У тебя это есть
Варумбе или Валумбе — персонаж мифа о сотворении Ганды , легенды о Кинту . Он сын Ггулу и брат Намби . Его имя на языке луганда означает «болезнь» или «смерть», и согласно мифологии Ганды, он несет ответственность за смерть на Земле .
Легенда
[ редактировать ]
В мифе о происхождении Кинту, первый человек, встречает Намби, дочь небесного божества Ггулу (также известного как Мугулу). Узнав о существовании Кинту, Ггулу приказывает своим сыновьям украсть корову Кинту. Намби приходит в ярость от этого и решает привести Кинту на небеса. Затем Кинту подвергается множеству испытаний со стороны Ггулу. После того, как Кинту проходит все испытания Ггулу, Ггулу дарит ему, среди других подарков, свою дочь, чтобы он забрал его обратно на Землю. Он дает им несколько овощных растений, курицу и немного проса. [ 1 ] Затем он предупреждает их, чтобы они поторопились вернуться на Землю, чтобы не привлекать внимание брата Намби Варумбе (также известного как Валумбе), которого он отправил с поручением, чтобы помешать ему встретиться с Кинту. [ 2 ] Он специально говорит им ни за чем не возвращаться, но по пути на землю Кинту и Намби понимают, что забыли принести просо. После долгих ссор один из них возвращается за просом . Находясь на небесах, Валумбе противостоит Кинту и требует сопровождать его на землю. После долгих раздумий Кинту и Намби позволяют Валумбе сопровождать их на Землю. [ 1 ]
В соответствии с культурой Гандана Валумбе, как брат невесты, объявил одного из детей Кинту своим. Кинту отвергает претензии Валумбе и продолжает делать это на протяжении многих лет. Разочарованный, Валумбе начинает убивать по одному ребенку каждый день. разговора с Ггулу Кайикуузи После отправляется помочь Кинту отправить Валумбе обратно на небеса. [ 1 ] Отказавшись сопровождать Кайикуузи обратно на небеса, Валумбе отступает, прячась в кратерах в земле, которые он создает, топая ногой. Говорят, что в результате этого образовалось 240 ям Валумбе Танда в лесу недалеко от Митьяны ; ямы теперь являются местом археологических раскопок, а также их посещают как святыни в честь традиционных верований. [ 3 ] Кайикуузи вскоре устает преследовать Валумбе и просит все человечество молчать в течение двух дней, чтобы выманить Валумбе. Когда Валумбе наконец появляется, дети Кинту кричат при виде его, и он снова уходит в землю. После увольнения Кинту Кайикуузи возвращается в Ггулу и объясняет ситуацию. Услышав об этом, Ггулу позволяет Валумбе остаться на Земле. [ 4 ]
Поэтому Валумбе называют причиной смерти на Земле. Хотя Валумбе в конечном итоге претендует на каждого потомка Кинту, Кинту продолжает сражаться с Валумбе, постоянно имея больше потомков, чем Валумбе может украсть. [ 4 ] Эта легенда разыгрывается в музыкальном фильме «Kyazze Tekizzikayo» , снятом и написанном Каз Касози в 2007 году. [ 5 ]
Мпубе встречает Валумбе
[ редактировать ]Постоянная битва между Валумбе и потомками Кинту особенно очевидна в другой истории Гандана, где охотник по имени Мпубе случайно встречает Валумбе.
Следуя за своей охотничьей собакой через большую дыру в земле, Мпобе натыкается на деревню и в конце концов встречает Валумбе. Сообщив Мпубе о своей личности, Валумбе позволяет ему вернуться, заставив его пообещать никому не рассказывать о том, что он видел. Мпубе любезно принимает эту сделку, но позже раскрывает подробности этой случайной встречи своей матери. Валумбе узнает об этом и приходит, чтобы забрать жизнь Мпубе. Мпубе умоляет заключить сделку, согласно которой сначала поглотит все его имущество, прежде чем умереть, и Валумбе соглашается. Мпубе пытается обмануть смерть, растягивая этот процесс на многие годы; однако Валумбе неизбежно уносит его жизнь. [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Тьюри, Ева М.; Девинни, Маргарет К. (2017). «Часть 2: Мифы созидания и разрушения - 9. Африка: Уганда и Нигерия». Введение в мифологию: Современные подходы к классическим и мировым мифам . Оксфорд; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 121–129. ISBN 978-0-19-026298-3 . (Онлайн-доступ доступен для посетителей с ограниченными возможностями восприятия печатной информации.).
- ^ Планкетт, Люк (июль – декабрь 1903 г.). «Некоторые африканские языки и религии» . Ирландские церковные записи . Четвертая серия. 14 . Браун и Нолан: 193–211. п. 203:
Гулу [так в оригинале] также приказал им: «Когда вы отправитесь на землю, позаботьтесь о том, чтобы Варумбе (букв. Смерть ), брат вашей жены, не пошел с вами. Он в настоящее время отсутствует. Начни рано утром, пока он не вернется, чтобы он не увидел, как ты уходишь, потому что, если он увидит, как ты уходишь, он пойдет с тобой, и, поскольку он очень злой, он убьет всех детей, которых ты родишь. А если что забудешь, не возвращайся за этим».
- ^ Мусингузи, Бамутураки (21 февраля 2021 г.). «Ямы Танды: Легенда о Валумбе» . Монитор . Архивировано из оригинала 13 мая 2022 года.
- ^ Jump up to: а б Кизза, Непорочная Н. (март 2010 г.). Устная традиция баганды Уганды: исследование и антология легенд, мифов, эпиграмм и народных сказок (Иллюстрированное издание). МакФарланд. ISBN 978-0-7864-4015-3 .
- ^ «Программа 2008: 700 новых фильмов» (PDF) , Кинофестиваль в Портобелло , стр. 1, 2008 г., заархивировано из оригинала (PDF) 6 мая 2014 г.
- ^ Шойб, Гарольд (2000). Словарь африканской мифологии . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 256 . ISBN 0-19-512456-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Туристическая информация о ямах Валумбе Танда (Коммерческий сайт)
- Лучшее из Каз Касози (2007) - Лучшее из Каз Касози (2007)