Ковроткачество в Испарте
Ковроткачество в Испарте получило развитие к концу XIX века. Испарта (Спарта) в Писидии была одним из последних регионов, где возникла традиция ковроткачества. Греческое православное население сыграло жизненно важную роль в этом развитии. Будучи заядлыми торговцами, они связали свое производство ковров с деятельностью « Восточных производителей ковров» , крупной компании по производству и экспорту ковров из Османской империи в европейские страны и США. Пионерами в этом процессе были выходцы из Испарты и греческие православные ковровщики, такие как Продромос Грегориадес, Иорданис и Дамианос Стилоглоу, Филиппос Кахраманоглу, Сократ и Дамиан Кахраманоглу, Минас Кехагиоглу, Теодорис и Иоаннис Папазоглу, Афанасиос Песмазоглу, Николаос Соутсоглу и т. д. Ковроткачество в Малой Азии принадлежит к давней традиции ковроткачества , неразрывно связанной с кочевой жизнью тюркских племен , которые постепенно заселили этот регион, начиная с 11 века. Когда кочевники стали вести оседлый образ жизни, появились плоские и ворсовые ковры местного стиля; поэтому теперь мы различаем стили по географическим названиям, где эти стили были более популярны, например: Ushak carpet , Bergama Carpets , Konya carpets etc. [1]
Происхождение и история
[ редактировать ]Ковроткачество в Писидийской Испарте возникло в конце XIX века и было связано главным образом с торговыми и предпринимательскими способностями греческого православного населения, часть которого имела возможность учиться в Смирне (современный Измир ) и в других крупных центрах Османская империя и Европа. Таким образом, у них была возможность узнать больше о технологических инновациях и торговых правилах того времени. [2] Согласно греко-православной традиции, первый ковер в Испарте был соткан в конце 1880-х годов Катиной Стилоглу по узору, разработанному ее братом Иорданисом Стилоглу. Катину научила ткать ковры женщина по имени Политими Киурцоглу. Катина Стилоглу была замужем за доктором Продромосом Грегориадесом, родом из Кайсери, региона, известного своей традицией ковроткачества. Грегориадес лично участвовал и очень активно участвовал в процессе организации производства ковров в родном городе своей жены; в партнерстве с ее братьями Иорданисом и Дамианом они разработали инновационные методы ткачества, организовали производство по картельной модели и создали широкую и эффективную сеть для продажи своих ковров. Таким образом, ковры Испарта достигли Европы, где благодаря низкой цене они быстро стали очень популярны среди формирующегося среднего класса. Однако другая традиция упоминает как зачинщика всего этого процесса османского чиновника родом из Испарты. Возможно, обе традиции верны и дополняют друг друга. В любом случае они свидетельствуют об общей тенденции к концу XIX века организовать производство по западным стандартам и осуществить сотрудничество между мусульманским и христианским населением.
Режим производства
[ редактировать ]Организация производства в Испарте свидетельствует о первых попытках индустриализации в Малой Азии. Несколько производителей ковров из Испарты сначала попытались обойти крупные торговые дома Смирны; Однако довольно скоро они поняли, что это невозможно. Таким образом, они наконец подписали деловые соглашения с производителями восточных ковров . [3] одна из крупнейших компаний, действующих в этой области, которая покупала ковры по монопольной системе, одновременно предоставляя ткачам первичный материал, такой как окрашенная пряжа, и техническую помощь, а именно специализированный персонал, который мог улучшить процессы и конечные продукты. Ковроткачество было в основном домашним производством, а ткачихами были в основном женщины или девочки старше 8 лет, как это было принято в те времена во всех ковроткацких областях. [4] В конце концов, в Османской империи детский труд был приемлем и широко распространен, тогда как возрастной предел для совершеннолетия был ниже, чем сегодня. Уплаченная цена рассчитывалась на основе поставленных «узлов», в отличие от центральных производств восточных ковров, где работникам платили за восьмичасовую смену. Ткачам Испарты платили гораздо меньше (вероятно, около половины), чем те, кто находится в других традиционных центрах ковроткачества, таких как Ушак. Эту информацию подтверждают архивы компании «Производители восточных ковров». Причина, вероятно, в том, что производители ковров в Испарте хотели успешно конкурировать со своими основными конкурентами и создать новый центр ковроткачества, имея в виду постепенное повышение цен на свои ковры и соответственно заработную плату рабочих. [5] Количество ткацких станков, существовавших в Испарте, точно неизвестно. В одних источниках упоминается 600 ткацких станков, в других — до 4000. [6] Последняя цифра, вероятно, преувеличена. В любом случае ковроткачество в Испарте развивалось быстро, учитывая то, что оно началось в конце 1880-х годов и продолжалось вплоть до изгнания греческого православного населения в 1922 году (по крайней мере, в указанном виде).
Особенности ковров Isparta
[ редактировать ]Ковры Isparta имели стандартное качество, что повышало их коммерческую ценность и спрос. Их главной особенностью был хлопковый уток и использование асимметричных узлов. [7] Многие из них относились к типу молитвенных ковриков с треугольными узорами, напоминающими михраб. Ковер типа Испарта, считающийся Кахраманосом стандартизированным изделием XIX века, ткут из двухниточной пряжи и с меньшим количеством узлов; их первоначальные узоры имитировали популярные стили Малой Азии, особенно стиль Ушака , с центральным медальоном, украшенными углами и яркими цветами. Вскоре они обратились к подражанию персидскому стилю, который оказался гораздо более популярным на западных рынках, особенно в Соединенных Штатах. Позже, в 1920-х и 1930-х годах, они последовали примеру Сарука . [8] Первоначально пряжу красили натуральными красителями растительного происхождения, но вскоре, как и везде, ее перешли на химически окрашенную пряжу. Первоначальная ткань «шерсть на шерстяной ткани» была заменена комбинацией овечьей шерсти для утка и хлопка или льна для основы. [9] [10]
Технологии и инновации
[ редактировать ]Производство ковров в Испарте следовало технологически инновационным решениям того времени, таким как вышеупомянутая замена натуральных красителей химическими, которые были дешевле. [11] Анилины, использовавшиеся сначала, оказались непостоянными, но вскоре химия предоставила новые синтетические красители устойчивых и стандартизированных цветов; это сделало возможным воспроизведение одного и того же рисунка снова и снова. Использование миллиметровой бумаги для создания выкроек - техника, которую разработал и преподавал в Испарте Иорданис Стилоглу, - позволило рабочим воспроизвести выкройки точно во всех деталях. Эта техника также позволила импортировать и воспроизводить новые оригинальные узоры и цвета, которые были популярны в странах назначения экспорта. [12] По словам шерифа Мардина, парадигма греческого православного населения оказалась настолько успешной, что власти Османской империи решили основать школу ковроткачества в Испарте в 1891 году. [13]
Торговая сеть
[ редактировать ]Ковроткачи Испарты пытались обойти торговцев из Смирны, которые выступали в качестве посредников, и напрямую сотрудничать с Соединенным Королевством через консульские власти Османской империи; однако эта попытка закончилась неудачей, и в конце концов им пришлось согласиться на сотрудничество с торговыми домами в Смирне, которыми управляли семьи левантийцев , имевшие доступ к европейским рынкам. С 1908 года, когда в Смирне был создан «Восточный ковровщик», и до начала Первой мировой войны в 1914 году ковроткачество в Испарте достигло своего расцвета. Однако война нанесла серьезный удар по торговой сети, и производители восточных ковров начали колебаться. В тот же год Испара пострадала от разрушительного землетрясения, отразившегося на ее производстве. Однако в конце войны испартанские ковровщики основали в Измире свои собственные торговые дома, дела которых шли настолько хорошо, что вскоре они составили конкуренцию своему бывшему «боссу», а именно производителям восточных ковров. Однако греческая оккупация Измира в 1919 году ухудшила ситуацию, поскольку сухопутные операции внутри страны, организованные греческой армией, привели к беспорядкам и военным действиям. Последний удар был нанесен насильственной депортацией взрослого мужского населения Испарты в 1921 году. Армия Кемаля Ататюрка и уход остального греческого православного населения Испарты осенью 1922 года.
Ковроткачество после изгнания греческого православного населения
[ редактировать ]Греческое православное население начало подвергаться преследованиям с 1915 года, когда большая часть мужского населения была отправлена в «амеле табуру», а именно в рабочие батальоны, как это было также в случае с большинством греческих общин в Малой Азии, в которых погибли сотни тысяч человек. . В 1922 году была вынуждена покинуть страну и остальная часть населения, а именно женщины и дети. Через порт Антальи они пересекли Эгейское море и высадились в Волосе, а оттуда рассеялись по различным местам Греции. Основная масса испартанцев и писидийцев в целом поселилась в Подарадесе и образовала ядро современного афинского пригорода Неа Иония . Выбор этого региона был осознанным, так как здесь было много воды из потока Подонифтис, что позволяло обрабатывать пряжу и, следовательно, заниматься текстильной и ковровой деятельностью. Действительно, первые поселенцы занимали средства у Национального банка или других источников и устанавливали ткацкие станки в небольших ремесленных цехах. Комитет по реабилитации беженцев активно работал над созданием инфраструктуры для промышленной деятельности, скупая крупные земельные участки, которые практически бесплатно раздавались предпринимателям с условием, что последние должны будут начать производство в течение трех лет. Некоторые из производителей ковров, построивших промышленные предприятия, семья Стилоглу, семья Дурмусоглу, братья Бостанцоглу и др. Ковроткачество вскоре процветало и стало индустриализированным. Примерно 1200 женщин-ковроткачих работали на промышленных предприятиях, тогда как остальные продолжали работать дома. [14] Некоторые из этих ковроткачей включали в свою деятельность и производство текстиля, сначала из шерстяных тканей, затем из хлопчатобумажных или даже шелковых тканей. Эта побочная деятельность позволила им встать на ноги после 1929 года, когда экономический спад в Америке привел к падению спроса на ковры, учитывая тот факт, что почти 90% продукции направлялось в США и страны Западной Европы. В то же время многие производители из Малой Азии начали создавать тресты, чтобы иметь средства для продолжения своей деятельности. Мелкие мануфактуры превратились в более крупные промышленные предприятия. Так было с мануфактурами «Стерлина» братьев Стилоглу, которые вошли в трест вместе с семьями Эфраимоглу и Атанасоглу, основав таким образом шерстяную компанию «Триа Альфа», существующую по сей день; По такому же пути пошла текстильная компания «Муталаски», которая была основана семьей Цаликоглу и превратилась в более крупный трест вместе с семьей Синиосоглу. В 1924 году был основан первый кооператив ковроткачества, получивший название «Ковроткацкий кооператив Испарты, Писидии». Его целью было продвижение ковроткачества и улучшение финансирования через Комитет по реабилитации беженцев. Еще две компании по производству ковров, а именно Hellenic Carpet Company и Oriental Carpet Company, были основаны на окраине промышленной зоны Элефтеруполиса (Неа Иония-Периссос). В этот же период бурное развитие получила Греческая шерстяная мануфактура, основанная в 1918 году. На другом берегу Эгейского моря, в Писидии, ковроткачество продолжило оставшееся там турецкое население и фактически процветает по сей день. Испарта, наряду с Измиром и Стамбулом, превратилась в один из крупнейших центров стирки ковров. Стирка ковров – важный этап на пути к их отделке. По крайней мере, это было подтверждено отчетом о мировой торговле в середине 20 века. [15]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Вояцоглу, О., Малая Азия: Неизвестная Писидия, газета Катимерини «Семь дней»] 16,3,1997
- ^ Истикопулу, Л., Греческое ковроделие и ковроделие в Малой Азии (1860-1922), Афины: Гестия, 2000 [Истикопулу, Л., Греческое ковроделие и ковроделие в Малой Азии (1860-1922), Афины, Гестия Публикации, 2000].
- ^ Винн, А., Три верблюда в Смирну, Hali Publications, 2008 г.
- ^ Катарт, Д., «Изготовление ковров», в книге Катарт, Д., Османское производство в эпоху промышленной революции, Кембридж: Cambridge University Press, 1993, 134-160.
- ^ Тракакис, Г., Промышленность Смирны и Малой Греции в Азии, под редакцией Chr. Солдатос, Афины: Трохалия, 1994.
- ^ Quataert, Д., «Османское производство в 19 веке», в Quataert, D., Производство в Османской империи и Турции, 1500-1950, σελ. 109. Кватарт считает, что в начале 20 века в Смирне было 800 ткацких станков.
- ^ Стоун, П., Восточные ковры: иллюстрированный лексикон мотивов, материалов и происхождения.
- ^ Стоун, П., Восточные ковры: иллюстрированный лексикон мотивов, материалов и происхождения.
- ^ Методическая энциклопедия, или по темам, том 2, Париж, 1892 г.
- ^ Грегорианн, А.Т., Восточные ковры и истории, которые они рассказывают, Срибнер, 1977.
- ^ Госвами, К.К. (ред.), Достижения в производстве ковров, 2017 г.
- ^ Пападаки, И.-А., "Спартанец Иорданис Стилоглу (1875-1948). Вклад в развитие гобелена в Малоазиатской Спарте», Бюллетень Общества изучения Ближнего Востока 2 (2006), 161-175.
- ^ Мардин, С., Религия и социальные изменения в современной Турции: случай Бедиуззамана Саида Нурси, Государственный университет Нью-Йорка, 1199 г.
- ^ Ольга Вояцоглу, «Промышленное предприятие в Неа Ионии - параметр учреждения», в коллективном томе «Искоренение и другая родина», там же, стр. 150-156.
- ^ Бюро внешней и внутренней торговли, Всемирная торговля сырьевыми товарами, США, 1949 г., том. 7, части 9–24.