Герцегкут
Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на венгерском языке . (Декабрь 2009 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Герцегкут
Траутсондорф | |
---|---|
Деревня | |
Координаты: 48 ° 20'05 "N 21 ° 31'43" E / 48,33469 ° N 21,52855 ° E | |
Страна | Венгрия |
Область | Северная Венгрия |
Графство | Боршод-Абауй-Земплен |
Округ | Мутный ручей |
Правительство | |
• Мэр | Йожеф Рак |
Область | |
• Общий | 7,81 км 2 (3,02 квадратных миль) |
Население (1 января 2023 г.) [ 1 ] | |
• Общий | 625 |
• Плотность | 80/км 2 (210/кв. миль) |
Часовой пояс | UTC+1 ( центральноевропейское время ) |
• Лето ( летнее время ) | UTC+2 ( центральноевропейское время ) |
Почтовый индекс | 3958 |
Код города | (+36) 47 |
Веб-сайт | www |
Херцегкут ( нем . Trautsondorf ) — деревня в округе Боршод-Абауй-Земплен на северо-востоке Венгрии . [ 2 ] Швабы — немецкие иммигранты — из региона Шварцвальд ( Шварцвальд ) Германии поселились здесь и сыграли важную роль в развитии виноградарства деревни. Подвалы холмов Гомбос и Кёпорос включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО .
История
[ редактировать ]Немецкое происхождение
[ редактировать ]Герцегкут принадлежал к владениям семьи Ракоци . Поселение было основано в 1750 году, когда его владелец, принц Траутсон, пригласил в этот район немецких поселенцев после войны за независимость Ракоци, как и близлежащие деревни Каролифальва (Карлсдорф) и Ратка (Раткау) . Заселение территории сегодняшней деревни произошло летом 1750 года, первые поселенцы приходили по Дунаю на повозках и пешком, но некоторые добирались до Буды на плотах.
Первоначально поселение носило имя принца Траутсона и называлось Траутсондорф (Деревня Траутсон) или Трауцонфальва по-венгерски. В 1905 году название поселения было изменено на нынешнее название Герцегкут .
Немецкие поселенцы первоначально происходили из Баден-Вюртенберга - из поселений Бальгхайм, Бинсдорф, Бинсванген, Битц, Беттинген, Бубсхайм, Дайслинген, Денкинген, Дюрбхайм, Фриттлинген, Госхайм, Харполинген (Бад-Зекинген), Хеттинген, Иллерриден, Кольбинген, Лаутлинген, Луттинген (Лауфенбург), Маргретхаузен, Ренкисхаузен, Венген. [ 3 ] Поселенцы занимались в основном виноградарством.
Основание деревни
[ редактировать ]В первые десятилетия под вырубку лесов можно было занять лишь 80 акров пашни, но спустя полвека село выросло уже на 543 акра. К 1780-м годам население села достигло 420-430 человек, поэтому возникло намерение построить просторную церковь, достойную размеров села. Королевская лицензия была получена в 1779 году, а патронаж помещика — в 1785 году. [2]
Религиозное происхождение
[ редактировать ]Все первые поселенцы, основавшие деревню, были католиками. После разграничения территории села первым зданием стала небольшая часовня, которая использовалась до 1788 года. Перед прежним местом часовни до сих пор можно увидеть каменный крест.
Основатели деревни принадлежали к римско-католическому приходу Патак, государству, которое просуществовало до освящения собственной римско-католической церкви 8 сентября 1788 года и основания ее независимого прихода. Местные церковные обычаи Герцегкута (например, крещения, свадьбы, похороны) по сей день несут отчетливо швабско-алеманнские черты. [3]
Депортации
[ редактировать ]После Второй мировой войны деревня пережила много трудностей из-за своего немецкого происхождения. Самой большой катастрофой, затронувшей всю общину, были страдания 135 человек (мужчин и женщин), депортированных в Советский Союз на принудительные работы 2 января 1945 года. Несколько дней общественных работ на спичечной фабрике в Дебрецене – вот что жителям деревни сказали, что они собираются это сделать. Все трудоспособные мужчины в возрасте от 17 до 45 лет и женщины в возрасте от 18 до 30 лет из села были депортированы на поездах. Вместо Дебрецена две недели спустя и на 1600 километров дальше на восток они прибыли в лагерь Чистяково в Сталинском уезде, на территории сегодняшней Восточной Украины. Вместо трех дней «общественных работ» им грозили принудительные работы на непредвиденный период времени на украинских угольных шахтах, взорванных при выводе нацистских войск.
Ежедневной задачей интернированных было привести угольные шахты в рабочее состояние, а затем наладить производство для советской промышленности. Бригады не могли выйти из шахты до тех пор, пока не будет выполнен установленный норматив, если это не было достигнуто, они иногда сутками не видели солнечного света. [ 4 ]
Их еды было мало, а условия труда были опасными для жизни. Освободившись от сырых мин, они часами шли в промерзшей мокрой одежде до лагерей. Тиф, малярия и дизентерия сделали свое дело.
Пятнадцать из 135 жителей деревни, взятых из Герцегкута, так и не смогли вернуться домой. Те, кто вернулся, вернулись домой морально разбитыми и физически ослабленными. Советы угрожали всем репатриантам: если они осмелятся заговорить, их семьи пострадают от последствий, и они вернутся на шахту. Последние 13 человек вернулись домой 20 октября 1949 года. [ 5 ]
Несмотря на эту травму, чувство швабской идентичности у общины сохранилось, она сохранила свои традиции и праздники и сегодня по-прежнему сохраняет 16 общепринятых праздников, некоторые из которых также были известными праздниками в Германии.
Виноградарство
[ редактировать ]Первые жители деревни быстро освоили местные методы виноградарства и обработки вина и долгое время были самыми востребованными виноделами в округе.
Урожай винограда, выращенного на Кёпоросе, Гомбос-хедь и Поганькуте, выдерживался и хранился в двухэтажных подвалах на двух концах деревни, в шедеврах народной архитектуры, еще в 18 веке. В 1908 году село вошло в состав закрытого винодельческого региона Токай-Хегьяля . С 2002 года оба ряда погребов были внесены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО в категории «Культурный ландшафт» как часть винодельческого региона Токайских гор.
Население
[ редактировать ]Согласно официальной переписи 2011 года, 89,6% жителей идентифицировали себя как венгры, 0,2% как болгары, 0,2% как поляки, 55,6% как немцы и 0,2% как словаки. Религиозное распределение было следующим: католики 75,4%, реформаты 6,1%, греко-католики 1,1%, лютеране 0,2%, внеконфессиональные 1,2% (15,8% не ответили). [ 6 ]
Сохранение немецкого наследия
[ редактировать ]В результате депортации Советским Союзом этнических немецких венгерских граждан после Второй мировой войны немецкий язык больше не используется в деревне как первый язык. Однако преподавание немецкого языка, а также немецкие народные обычаи и традиции поддерживаются благодаря ряду местных инициатив и учреждений. В деревенском немецко-венгерском детском саду Дьёнгисзем и немецко-венгерской начальной школе обучаются дети в возрасте от 3 до 12 лет. [ 7 ]
Лучшими представителями сохранения немецкой идентичности являются хор смешанных национальностей, основанный более 40 лет назад, и традиционные танцевальные коллективы различных возрастных групп, успешно представляющие деревню на отечественных и международных культурных фестивалях.
Костел
[ редактировать ]Подавляющее большинство жителей Герцегкута являются католиками, и этот факт играет заметную роль в жизни общины. Церковь всегда была мощной силой, формирующей сообщество, и она по-прежнему присутствует в поселении.
Место для церкви было определено весной 1787 года на самой высокой на тот момент точке деревни, и вполне вероятно, что строительство началось весной того же года. Местные жители взяли на себя огранку камней, их доставку, а также внесли свой вклад в создание церкви другим ручным трудом. Строительство было завершено к лету 1788 года, а 8 сентября новая церковь была освящена в честь Богоматери Пресвятой Девы Марии , и с тех пор этот день стал ежегодным днем торжеств. Церковь построена в стиле барокко, а в 1847 году башня была построена в ее нынешнем виде. Верующие всегда уделяли большое внимание внешнему и внутреннему содержанию, обновлению и комфорту церкви, особенно красивы внутренние расписные алтари и фрески.
Фрески церкви были написаны братьями Петрасовскими в 1956 году.
Холм Гомбос и подвалы Кёпорос
[ редактировать ]Подвалы, внесенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, расположены на двух концах деревни. Это шедевры народной архитектуры. Характерные треугольные каменные фасады подвалов, изначально выполненные из камня, построены на расстоянии 6-8 метров друг от друга. Дверной проем на передней стене обычно перекрыт каменным сводом, на вершине которого на большом треугольном камне часто высечен год, обозначающий год постройки подвала и время последующей реконструкции. Вентиляционные шахты в подвалах не делались, вентиляция обеспечивалась проемом над входной дверью. Перед подвалами параллельно фасадам шли проезжие дороги. особый грибок, погребальная плесень встречается На стенах риолитового туфа (cladosporium cellare) , а в нижней части подвалов средняя температура составляет 10-12 °C, что создает в подвалах особый микроклимат. Большинство подвалов состоят из одной или двух «ветвей», но встречаются и «трехветвевые» погреба.
На Гомбос-хеги 92 подвала и 87 на Кёпоросе, расположенные в четыре ряда один над другим, причем ряды подвалов связаны, как жемчуг, со склоном холма подвалов.
По решению ЮНЕСКО в июне 2002 года ряды подвалов были внесены в Список всемирного наследия в категории культурного ландшафта как часть Токайских гор .
Швабский народный дом
[ редактировать ]Швабский ландшафтный дом был построен рядом с ухоженным деревенским кладбищем, где посетителям представлены старинные предметы, сельскохозяйственные инструменты и воспоминания местной швабской общины.
Характерной чертой местных старых крестьянских домов были дома с общим двором и небольшими окнами. Загородный дом с оригинальной обстановкой напоминает условия жизни столетней давности и предлагает заглянуть в прошлое и повседневную жизнь местных жителей. В интерьере дома можно увидеть мебель, инструменты и документы, хранящиеся у жителей Герцегкута, которые на протяжении многих десятилетий жертвовали свои вещи на обустройство загородного дома.
Винный павильон Кёпорос
[ редактировать ]Здание, построенное в 2022 году и напоминающее близлежащие погреба, подходит для дегустаций вин до 50 человек, а также для корпоративных программ и семейных мероприятий. Внутри павильона расположена выставка, посвященная нескольким местным темам. В павильоне есть кухня, комнаты отдыха и игровая площадка, что делает его идеальным местом для семейного отдыха.
Мемориал депортированным
[ редактировать ]В 2015 году к 70-летию депортации трудоспособного населения села в селе создан мемориальный комплекс, посвящённый памяти депортированных. 2 января 1945 года мужчин и женщин в возрасте от 18 до 35 лет, собравшихся во дворе начальной школы, увезли на угольные шахты нынешней Украины на несколько лет принудительных работ. Мемориал из двухфигурных бронзовых скульптур в палисаднике школы изображает женщину и мужчину, стоящих на железнодорожных путях, вроде бы связанных друг с другом, но вот-вот разошедшихся. На южной стене здания школы мемориальная доска хранит имена увезенных на четырех гранитных табличках. Пятнадцать из 136 молодых людей, насильственно разлученных со своими семьями в 1945 году, так и не смогли вернуться домой в свою любимую деревню.
Голгофа на холме Гомбос
[ редактировать ]Голгофа на вершине холма Гомбос была построена в 2004 году на пожертвования местных жителей и их потомков. 12 станций начинаются от ряда подвалов на холме Гомбос и извилистая тропа поднимается на вершину горы. Его станции освещаются в ночное время. На самой вершине холма стоит Воскресенская часовня со смотровой площадкой. Часовня была и освящена в 2008 году.
Архитектор Ласло Ростас , лауреат премии Pro Architecture Award, подготовил архитектурные планы. В вагонах станции можно увидеть серию бронзовых рельефов работы Левенте Мольнара. На вершине часовни, вокруг купола, можно полюбоваться горными хребтами, окружающими деревню, и насладиться великолепным видом на Герцегкут, Шарошпатак, а также близлежащие и отдаленные горы Земплен.
Другие сайты
[ редактировать ]- Центр отдыха и спорта (в конце улицы Петефи)
- Погани-кут и его окрестности
- Немецкая начальная школа и детский сад Gems
- Дом культуры
- Бюст скульптора Яноша Гётца
- Памятник сельчанам, депортированным в Советский Союз
- Статуя пьющего оленя работы Яноша Гётца
Известные венгры из Герцегкута
[ редактировать ]Местные винодельни
[ редактировать ]- Винодельня Фриккер
- Винодельня Гётц
- Винодельня Наар
- Винодельня Баньяй
- Винодельня Матиш
- Винодельня Эспак
- Гутка Винодельня
- Винодельня Портиус
Гражданские организации
[ редактировать ]- Общественный фонд Герцегкутер
- Детский фонд Герцегкута
- Ассоциация народного танца Хеймат
- Объединение смешанных хоров Freundschaft
- Герцегкут Торнаклуб
- Ассоциация гражданской гвардии и пожарных Герцегкута
- Ассоциация подвалов всемирного наследия в Герцегкуте
- Ассоциация вина и культуры Траутсонс
Фестивали и ежегодные мероприятия
[ редактировать ]- День Герцегкута – 15 августа.
- Земпленский фестиваль
Герб
[ редактировать ]Петух с круглым основанием, плавающий в грязно-белом щите, держит в клюве гроздь золотого винограда, над ним - святая фигура, в одной руке ребенок, в другой - крест.
Города-побратимы
[ редактировать ]- Оберзульм (Германия)
- Бомон-ле-Роже (Франция)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Подробный географический справочник Венгрии . 30 октября 2023 г. https://www.ksh.hu/apps/hntr.telepules?p_lang=EN&p_id=30137 . Проверено 5 ноября 2023 г.
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ Центральное статистическое управление (KSH). Архивировано 21 сентября 2008 г. в Wayback Machine (на венгерском языке).
- ^ «Янос Наар - Герцегкут - сайт [Главная]» . www.narr.hu. Проверено 3 февраля 2023 г.
- ^ Анна, Штумпф. «Анна Штумпф: Выжить невыживаемого | Мандинер» . mandiner.hu (на венгерском языке) . Проверено 06 февраля 2023 г.
- ^ «Жертвы и герои — Депортация 2 января 1945 года» . www.narr.hu. Проверено 06 февраля 2023 г.
- ^ «Центральное статистическое управление» . www.ksh.hu. Проверено 06 февраля 2023 г.
- ^ «Управление образования» . www.oktatas.hu . Проверено 06 февраля 2023 г.