Перлокутивный акт
Перлокутивный акт (или перлокутивный эффект ) — это воздействие высказывания на собеседника. [1] Примеры перлокутивных действий включают убеждение, убеждение, запугивание, просвещение, вдохновение или иное воздействие на собеседника. Перлокутивному эффекту высказывания противопоставляются локутивный акт , который является актом производства высказывания, и иллокутивная сила , которая не зависит от воздействия высказывания на собеседника. [2]
В качестве примера рассмотрим следующее высказывание: «Кстати, у меня есть компакт-диск Дебюсси ; не хотите ли одолжить его?» Его иллокутивная функция — это предложение , тогда как предполагаемый перлокутивный эффект может заключаться в том, чтобы произвести впечатление на собеседника, или продемонстрировать дружеское отношение, или вызвать интерес к определенному типу музыки. Фактический перлокутивный эффект может отличаться от предполагаемого перлокутивного эффекта. В этом примере говорящий, возможно, намеревался продемонстрировать дружеское отношение, но слушатель может разозлиться, если подумает, что целью говорящего было произвести на него впечатление. [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Остин, Л. (1962). Как делать вещи с помощью слов . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 101.
Сказанное что-либо часто или даже обычно оказывает определенное последовательное воздействие на чувства, мысли или действия аудитории, говорящего или других людей: и это может быть сделано с замыслом, намерением или целью. их производства.
- ^ Грин, Митчелл (2017). Залта, Эдвард Н. (ред.). «Речевые акты» . Стэнфордская энциклопедия философии (изд. Зима 2017 г.) . Проверено 1 сентября 2020 г.