Гибсоновская экологическая теория развития
— Экологическая теория развития Гибсона это теория развития, созданная американским психологом Элеонорой Дж. Гибсон в 1960-х и 1970-х годах. Гибсон подчеркнул важность окружающей среды и контекста в обучении и вместе с мужем и коллегой-психологом Джеймсом Дж. Гибсоном утверждал, что восприятие имеет решающее значение, поскольку оно позволяет людям адаптироваться к окружающей среде. Гибсон заявил, что «дети учатся обнаруживать информацию, определяющую объекты, события и расположение в мире, которую они могут использовать в своей повседневной деятельности». [1] Таким образом, люди учатся по необходимости. Дети – «охотники-собиратели» информации. [2] сбор информации для того, чтобы выжить и ориентироваться в мире.
Ключевые понятия [ править ]
Гибсон утверждал, что развитие обусловлено сложным взаимодействием между экологическими возможностями и мотивированными людьми, которые их воспринимают. Например, для младенца различные поверхности «предоставляют» возможности для ходьбы, ползания, хватания и т. д. По мере того, как дети приобретают двигательные навыки, они открывают для себя новые возможности для движения и, следовательно, новые возможности. [3] Чем больше им предоставляется возможностей воспринимать окружающую среду и взаимодействовать с ней, тем больше возможностей они открывают и тем точнее становится их восприятие.
Гибсон выделил четыре важных аспекта человеческого поведения, которые развиваются: [4]
- Агентство — Самоконтроль, целенаправленность в поведении.
- Агентство учится контролировать как свою деятельность, так и внешние события.
- Младенцы с раннего возраста учатся, что их действия влияют на окружающую среду.
- Например: было замечено, как младенцы пинали ногами висящий над ними мобильный телефон. Они обнаружили, что их удары ногами заставили мобильный двигаться.
- Перспективность — намеренное, упреждающее, плановое, ориентированное на будущее поведение.
- Например: ребенок протянет руку, чтобы попытаться поймать движущийся к нему объект, потому что ребенок может предвидеть, что объект будет продолжать двигаться достаточно близко, чтобы его можно было поймать. Другими словами, ребенок чувствует, что, протянув руку, он сможет поймать предмет.
- Поиск порядка — склонность видеть порядок, закономерность и закономерности, чтобы понять мир.
- Например: до 9 месяцев младенцы начинают распознавать модели сильного и слабого стресса на своем родном языке.
- Гибкость — восприятие может приспосабливаться к новым ситуациям и физическим состояниям (например, росту, улучшению двигательных навыков или вывиху лодыжки).
- Примеры: Трехмесячным младенцам, лежавшим под мобилем, к правой ноге, а затем к мобилю прикрепляли веревку, чтобы при движении ноги мобиль двигался. Когда веревку переключили на левые ноги, младенцы легко перешли к перемещению этой ноги, чтобы активировать мобиль.
- Восприятие – это непрерывный, активный процесс.
Методология [ править ]
Гибсон использовал экспериментальные процедуры, одновременно пытаясь сохранить экологическую обоснованность, моделируя важные особенности естественной среды обитания ребенка. Следуя идее возможностей, Гибсон пытался обеспечить мультимодальную стимуляцию для младенцев в этих экспериментах (например, несколько типов объектов, лиц или поверхностей) и способы получения обратной связи посредством движения и исследования. [5]
Один из известных перцептивных экспериментов Гибсона заключался в построении « визуального утеса », имитирующего настоящий утес. Гибсон и Уок [6] поместили младенцев возле обрыва и поместили матерей по другую сторону обрыва. Они обнаружили, что младенцы воспринимают глубину и не хотят ползти по скале примерно в возрасте 6–7 месяцев. Более поздние эксперименты показали, что 12-месячные младенцы научились использовать выражения лица своих матерей как сигналы потенциальных возможностей. Если матери улыбались, младенцы с большей вероятностью переползали через «опасный» обрыв, но если матери делали испуганное лицо, младенцы избегали обрыва. [7]
Критика [ править ]
Теорию Гибсона критиковали за «неясное объяснение познания». [8] Теория Гибсона относится к прямому восприятию и не учитывает, что поведение может включать косвенное, интерпретативное познание. Методика Гибсона включает в себя дорогостоящую и сложную экспериментальную установку, которая может оказаться непомерно дорогой и затратной по времени для многих исследователей. Наконец, исследования Гибсона почти исключительно ограничивались младенцами и детьми очень раннего возраста, поэтому трудно делать обобщения на протяжении всей жизни.
теории Гибсона состояние Текущее
За исключением ее собственных работ, работы Гибсон редко называют теорией развития. Когда упоминается основная область исследований Гибсона - возможности, цитируются обычно только Джеймс Гибсон. [9] Гибсону приписывают популяризацию возможностей в исследованиях восприятия. Однако, в отличие от Гибсона, исследователи изучили возможности во всех возрастных группах, включая взрослых. Возможности были применены к целому ряду инновационных тем, от вождения автомобиля [10] для обмена текстовыми сообщениями. [11] Однако концепция возможностей обычно используется изолированно, а не интегрируется в экологическую структуру Гибсона. Некоторые исследователи даже пытаются создать свои собственные теории возможностей вместо того, чтобы пересмотреть теорию Гибсона с учетом новых результатов. [12]
Ссылки [ править ]
- ^ Миллер, П. (2002). Теории психологии развития (4-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Worth Publishers.
- ^ Миллер, 2002 г.
- ^ Миллер, 2002 г.
- ^ Гибсон, Э.Дж. и Пик, AD (2000). Экологический подход к перцептивному обучению и развитию. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- ^ Миллер, 2002 г.
- ^ Гибсон, Э.Дж.; Уок, РД (апрель 1960 г.). «Визуальный утес». Научный американец.
- ^ Сорс, Дж. Ф., Эмде, Р. Н., Кампос, Дж., и Клиннерт, доктор медицинских наук (1985). Эмоциональная сигнализация матери: ее влияние на визуальное поведение годовалых детей. Психология развития, 21, 195–200.
- ^ с. 363, Миллер, 2002 г.
- ^ Майклс, CF (2003). Возможности: четыре пункта дискуссии. Экологическая психология, 15, 135–148.
- ^ Швебель, округ Колумбия, и Йоком, Дж.С. (2007). Как личность и вознаграждение связаны с суждениями водителей автомобилей о возможностях использования собственных транспортных средств. Экологическая психология, 19, 49-68.
- ^ Рид, FJM и Рид, DJ (2010). Выразительные и разговорные возможности мобильных сообщений. Поведение и информационные технологии, 29, 3-22.
- ^ Чемеро, А. (2003). Краткое изложение теории возможностей. Экологическая психология, 15, 181–195.