železnice (Словацкие железные дороги). | |
Дата | 25–26 марта 1942 г. |
---|---|
Расположение | Словацкая Республика , концлагерь Освенцим |
Цель | Словацкие евреи |
Организатор: | Словацкая Республика, нацистская Германия |
Депортированные | 997 |
Выжившие | 20 |
Первый массовый транспорт евреев в концентрационный лагерь Освенцим отправился из транзитного лагеря Попрад в Словацкой Республике 25 марта 1942 года и прибыл в пункт назначения 26 марта. Это было началом систематической депортации евреев в концентрационный лагерь Освенцим Главным управлением имперской безопасности , а также первой транспортировкой евреев из Словакии .
Фон
[ редактировать ]Депортация была естественным результатом антиеврейских мер, введенных Словацкой Республикой, присоединившейся к Оси , в период с 1939 по начало 1942 года. Евреям было запрещено работать без специального разрешения, а их бизнес был арианизирован , что привело к повсеместной нищете. Чтобы избавиться от этой искусственно созданной проблемы, Словакия согласилась с правительством Германии депортировать 20 000 евреев трудоспособного возраста в оккупированную Германией Польшу, заплатив нацистской Германии по 500 рейхсмарок за каждого (предположительно для покрытия расходов на переселение). [1] [2] Согласно соглашению, семь тысяч незамужних женщин должны были быть депортированы в концентрационный лагерь Освенцим , а тринадцать тысяч неженатых мужчин должны были быть депортированы в концентрационный лагерь Майданек . [3]
Освенцим был основан в 1940 году. Его первыми жертвами стали советские военнопленные , польские политические заключенные и некоторые еврейские подневольные рабочие в лагерях организации Шмельт в Восточной Верхней Силезии, которые больше не могли работать. [4] Газовые камеры впервые были применены в октябре 1941 года к заключенным неевреям. [5] Первый транспорт женщин-заключенных прибыл 26 марта 1942 года (ранее в тот же день, что и первый транспорт евреев) и состоял из 999 заключенных, в основном считавшихся асоциальными , из концентрационного лагеря Равенсбрюк . Их назначили капо еврейских женщин, и они отличались жестоким поведением. [6]
Транспорт
[ редактировать ]
Новости о предстоящих депортациях просочились 3 марта 1942 года, когда многие евреи посетили офис Еврейского центра в Братиславе, чтобы подтвердить слухи. [7] Облавы на женщин из городов и деревень восточного Шариш- Земплинского района начались 21 марта. [8] В некоторых районах городские глашатаи объявили о депортации, в то время как женщинам было дано только двадцать четыре часа на подготовку, чтобы не дать им уклониться от депортации. [9] Тем не менее, многим женщинам удалось избежать облавы, хотя большинство из них были депортированы на более поздних транспортах. [10] Большинство депортированных принадлежали к рабочему классу, и многие из них происходили из семей харедим (ультраортодоксальных). Около половины из них были в возрасте от 16 до 21 года. [8]
В транзитном лагере Попрад женщины подверглись насилию и ограблениям со стороны словацкой гвардии Глинка . [8] Перед отправлением транспорта « еврейский советник » СС в Словакии Дитер Вислицени обратился к депортированным на платформе, заявив, что им будет разрешено вернуться домой после того, как они закончат работу, которую запланировала для них Германия. Первые депортированные не знали, что их ждет впереди, и старались сохранять оптимизм. По словам выживших, когда транспорт покидал платформу, пели песни на иврите и словацком языке. [11] Транспорт покинул Попрад 25 марта в 20:20 и пересек словацкую границу возле Скалите в 4:00 следующего дня и во второй половине дня прибыл в Освенцим. [12] [13] Здесь их лишили последнего имущества, раздели, побрили и присвоили номера от 1000 до 2000. [12] [14]
Это была первая массовая транспортировка евреев в Освенцим и первая, организованная офисом Адольфа Эйхмана , Referat IV B4 . [15] [16] [17] Согласно исследованию американской писательницы Хизер Дюн Макадам, нацисты намеревались депортировать 999 еврейских женщин, но в их списке были дубликаты, а это означает, что на самом деле были депортированы только 997 женщин. [18] Две сестры, обе страдающие диабетом, покончили жизнь самоубийством до конца первой недели в лагере. [12]
Последствия
[ редактировать ]
Транспорт 25 марта был первым из 57 транспортов, отправившихся из Словакии в 1942 году, увезя 57 628 евреев, из которых вернулись лишь несколько сотен. Депортация была узаконена задним числом в мае Указом 68/1942 . [19] В течение трех месяцев словацкие еврейки из этой и последующих перевозок были единственными еврейскими женщинами в Освенциме. [20]
К концу 1942 года большинство женщин умерло от болезней, отборов, недоедания или других причин. [21] Некоторым удалось занять привилегированные должности в администрации, что позволило им получить все необходимое для выживания. [22] По показаниям, в живых из транспорта осталось около 20 человек. [12] [13] Рена Корнрайх Гелиссен , выжившая в транспортировке, вместе с Макадамом написала мемуары. Позже Макадам написал книгу о транспорте в целом « 999: Выдающиеся молодые женщины из первого официального еврейского транспорта в Освенцим» (2019). [18]
В 2002 году на вокзале Попрада была установлена мемориальная доска в память о депортации. В 2016 году сообщалось, что каждый год десятки людей собираются на этом месте, чтобы отметить это событие, в том числе Павол Мештян , директор Еврейского музея культуры. [23] К 75-летию (25 марта 2017 г.) президент Андрей Киска открыл мемориальную доску в гимназии, где евреи временно содержались перед депортацией. Он также встретился с последней выжившей депортированной Эдитой Гросмановой. [24] умерший в августе 2020 года. [18] [25]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
- ^ Райчан, Вадкерти и Хлавинка 2018 , стр. 843, 845–847.
- ^ Longerich 2010 , стр. 324–325.
- ^ Бюхлер 1996 , стр. 301–302.
- ^ Longerich 2010 , стр. 280–281.
- ^ Лонгерих 2010 , с. 302.
- ^ Бюхлер 1996 , стр. 309–310.
- ^ Алюмен 2007 , с. 204.
- ^ Перейти обратно: а б с Бюхлер 1996 , с. 303.
- ^ Бюхлер 1996 , с. 302.
- ^ Бюхлер 1996 , с. 305.
- ^ Бюхлер 1996 , стр. 304–305.
- ^ Перейти обратно: а б с д Куприк, Роман (27 марта 2017 г.). «Мы шутили перед поездкой, — вспоминают женщины из первого эшелона в Освенцим» . Словацкий зритель . Проверено 14 января 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Макина, Павол. «25 марта 1942 г. - первая транспортировка словацких евреев в лагерь смерти» [25 марта 1942 г. - первая транспортировка словацких евреев в лагерь смерти]. Национальный институт памяти . Проверено 14 января 2020 г.
- ^ Бюхлер 1996 , стр. 311–312.
- ^ Ваксманн 2015 , с. 297 .
- ^ Бюхлер 1996 , стр. 306–307.
- ^ Longerich 2010 , стр. 344–345.
- ^ Перейти обратно: а б с Герт-Занд, Рене (2 января 2020 г.). «Первой транспортировкой евреев в Освенцим было 997 молодых словацких женщин и подростков» . Времена Израиля . Проверено 4 января 2020 г.
- ^ Райчан, Вадкерти и Хлавинка 2018 , с. 847.
- ^ Бюхлер 1996 , с. 308.
- ^ Бюхлер 1996 , стр. 309, 322.
- ^ Бюхлер 1996 , с. 316.
- ^ Хандзуш, Питер (21 марта 2016 г.). «Память о первом еврейском транспорте из Попрада: о Холокосте никогда не говорят достаточно» . Сегодня 24 число . Проверено 14 января 2020 г.
- ^ «Отмечено 75-летие первого еврейского транспорта в Словакии» . Словацкий зритель . 27 марта 2017 г.
- ^ «Эдита Гросманова умерла. Она была в первом транспорте девушек в Освенцим» . Pravda.sk (на словацком языке). 2 августа 2020 г. Проверено 30 декабря 2021 г.
Источники
- Бюхлер, Иегошуа (1996). «Первые в юдоли скорби: словацкие еврейские женщины в Освенциме, 1942 год». Исследования Холокоста и геноцида . 10 (3): 299–325. дои : 10.1093/hgs/10.3.299 . ISSN 8756-6583 .
- Каменец, Иван (2007). По следам трагедии: Холокост в Словакии . Перевод Стяна, Мартина. Братислава: Хайко и Хайкова. ISBN 9788088700685 .
- Лонгерих, Питер (2010). Холокост: нацистское преследование и убийство евреев . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-280436-5 .
- Раджчан, Ванда; Вадкерти, Мэдлин; Главинка, Ян (2018). "Словакия". В Мегарджи, Джеффри П .; Уайт, Джозеф Р.; Хекер, Мел (ред.). Лагеря и гетто европейских режимов, связанных с нацистской Германией . Энциклопедия лагерей и гетто, 1933–1945 гг . Том. 3. Блумингтон: Мемориальный музей Холокоста США. стр. 842–852. ISBN 978-0-253-02373-5 .
- Ваксманн, Николаус (2015). КЛ: История нацистских концентрационных лагерей . Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру. ISBN 978-1-4299-4372-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Макадам, Хизер Дюн (2019). 999: Выдающиеся молодые женщины из первого официального еврейского транспорта в Освенцим . Нью-Йорк: Издательская корпорация Кенсингтон. ISBN 978-0-8065-3936-2 .