Jump to content

Первая массовая транспортировка евреев в концлагерь Освенцим

Первая массовая транспортировка евреев в концлагерь Освенцим
Фотография отреставрированного вагона с открытой раздвижной дверью, используемого для перевозки словацких евреев.
Восстановленный вагон, в котором перевозили словацких евреев. SŽ означает Slovenské Železnice (Словацкие железные дороги).
Дата 25–26 марта 1942 г.
Расположение Словацкая Республика , концлагерь Освенцим
Цель Словацкие евреи
Организатор: Словацкая Республика, нацистская Германия
Депортированные 997
Выжившие 20

Первый массовый транспорт евреев в концентрационный лагерь Освенцим отправился из транзитного лагеря Попрад в Словацкой Республике 25 марта 1942 года и прибыл в пункт назначения 26 марта. Это было началом систематической депортации евреев в концентрационный лагерь Освенцим Главным управлением имперской безопасности , а также первой транспортировкой евреев из Словакии .

Депортация была естественным результатом антиеврейских мер, введенных Словацкой Республикой, присоединившейся к Оси , в период с 1939 по начало 1942 года. Евреям было запрещено работать без специального разрешения, а их бизнес был арианизирован , что привело к повсеместной нищете. Чтобы избавиться от этой искусственно созданной проблемы, Словакия согласилась с правительством Германии депортировать 20 000 евреев трудоспособного возраста в оккупированную Германией Польшу, заплатив нацистской Германии по 500 рейхсмарок за каждого (предположительно для покрытия расходов на переселение). [1] [2] Согласно соглашению, семь тысяч незамужних женщин должны были быть депортированы в концентрационный лагерь Освенцим , а тринадцать тысяч неженатых мужчин должны были быть депортированы в концентрационный лагерь Майданек . [3]

Освенцим был основан в 1940 году. Его первыми жертвами стали советские военнопленные , польские политические заключенные и некоторые еврейские подневольные рабочие в лагерях организации Шмельт в Восточной Верхней Силезии, которые больше не могли работать. [4] Газовые камеры впервые были применены в октябре 1941 года к заключенным неевреям. [5] Первый транспорт женщин-заключенных прибыл 26 марта 1942 года (ранее в тот же день, что и первый транспорт евреев) и состоял из 999 заключенных, в основном считавшихся асоциальными , из концентрационного лагеря Равенсбрюк . Их назначили капо еврейских женщин, и они отличались жестоким поведением. [6]

Транспорт

[ редактировать ]
Линда Райх (в центре) , депортированная на первом транспорте из Словакии, и другие заключенные сортируют вещи, конфискованные у евреев, депортированных из Карпатской Руси , 1944 год.

Новости о предстоящих депортациях просочились 3 марта 1942 года, когда многие евреи посетили офис Еврейского центра в Братиславе, чтобы подтвердить слухи. [7] Облавы на женщин из городов и деревень восточного Шариш- Земплинского района начались 21 марта. [8] В некоторых районах городские глашатаи объявили о депортации, в то время как женщинам было дано только двадцать четыре часа на подготовку, чтобы не дать им уклониться от депортации. [9] Тем не менее, многим женщинам удалось избежать облавы, хотя большинство из них были депортированы на более поздних транспортах. [10] Большинство депортированных принадлежали к рабочему классу, и многие из них происходили из семей харедим (ультраортодоксальных). Около половины из них были в возрасте от 16 до 21 года. [8]

В транзитном лагере Попрад женщины подверглись насилию и ограблениям со стороны словацкой гвардии Глинка . [8] Перед отправлением транспорта « еврейский советник » СС в Словакии Дитер Вислицени обратился к депортированным на платформе, заявив, что им будет разрешено вернуться домой после того, как они закончат работу, которую запланировала для них Германия. Первые депортированные не знали, что их ждет впереди, и старались сохранять оптимизм. По словам выживших, когда транспорт покидал платформу, пели песни на иврите и словацком языке. [11] Транспорт покинул Попрад 25 марта в 20:20 и пересек словацкую границу возле Скалите в 4:00 следующего дня и во второй половине дня прибыл в Освенцим. [12] [13] Здесь их лишили последнего имущества, раздели, побрили и присвоили номера от 1000 до 2000. [12] [14]

Это была первая массовая транспортировка евреев в Освенцим и первая, организованная офисом Адольфа Эйхмана , Referat IV B4 . [15] [16] [17] Согласно исследованию американской писательницы Хизер Дюн Макадам, нацисты намеревались депортировать 999 еврейских женщин, но в их списке были дубликаты, а это означает, что на самом деле были депортированы только 997 женщин. [18] Две сестры, обе страдающие диабетом, покончили жизнь самоубийством до конца первой недели в лагере. [12]

Последствия

[ редактировать ]
Мемориальная доска на вокзале Попрада в память о депортации

Транспорт 25 марта был первым из 57 транспортов, отправившихся из Словакии в 1942 году, увезя 57 628 евреев, из которых вернулись лишь несколько сотен. Депортация была узаконена задним числом в мае Указом 68/1942 . [19] В течение трех месяцев словацкие еврейки из этой и последующих перевозок были единственными еврейскими женщинами в Освенциме. [20]

К концу 1942 года большинство женщин умерло от болезней, отборов, недоедания или других причин. [21] Некоторым удалось занять привилегированные должности в администрации, что позволило им получить все необходимое для выживания. [22] По показаниям, в живых из транспорта осталось около 20 человек. [12] [13] Рена Корнрайх Гелиссен , выжившая в транспортировке, вместе с Макадамом написала мемуары. Позже Макадам написал книгу о транспорте в целом « 999: Выдающиеся молодые женщины из первого официального еврейского транспорта в Освенцим» (2019). [18]

В 2002 году на вокзале Попрада была установлена ​​мемориальная доска в память о депортации. В 2016 году сообщалось, что каждый год десятки людей собираются на этом месте, чтобы отметить это событие, в том числе Павол Мештян [ ск ] , директор Еврейского музея культуры. [23] К 75-летию (25 марта 2017 г.) президент Андрей Киска открыл мемориальную доску в гимназии, где евреи временно содержались перед депортацией. Он также встретился с последней выжившей депортированной Эдитой Гросмановой. [24] умерший в августе 2020 года. [18] [25]

Цитаты

  1. ^ Райчан, Вадкерти и Хлавинка 2018 , стр. 843, 845–847.
  2. ^ Longerich 2010 , стр. 324–325.
  3. ^ Бюхлер 1996 , стр. 301–302.
  4. ^ Longerich 2010 , стр. 280–281.
  5. ^ Лонгерих 2010 , с. 302.
  6. ^ Бюхлер 1996 , стр. 309–310.
  7. ^ Алюмен 2007 , с. 204.
  8. ^ Перейти обратно: а б с Бюхлер 1996 , с. 303.
  9. ^ Бюхлер 1996 , с. 302.
  10. ^ Бюхлер 1996 , с. 305.
  11. ^ Бюхлер 1996 , стр. 304–305.
  12. ^ Перейти обратно: а б с д Куприк, Роман (27 марта 2017 г.). «Мы шутили перед поездкой, — вспоминают женщины из первого эшелона в Освенцим» . Словацкий зритель . Проверено 14 января 2020 г.
  13. ^ Перейти обратно: а б Макина, Павол. «25 марта 1942 г. - первая транспортировка словацких евреев в лагерь смерти» [25 марта 1942 г. - первая транспортировка словацких евреев в лагерь смерти]. Национальный институт памяти . Проверено 14 января 2020 г.
  14. ^ Бюхлер 1996 , стр. 311–312.
  15. ^ Ваксманн 2015 , с. 297 .
  16. ^ Бюхлер 1996 , стр. 306–307.
  17. ^ Longerich 2010 , стр. 344–345.
  18. ^ Перейти обратно: а б с Герт-Занд, Рене (2 января 2020 г.). «Первой транспортировкой евреев в Освенцим было 997 молодых словацких женщин и подростков» . Времена Израиля . Проверено 4 января 2020 г.
  19. ^ Райчан, Вадкерти и Хлавинка 2018 , с. 847.
  20. ^ Бюхлер 1996 , с. 308.
  21. ^ Бюхлер 1996 , стр. 309, 322.
  22. ^ Бюхлер 1996 , с. 316.
  23. ^ Хандзуш, Питер (21 марта 2016 г.). «Память о первом еврейском транспорте из Попрада: о Холокосте никогда не говорят достаточно» . Сегодня 24 число . Проверено 14 января 2020 г.
  24. ^ «Отмечено 75-летие первого еврейского транспорта в Словакии» . Словацкий зритель . 27 марта 2017 г.
  25. ^ «Эдита Гросманова умерла. Она была в первом транспорте девушек в Освенцим» . Pravda.sk (на словацком языке). 2 августа 2020 г. Проверено 30 декабря 2021 г.

Источники

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Макадам, Хизер Дюн (2019). 999: Выдающиеся молодые женщины из первого официального еврейского транспорта в Освенцим . Нью-Йорк: Издательская корпорация Кенсингтон. ISBN  978-0-8065-3936-2 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 273a9b7ad5f1eafebbf8aee014c3b96f__1717020540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/27/6f/273a9b7ad5f1eafebbf8aee014c3b96f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
First mass transport of Jews to Auschwitz concentration camp - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)