Синектика
Синектика — это методология решения проблем , которая стимулирует мыслительные процессы, о которых субъект может не подозревать. Этот метод был разработан Джорджем М. Принсом (1918–2009). [1] и Уильям Джей Джей Гордон , работавший в отделе изобретательского дизайна Артура Д. Литтла в 1950-х годах.
По словам Гордона, исследование Synectics основывается на трех основных предположениях: [2]
- творческий процесс можно описать и научить
- процессы изобретательства в искусстве и науке аналогичны и управляются одними и теми же «психическими» процессами.
- индивидуальное и групповое творчество аналогичны
История
[ редактировать ]Этот процесс был основан на записи встреч на магнитофон (первоначально аудио , затем видео ), анализе результатов и экспериментах с альтернативными способами преодоления препятствий на пути к успеху на собрании. «Успех» определялся как получение творческого решения, которое группа стремилась реализовать.
Название «синектика» происходит от греческого языка и означает «объединение различных и, по-видимому, не связанных друг с другом элементов». [3]
Гордон и Принс назвали свою практику и свою новую компанию Synectics, что может вызвать путаницу, поскольку люди, не являющиеся членами компании, обучены и используют эту практику. Хотя название было зарегистрировано как торговая марка, оно стало стандартным словом для описания творческого решения проблем в группах. [4]
Теория
[ редактировать ]Синектика – это способ подхода к творчеству и решению проблем рационального . «Традиционно творческий процесс рассматривается постфактум... Исследование Synectics попыталось исследовать творческий процесс in vivo, пока он продолжается». [5]
По словам Гордона, исследование Synectics основывается на трех основных предположениях:
- Творческий процесс можно описать и преподавать;
- Процессы изобретения в искусстве и науке аналогичны и управляются одними и теми же «психическими» процессами;
- Индивидуальное и групповое творчество аналогичны. [6]
Принимая во внимание эти предположения, Synectics считает, что люди могут лучше проявлять творческий подход, если они понимают, как работает креативность.
Одним из важных элементов творчества является принятие того, что, казалось бы, не имеет значения . Эмоции преобладают над интеллектом, а иррациональное – над рациональным . Понимая эмоциональные и иррациональные элементы проблемы или идеи, группа может добиться большего успеха в решении проблемы. [7]
Принс подчеркнул важность творческого поведения для снятия запретов и раскрытия творческих способностей, присущих каждому. Он и его коллеги разработали конкретные методы и структуры встреч, которые помогают людям гарантировать, что их конструктивные намерения воспринимаются друг другом положительно. Использование инструментов творческого поведения расширяет применение Синектики на многие ситуации, выходящие за рамки изобретательских сессий (особенно конструктивное разрешение конфликтов).
Гордон подчеркнул важность « метафорического процесса», позволяющего сделать знакомое странным, а странное — знакомым. Свой главный принцип он выразил так: «Доверяй чужому и отталкивай то, чему доверяешь». Это способствует, с одной стороны, фундаментальному проблемному анализу, а с другой — отчуждению исходной проблемы посредством создания аналогий . Таким образом, возможно появление новых и неожиданных решений.
В качестве инструмента изобретательства компания Synectics изобрела технику под названием «трамплин» для получения творческих начальных идей. Для развития начальных идей метод включает в себя мозговой штурм, углубляет и расширяет его метафорами ; он также добавляет важный процесс оценки развития идей, который берет зачаточные новые идеи, которые привлекательны, но еще не осуществимы, и превращает их в новые направления действий, которые имеют приверженность людей, которые будут их реализовывать.
Синектика более требовательна к субъекту, чем мозговой штурм , поскольку связанные с ней этапы подразумевают, что процесс более сложен и требует больше времени и усилий. Успех методологии Синектики во многом зависит от навыков подготовленного ведущего . [8]
Книги
[ редактировать ]- Практика творчества: Руководство по решению проблем в динамических группах. Джордж М. Принс , 2012, Вермонт: Echo Point Books & Media, LLC, 0-9638-7848-4
- Практика творчества Джорджа Принса, 1970 г.
- Синектика: развитие творческого потенциала , У.Дж.Дж. Гордон, Лондон, Collier-MacMillan, 1961.
- Синектика дизайна: стимулирование творчества в дизайне Николаса Рукса, опубликованное Davis Publications, 1988 г.
- Справочник новатора Винсента Нолана, 1989 г.
- Creativity Inc.: Создание изобретательной организации , Джефф Мози и Ричард Гарриман, 2003 г.
- Представьте себе это! Винсент Нолан и Конни Уильямс, Publishers Graphics, LLC, 2010 г.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Джордж Принс, консультант, вдохновивший на инновации, основал международную фирму , Boston Globe 21 июня 2009 г.
- ^ Гордон, 5.
- ^ Гордон, Уильям Дж. Дж. Синектика: развитие творческого потенциала . (Нью-Йорк: Харпер и Роу, Издательство, 1961), 3).
- ^ Нолан, Винсент. «Что случилось с синектиками?» Креативность и инновационный менеджмент, т. 21, № 1 (2003): 25.
- ^ Гордон, 3
- ^ Гордон, 5.
- ^ Гордон, 6.
- ^ Майкл Дж. Дик, Творчество в сфере высоких технологий , IEEE по бизнесу, стр. 117-8, 1992 г. Руководство для инженеров