Элияху Меир Блох
Раввин Элияху Меир Блох | |
---|---|
![]() | |
Персональный | |
Рожденный | 1894 |
Умер | 22 января 1955 г. Кливленд , Огайо, США |
Религия | иудаизм |
Национальность | Американский |
Супруг | Ривка Блох, урожденная Каплан |
Родители |
|
Номинал | Ортодоксальный иудаизм |
Еврейский лидер | |
Предшественник | Раввин Авраам Ицхак Блох |
Преемник | Раввин Хаим Мордехай Кац |
Позиция | Rosh yeshiva |
Yeshiva | Telshe Yeshiva |
Похороненный | 23 января 1955 г. Кладбище Маунт-Олив, Солон, Огайо |
Резиденция | Кливленд, Огайо |
Раввин Элияху Меир Блох (23 октября 1894 — 22 января 1955), которого часто называют рав Элия Меир Блох , был ведущим ортодоксальным еврейским раввином в Соединенных Штатах в годы после Второй мировой войны. Он основал Тельше-ешиву. [ 1 ] в Кливленде, штат Огайо, вместе с раввином Хаимом Мордехаем Кацем , и служил ее первой рош-ешивой .
Ранние годы
[ редактировать ]Раввин Блох родился в 1894 году на Симхас Тора. [ 2 ] в Тельшяй (Тельше), Литва, тогда входившая в состав Российской империи , раввину Йосефу Лейбу и Часе Блоху. [ 3 ] Его мать была дочерью раввина Элиэзера Гордона , и поэтому его отец служил маггидом шиуром в ешиве раввина Гордона, ешиве Тельше в Тельшяй. Его отец позже занял должности раввина в Варняе и Шадове . Он вернулся в Тельшяй в 1910 году, когда скончался раввин Гордон, и сменил его на посту раввина общины и рош-ешивы. [ 4 ]
Раввинская карьера
[ редактировать ]Он женился на Ривке Каплан, дочери влиятельного клайпедского (мемельского) купца Авраама Моше Каплана, и поэтому переехал в Клайпеду, где прожил восемь лет, изучая Тору и проводя шиурим (уроки Торы). [ 5 ] В 1929 году он вернулся в Тельшяй и был назначен одним из руководителей ешивы. [ 6 ] В это время он был вовлечен во Всемирную Агудат Исраэль . [ 5 ]
Холокост
[ редактировать ]В 1940 году Советы оккупировали Литву и выселили Тельше-ешиву из здания, превратив ее в военный госпиталь. В сочетании с тем фактом, что они находились под советской властью и им было запрещено преподавать религию в соответствии с антирелигиозными советскими законами , существовала нацистская угроза захвата Европы и уничтожения ее евреев. Поэтому было решено, что ешива должна переехать в Соединенные Штаты в 1941 году. [ 1 ] Раввин Блох был отправлен в Америку вместе с раввином Хаимом Мордехаем Кацем , чтобы организовать эмиграцию ешивы. [ 7 ] Пока они были в Америке, до них дошли новости о нацистской оккупации Литвы , и, потеряв связь со своими семьями и ешивой, они поняли, что их единственным выходом будет открытие ешивы с нуля в Соединенных Штатах. [ 8 ] Позже они узнали, что их семьи и вся ешива были уничтожены нацистами. [ 7 ]
Тельше ешива в США
[ редактировать ]В отличие от большинства американских иешив того времени, которые были созданы в Нью-Йорке, раввин Блох открыл иешиву в Кливленде , штат Огайо, чтобы укрепить свою ортодоксальную еврейскую общину. [ 2 ] Основное еврейское влияние в городе оказывали светские евреи , а создание ешивы подняло моральный дух небольшой ортодоксальной еврейской общины города. [ 5 ]
Большую часть студентов ешивы составляли мальчики, родившиеся и выросшие в Соединенных Штатах. Несмотря на то, что раввины Блох и Кац прожили свою жизнь в Восточной Европе, они были хорошо знакомы с американским образом мышления и понимали чувства студентов. [ 5 ] Однако ешива управлялась так же, как иешивы Восточной Европы до Холокоста, со строгой дисциплиной в отношении ее строгого графика. Раввин Хаим Дов Келлер , который учился в ешиве в первые годы ее существования, вспомнил трехчасовой мусар шмуесс (беседу по улучшению характера), которую раввин Блох давал, когда студенты пропустили субботнее вечернее занятие. По словам раввина Келлера: «Рав Элия Меир выразил смущение ... Он сказал нам, что у них нет намерения открывать ешиву, чтобы удовлетворить прихоти американского общества... Он говорил о ешиве Рошей, которую они оставили после себя. в Европе [которые были убиты нацистами], чьими эмиссарами они были. Они никогда не согласились бы на такую ешиву». Затем раввин Блох пригрозил закрыть ешиву, если студенты не будут сотрудничать. [ 8 ]
Влияние раввина Блоха на еврейскую общину Кливленда было глубоким, поскольку он настаивал на основании Еврейской академии Кливленда , семинарии Явне и колеля . [ 5 ]
Смерть
[ редактировать ]Раввин Блох умер 22 января 1955 года. [ 1 ] и был похоронен на кладбище Маунт-Олив в Солоне, штат Огайо .
На посту рош-ешивы его сменил раввин Хаим Мордехай Кац. [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Умер еврейский педагог» . Рекордер Таймс . Зейнсвилл, Огайо. 24 января 1955 г. с. 6 . Получено 1 июня 2023 г. - через Newspapers.com .
- ^ Jump up to: а б Келлер, раввин Хаим Дов (сентябрь 1977 г.). «Реб Элиаху Меир Блох» (PDF) . Еврейский обозреватель . XII (7): 6–13 . Проверено 15 января 2021 г.
- ^ «Арав Элиау Меир Блох» . geni.com . Получено 10 января.
- ^ Крон, раввин Пайсах Дж. (январь 2007 г.). Путешествие с Маггидом . Бруклин, Нью-Йорк: Mesorah Publications, Ltd., стр. 82–85. ISBN 978-1-4226-0229-4 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Шейнбаум, раввин А. Лейб (май 2003 г.). «Передача наследия». Мир, который был: Америка (Первое изд.). Живой мемориал / Еврейская академия Кливленда . стр. 110–115. ISBN 1-57819-360-5 .
- ^ Натановиц, Шмуэль. «Тельц-ешива – ее раввины и ее учреждения» . Сайт Jewishgen.com . Еврейский ген . Проверено 10 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Закон, раввин Нахман (июнь 2003 г.). Еврейский опыт: 2000 лет: сборник значимых событий (второе изд.). Шаар Пресс. п. 140. ИСБН 1-57819-496-2 .
- ^ Jump up to: а б Фендель, раввин Захария (2002). От заката до рассвета: XX век . Форест-Хиллз, Нью-Йорк: Публикации Хашкафы. стр. 275–277.