Дьюла Кабос

Дьюла Кабош (19 марта 1887, Будапешт — 6 октября 1941, Нью-Йорк) — венгерский актёр и комик, широко известный своими комедийными ролями в кино в конце 1930-х годов.
Биография
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Кабош родился 19 марта 1887 года в Будапеште как Дьюла Канн . После окончания актерской школы Элека Солимоши начал сниматься в Шабадке ( Суботица ), где работал до 1910 года с небольшим перерывом в 1906–07, когда жил в Зомборе ( Сомбор ). Шабадка подарил ему первые успехи, первые удачные набеги в мир театра, и именно здесь он встретил своего первого великого комедийного партнера Дьюлу Гозона . Следуя его совету, он переехал в Надьварад ( Орадя ) и жил там с 1910 по 1913 год. Позднее он с теплотой вспоминал эти годы. Он был известным в городе актером, и со своим партнером у него были различные комические приключения (которые еженедельно публиковались в городской газете). Позже он переехал в Будапешт, чтобы играть в разных театрах, в том числе в Кирай Синхаз , Вигсзинхаз , Пести Кабаре , одновременно пытаясь, но в конечном итоге безуспешно, открыть театр эстрады в американском стиле в Надьвараде (1919).
Карьера 1919–1933 гг.
[ редактировать ]В 1919 году он женится на Марии Пухалаг и усыновляет ее дочь Габриэллу Сураньи . Они переехали в Будапешт, где у него сын Иштван Дьёрдь Кабош родился . По мере того как режиссеры раскрывают его комедийный талант, он получает все больше и больше небольших ролей, в том числе одну в «Вигсзинхазе» . Хотя его выступления встречают высокую оценку критиков, финансовый кризис в стране омрачил театральный мир, а также сократил его выступления. Однако эта ситуация оказалась возможностью, поскольку известный Фёварош Мувес Синхаз (будущий Оперетцзинхаз ) закрыл свои двери, и начались новые поиски режиссера. Его имя , как и Ласло Бекеффи , пользовалось достаточным доверием, и они получили работу. Но жизнь менеджера оказалась трудной, поскольку Кабос не одобрял высокие зарплаты ведущих актеров, что приводило к многочисленным конфликтам. Опять же, новые пьесы встречают высокую оценку критиков, но не имеют денежного успеха, поэтому театру приходится отказываться от ранее сыгранных спектаклей. Продолжающиеся рабочие конфликты, появление первых громких фильмов и незаинтересованность публики в конечном итоге приводят к банкротству. Хотя он уже пробовал себя в многочисленных небольших, часто экспериментальных немых фильмах в 1910-е годы, они ему не нравились, поскольку он винил их в падении театрального мира.
После многочисленных попыток он сыграл роль Матиаша Шнайдера в звуковом фильме « Ипполит, дворецкий » в 1931 году. Этот фильм стал одним из первых успешных фильмов в Венгрии, а вместе с его саундтреком стал одно из самых известных кинематографических произведений той эпохи. Результатом успеха стало появление еще нескольких ролей в кино на иностранном языке. После небольшого отъезда в Вену , пытаясь произвести впечатление на австрийскую публику, с 1932 года он снова работает в Будапеште. Поскольку глобальный финансовый кризис и все более и более популярные фильмы еще больше опустошают театральную сцену Будапешта, его карьера снова переживает не лучшие времена. низкооплачиваемые роли, омраченные немногими оставшимися звездами. Поскольку театр «Мадьяр Синхаз» предлагает ему несколько драматических ролей, он соглашается на них и тем самым возвращается к более широкой публике. После нескольких драматических ролей он возвращается к своему прежнему беззаботному комедийному персонажу и добился большого успеха, также гастролируя по Германии.
Комик и кинозвезда
[ редактировать ]Начиная с «Мартовской сказки », ему начинает нравиться сниматься в кино. После премьеры в 1934 году фильма «Месеауто» («Автомобиль мечты»), другого его огромного успеха, ему аплодировали стоя. Внезапная слава удивляет Кабоса, так как он не понимает, почему кинозвезда должна быть знаменитой (до этого он посмотрел лишь несколько сцен из собственного произведения). В своих многочисленных поздних киногероях он играет трагикомического маленького человека в тяжелые годы 30-х годов, движимого страхом совершать глупые поступки. В то время как публика считала, что он стал богатой кинозвездой, финансовое положение Кабоса оставалось тяжелым, поскольку ему нужно было оплатить долги за свою театральную неудачу и поддерживать свою бедную семью, которая не верила, что он так похож на них. Даже будучи самой известной комедийной звездой, из-за кредиторов он получил только 10 пенго из своих первоначальных 60 пенго в день (для сравнения, актриса Сари Федак получала 540 пенго в день). Чтобы заработать на жизнь, ему нужно было сниматься в фильме за фильмом, а также играть во многих театрах. Его роль в Вигсзинхаза Выступление Ловагиаса Юги стало еще одним большим успехом, вернув свою театральную публику. К 1935 году он становится одним из самых востребованных киноактёров, так как смог прекрасно адаптироваться к тогдашнему особенному процессу съёмки только одной сцены за раз. Известные фильмы этой эпохи — «Халло Будапешт» и «Кёсёнём, Хоги Эльгазолт» .
Последние годы в Венгрии
[ редактировать ]В 1936 году он завершает киноверсию « Ловагиаса Юги» , которая первой вызвала сопротивление со стороны радикальных правых групп, начавшееся несколькими годами ранее. Акции протеста с криками «Долой еврейское кино» прошли в Будапеште, Пече , Бахе , были сорваны многие премьеры. Как полагают историки, растущее число таких восстаний было организовано из Германии. Кабос постепенно становится центром атак, и это состояние наполняет его страхом и отчаянием не только за себя, но и за свою семью. Он погружается в работу, когда это возможно. За третьим большим успехом, A Noszty fiú esete Tóth Marival, следует массовая кампания правой прессы против режиссера Иштвана Секели , после которой он покинул страну. Потеряв одного из своих главных партнеров по кинопроизводству, Кабос опасается, что может стать следующим. По мере сокращения бюджетов Кабос все больше и больше становился краеугольным камнем венгерского кинопроизводства того времени, определяя финансовый успех или провал предприятия. В 1937 году он уезжает Театр Вигсзинхаз , чтобы выступать в театре Андраши и Мадьяр . Это месяцы его последних больших достижений, поскольку сирены воздушной тревоги, первые признаки приближающейся Второй мировой войны все чаще срывали работу. Весной 1938 года он начинает планировать побег. С помощью своего старого друга Александра Корды он отправляет сына Иштвана в Англию учиться в университете. После игры в трёх лёгких комедиях его 33-летняя театральная карьера в Будапеште подходит к концу. Хотя он все еще продолжает сниматься в кино, включая свою первую по-настоящему главную роль в «Папучшёсе» , первые антиеврейские законы постепенно делают его работу невозможной. В 1939 году газеты начали распространять слухи о том, что Кабос едет в Америку. Вместе с женой и в глубокой депрессии он покидает страну в купе поезда, отправляющегося с вокзала Келети. Через Остенде и Дувр они едут в Лондон, где встречают своего сына Иштвана. 1 февраля 1939 года на борту судна «Париж» они отплывают в сторону Америки, в будущее, в котором Кабос не был уверен.
Жизнь в Америке
[ редактировать ]Пара переезжает в отель «Вудроу» в Нью-Йорке, где получает многочисленные предложения о контрактах от соотечественников, живущих в городе. Кабош соглашается на должность менеджера небольшой венгерской труппы, но в письмах жалуется, что его коллеги бездарны. Они отправляются в двухнедельный тур, включающий Филадельфию , Трентон , Пассаик . По его словам, владельцы кинотеатров пытались испортить сеансы, и места были наполовину пусты, хотя стоимость входного билета была менее половины стоимости билетов в кино. В апреле 1939 года группа продолжила гастролировать по Чикаго и Детройте, при этом Кабос появлялся дополнительно, часто по 4 раза в день. Но даже в этом случае доходы оставались мизерными. Их положение ухудшилось, когда его жену перевели в больницу из-за недостаточности желчи, и ей потребовалась немедленная операция, на что была потрачена большая часть их свободных денег. Шандор Инче , известный театральный деятель, также находящийся в изгнании, предлагает Кабосу роль в Нью-Йорке, но после поездки туда он отказывается, отчасти обнаружив, что не говорит на театральном английском языке. Находясь в Венгрии, нападения на него снова стали более сильными, даже ставя под сомнение его национальность. К лету 1939 года у них начинают заканчиваться деньги. Кабос устраивает второй тур с нерегулярными группами, имевший умеренный успех. Он начинает строить небольшой театральный зал на базе ресторана, которым управляет его друг, но через месяц терпит неудачу. Играя небольшими коллективами один-два раза в неделю, пара получает достаточно денег на основные продукты питания, в противном случае они совершают прогулки по Центральный парк . Кабос написал небольшую книгу о своей жизни, снял любительский скетч для гастролей и трехчасовое ревю, но все это провалилось. С помощью друга он получает небольшую роль в одном из театров Бродвея, но на сцене у него случается сердечный приступ. Его врач приказал ему прекратить ходить на репетиции, но он отказался. Едва пережив два других припадка, его переводят в больницу, где, пролежав без сознания в кислородной палатке в течение двух недель, он умирает 6 октября 1941 года.
Наследие
[ редактировать ]Похороны организовал Ференц Гёндёр , друг иммигранта. Актер был похоронен на кладбище Сидар-Парк в Эмерсоне, штат Нью-Джерси, под именем «Кобас». Его приемная дочь Габриэлла получила от матери зашифрованную телеграмму с известием о смерти, но страна узнала об этом только после официального заявления MTI от 9 октября. К этому времени в Венгрии фильмы Кабоша были запрещены, большинству его коллег отказали в работе, а в стране 3 месяца шла война. Газеты писали только о факте смерти, так как военные новости были самыми важными.
После войны первые копии фильмов Кабоса на короткое время появляются снова, хотя большая часть из них была потеряна во время боев. Но медленно формировавшееся коммунистическое правительство считало, что это произведения аристократического общества прошлого и как таковые не разрешены рабочему обществу – копии были возвращены в свои архивные коробки только для того, чтобы открыться в пятидесятых и семидесятых годах, чтобы кратковременные успехи. Смягчение политической ситуации 1980-х годов позволило вновь появиться его кинематографическим работам в кино и на Национальном телевидении , а затем и на кабельных станциях, вернув ему былую известность. Его перезахоронили на кладбище Фаркасрети в Будапеште в присутствии большого количества людей.
Фильмография
[ редактировать ]Заголовок | Характер | Время выполнения | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
1931 | ||||||
Ипполит, лакей | Матьяш Шнайдер | 80 мин. | ||||
Машина и нет денег | ||||||
1932 | ||||||
Пири знает все | Бела Богнар | 67 мин. | ||||
Летающее золото | Кадар часы | 51 мин. | ||||
1933 | ||||||
Все для женщины | ||||||
1934 | ||||||
Это произошло в марте | руководитель банка Кенде, отец Лили | 66 мин. | ||||
Автомобиль мечты | Аладар Халмош | 99 мин. | ||||
Фиолетовая сирень | Ангелуш | 79 мин. | ||||
Новый родственник | Главный официант Александр | 83 мин. | ||||
Эмми | 70 мин. | |||||
1935 | ||||||
Студенты Иглои | ||||||
Спасибо, что сбили меня с ног | Ференц-инас/слуга Франц | 84 мин. | ||||
Вилла на продажу | Йожеф Буко | 75 мин. | ||||
Будапештская кондитерская | Schulmayer házgondnok/ Смотритель дома Шульмайер | 84 мин. | ||||
Мисс Президент | Одон Вас | 84 мин. | ||||
Привет, Будапешт! | ||||||
Адрес неизвестен | Штангл | 82 мин. | ||||
Мудрая Мать | Кайзер, опереттцерзо/композитор оперетты, Кайзер | 74 мин. | ||||
1936 | ||||||
ощущение | Лео Салка | 66 мин. | ||||
Медовый месяц за полцены | Лайош Фернауэр, менеджер компании, генеральный директор | 85 мин. | ||||
Три Дракона | Доктор Йожеф Кемпелен | 71 мин. | ||||
Дунайское рандеву | Агент Салаи / агент Салаи | 66 мин. | ||||
1937 | ||||||
Платите, мадам! | Агостон Фабри, владелец мельницы / Владелец мельницы Агостон Фабри | 65 мин. | ||||
Я могу видеть ее раз в неделю | Poznay | 71 мин. | ||||
Дело чести | Андор Вираг, бухгалтер/Андор Вираг, бухгалтер | 86 мин. | ||||
Невеста из Торока | Хершкович | 70 мин. | ||||
Сказки Будапешта | Лехель Вадас, директор/руководитель Atlantic Bank | 86 мин. | ||||
Я женился по любви | Дети | 90 мин. | ||||
Отель Спрингтайм | Медьери Болдизар | 78 мин. | ||||
Вики | Доктор Вайс | 60 мин. | ||||
Заимствованный замок | Грубер Менихерт | 85 мин. | ||||
120 километров в час | Менихерт Рихтер | 71 мин. | ||||
Леди ищет комнату | Одон Чахос, кандидат в юристы/будущий юрист | 82 мин. | ||||
300 000 пенго на улице | ||||||
Ты будешь моим мужем! | Доктор Элемер Балог | 72 мин. | ||||
Кусающийся муж | Доктор Бернат Цзенгеллер, юрист | 82 мин. | ||||
Где мы спим в воскресенье? | Бены Вираг | 60 мин. | ||||
1938 | ||||||
Кратковременная финансовая проблема | Гарри, водитель/шофер | 81 мин. | ||||
водка в Америке | ||||||
Расквартирование | г-н Кульчар, секретарь Тибора | 82 мин. | ||||
Розмари | ||||||
Решающий момент | Кулиный | 85 мин. | ||||
Гусары Фехервара | 65 мин. | |||||
Муж-подкаблучник | Дьюла Ковач | 76 мин. |
Источники
[ редактировать ]
- [1] Жизнь Дьюлы Кабош на szineszkonyvtar.hu
- [2] Дьюла Кабош в венгерском театральном лексиконе, (Дьёрдь, Секели. Венгерский театральный лексикон. Будапешт: Akadémiai Kiadó, 1994. ISBN 978-963-05-6635-3 ), доступен в свободном доступе на mek.oszk.hu.
- Тибор, Банош: Дьюла Кабош Будапешт: Атанеум, 2001. ISBN 963-9261-31-9