Sofia Khvoshchinskaya
Софья Дмитриевна Хвощинская ( русский : Софья Дмитриевна Хвощинская ), 1 июня [ OS 20 мая] 1824 - 17 августа [ OS 5 августа] 1865, была русской писательницей девятнадцатого века. художественной литературы и социальных комментариев, а также художник и переводчик. [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Хвощинская родилась в дворянской семье в деревне Воронки Пронского уезда Рязанской губернии . Ее отец, Дмитрий Кесаревич Хвощинский (1796–1856), был артиллерийским офицером русской армии, участвовавшим в войне 1812 года против Наполеона. Выйдя в отставку из армии, он женился на Юлии Викентьевне Дробышевской-Рубец (ок. 1801 – 1884) и приобрел имение с винокуренным заводом. Позже его ложно обвинили в хищении на предыдущей должности. Это обвинение обошлось ему в 15 000 рублей и привело к банкротству семьи, вынудив их отказаться от имущества и переехать в Рязань. [ 2 ] После того как дело против него было разрешено и репутация восстановлена, Дмитрий Кесаревич смог поступить на государственную службу землемером казначейства. [ 3 ]
У Софии было четверо братьев и сестер. Старшая, Надежда российских журналов XIX века (1821–1889), была хорошо известна читателям «толстых» под псевдонимом В. Крестовский. Младшая сестра Прасковья (1828–1916) опубликовала несколько рассказов под псевдонимом С. Зимарова. Другая сестра умерла в детстве. Их брат пошел по стопам отца и стал военным. После того, как он женился, его жена и дети переехали жить к семье в Рязань, пока он служил на Кавказе.
Помимо образования (вместе с братьями и сестрами) у матери, София провела несколько лет в Екатерининском институте в Москве (1836–1843). [ 4 ] Тот факт, что она окончила школу первой в своем классе, дал ей ленту с золотой монограммой (шифром) инициала Екатерины (которую отец, к большому смущению Софии, заставлял ее носить на публике). [ 5 ] Это также давало ей право преподавать в официальном учреждении или руководить частной школой, от этой возможности она отказалась. [ 6 ] В английском переводе вышла первая часть воспоминаний о времени ее пребывания в Екатерининском институте «Воспоминания об институтской жизни». [ 7 ] Дома дети еще в детстве начали писать стихи и прозу, выпуская под редакцией Надежды бытовой литературный журнал « Звездочка ». Как описал это друг, в их доме «не было ни игры в карты, ни злословия; их интересовали литература, искусство и социальные вопросы». [ 8 ] Вся семья была чрезвычайно дружной, а у Надежды и Софии была исключительно крепкая связь на всю жизнь. Родители не оградили своих детей от тягот, которые они пережили во время долгих юридических мытарств, ведь Надежда была секретарем отца до его смерти. Знания Надежды и Софии о реальной экономической и правовой работе имперской России на провинциальном уровне отражены в их работах.
После смерти отца в 1856 году Софья хотела устроиться на работу директором школы в другой губернии, чтобы помочь прокормить семью, но Надежда отговорила ее, что Прасковья описывает как «ужасное, необратимое решение», возложившее на Надежду огромное бремя. и Софию, чтобы поддержать большую семью, лишив при этом других женщин семьи возможности найти оплачиваемую работу в одной из российских столиц. [ 9 ] Первая работа Софии была опубликована в 1857 году.
Как и многие авторы-женщины середины века, Хвощинская публиковалась под мужским псевдонимом Иван Весенев. Ее творчество довольно поровну разделено на художественную литературу и эссе, но в ее случае грань между этими двумя жанрами неоднозначна. Ее вымышленные рассказчики часто участвуют в социальных комментариях, в то время как ее социальные комментарии представляют собой сильно стилизованные зарисовки, которые сплетают сложную паутину иронии и анекдотов. Из области беллетристики явно можно исключить только три из двадцати одного ее опубликованного произведения: воспоминания о годах ее пребывания в Екатерининском институте; ее рецензия на выставку в Академии художеств; и статья о тяжелом положении бедных и малообразованных девушек. Прежде всего, она была летописцем провинциальной жизни в эпоху политических и сельскохозяйственных реформ.
Хотя произведения, опубликованные под псевдонимом Весенев, затрагивают самые разнообразные темы, одна из них преобладает. И в своих художественных произведениях, и в эссе Хвощинская описывает, как различные слои общества – в частности, провинциальное дворянство, а также социально и культурно доминирующие силы аристократической и интеллектуальной элиты – боролись с «новыми течениями обучения», со «старыми и новыми пониманиями». » упомянуто в первом абзаце ее романа « Городские и деревенские люди» . Эти течения, которые были разнообразными и часто противоречивыми, включали социал-дарвинизм, французский социализм, немецкую философию (как идеалистическую философию Канта и Лейбница, так и зарождающийся исторический материализм Маркса), английский либерализм и анархизм. Все они лихорадочно изучались, анализировались, излагались и распространялись — насколько позволяла цензура — на страницах российских журналов.
Помимо своих литературных занятий, София была заядлой художницей и студенткой искусств. Начиная с конца 1850-х годов она стала чаще всего по несколько месяцев проводить в Петербурге. В 1858 году во время одного из таких визитов в столицу она познакомилась с художником Александром Ивановым , когда его картина « Явление Христа народу » выставлялась в Академии художеств. В своей работе 1880 года «Воспоминания читателя» Надежда описывает встречу «молодой женщины из провинции» и Иванова, которая, по-видимому, описывает краткие отношения Софьи с художником. Как и в реальной жизни, Иванову дают адрес сестер, и он приезжает к ним уже на следующий день:
Его встретили с радостью и лаской, как отца. Это был не формальный прием, не торжественное приветствие, а встреча с кем-то дорогим, любимым — рандеву, на котором вездесущая мысль о том, что величие теперь находится под их крышей, постоянно сочеталась с искренней, вечной преданностью, вглядывающейся в глаза, но не могу найти слов. Он это видел, понимал, был тронут и не уклонялся от этого. Увидев друг друга в первый раз в жизни, они были непринуждены, ласковы, искренне веселы, как родные; он даже сказал, что у него «никогда не было семьи»; он рассказывал истории, делился своими опасениями по поводу картин, своими мыслями о будущих работах и приглашал ее поехать с ним в Рим и в Азию. . . «Пойдем», — ответила она. «Я почищу твои кисти и подмету твою студию». На прощание он поцеловал ей руку. Пять дней спустя она поцеловала его, уже мертвого, а семь лет спустя, когда сама умирала, подумала о нем. [ 10 ]
После смерти Иванова Софья написала его портрет, который был продан богатому русскому коллекционеру. [ 11 ]
В 1859 году богатые родственники пригласили Хвощинскую присоединиться к ним в поездке по Западной Европе. С июня по октябрь она провела, посетив Германию, Швейцарию, Париж и, возможно, Англию. Это путешествие описано в ее рассказе, опубликованном в следующем году «Как люди восхищаются природой» ( Kak liudi liubuiutsia prirodoi ). После восшествия на престол Александра II в 1855 году дворянству была предоставлена большая свобода передвижения, и рассказ Хвощинской исследует поведение русских туристов среди красоты Швейцарских Альп в этой нежной пародии на нынешние русские взгляды и заботы. В 1861 году Владимир Зотов, один из первых сторонников творчества обеих сестер, опубликовал короткую анонимную статью Софьи об Александре Радищеве , в которой восхвалял прогрессиста восемнадцатого века, сосланного в Сибирь после публикации его «Путешествия из Петербурга в Москву» 1789 года . резкая критика крепостного права. Хотя с освобождением крепостных о Радищеве стало позволительно говорить открыто, эта публикация привела к закрытию «Иллюстрация» , где произведение было опубликовано. [ 12 ]
И Надежда, и София Хвощинские переводили с нескольких западноевропейских языков. Среди других работ София перевела книгу Джона Стюарта Милля « О свободе » 1859 года .
София Хвощинская много публиковалась, пока ее жизнь не оборвалась из-за туберкулеза брюшной полости в возрасте 41 года. [ 13 ]
Сочинения изданы как Ив. Весенев
[ редактировать ]"Znakomye liudi," Otechestvennye zapiski , March 1857
"Nasledstvo tetushki," Otechestvennye zapiski , vol. 117 , March 1858
"Prostye smertnye: Ocherki iz provintsial'noi zhizni," Otechestvennye zapiski , vol. 120 , pp. 1–38, 1858
"Iz otkrovennogo razgovora," Illiustratsiia , no. 13, 1858
"Braslet: Povest'," Illiustratsiia , no. 49, pp. 378–379; no.50, pp. 400–407, 1859
"Sel'tso lyskovo," Otechestvennye zapiski , vol. 124, no. 5, pp. 1–74, 1859
"Zernovskii," Biblioteka dlia chteniia , no. 9, 1859
"Kak liudi liubuiutsia prirodoi," Otechestvennye zapiski , vol. 156, 1860
"Biografiia odnogo semeistva: Rasskaz," Otechestvennye zapiski , vol. 130 , no. 6, pp. 445–478, 1860
Mudrenyi chelovek: Roman , Otechestvennye zapiski , vol. 136, pp. 149-296 ; 137 , pp. 1–299, 1861
"Plach provintsial'a (Ocherk)," Russkii vestnik , vol. 36, no. 11, pp. 366–392, 1861
"Koe-chto o nashykh nravakh," Otechestvennye zapiski , vol. 143, no. 7, 1862
"Zemnye radosti i radosti nashego pereulka," Otechestvennye zapiski , vol. 143, no. 6 , pp. 402–438, 1862
Gorodskie i derevenskie , Otechestvennye zapiski , no. 3/4 , pp. 1–73 and 364–434, 1863
Domashniaia idilliia nedavnego vremeni: Roman , Otechestvennye zapiski , vol. 149, no. 7-8, pp. 535-566 ; vol. 150, no. 9, pp. 1-82 ; vol. 151, no. 10, pp. 333-402; no. 11, pp. 42-121 , 1863
"Nasha gorodskaia zhizn'," Biblioteka dlia chteniia , no. 3, 1864
"Provintsial'nyi `bon-genre' и `mauvais genre'," Biblioteka dlia chteniia , vol. 4/5, 1864
"Malen'kie bedy: Ocherki nastoiashchego," Biblioteka dlia chteniia , vol. 1, no. 3, 1865
Работы опубликованы анонимно
[ редактировать ]"Aleksandr Nikolaevich Radishchev," Illustratsiia , 7, no. 159 (March 2, 1861), pp. 129–130
"Vospominaniia institutskoi zhizni," Russkii vestnik , 9-10 , 1861; No. 9, pp. 264–298
"Vystavka v akademii khudozhestv," Otechestvennye zapiski , 10 , 1862, pp. 319–324
"K voprosu o zhenskom trude," Otechestvennye zapiski , 12 , 1863, pp. 122–143
Работает в области английского перевода
[ редактировать ]«Воспоминания об институтской жизни», пер. Валентина Баслык. В России глазами женщин: Автобиографии из царской России , изд. Тоби В. Клайман и Джудит Воулз. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 1996.
Городской и деревенский фолк . София Хвощинская. Пер. Нора Селигман Фаворова. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета, 2017 (Русская библиотека).
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Сведения о году рождения Хвощинской противоречивы. Видеть: Stroganova, E.N. (2017). "S.D. Khvoshchinskaia (Iv. Vesen'ev): Materialy k biografii" . Vestnik Slavianskikh Kul'tur . 44 : 77 . Retrieved 15 November 2017 .
- ^ PD Хвощчинская (1892). "Биография". Крестовски В. (певдоним): sobr. soch (в Russian). St. Petersburg: AS Suvorin. p. I.
- ^ Хильда Хугенбум, Введение, Городские и деревенские жители . София Хвощинская. Пер. Нора Селигман Фаворова. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. 2017, с. xii.
- ^ Строганова, с. 77. Согласно семейным воспоминаниям Прасковьи, Софии не было восемь лет. (П.Д. Хвощинская, ч.в).
- ^ P.D. Khvoshchinskaia, p. V.
- ^ Хугенбум, с. xiv.
- ^ Софья Хвощинская (1996). «Воспоминания об институтской жизни». В Климане, Тоби В.; Воулз, Джудит (ред.). Россия глазами женщин . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. стр. 75–108 .
- ^ Цитируется по Строгановой, с. 77.
- ^ PD Khvoshchinskaia, p. XI
- ↑ Quoted from V. Семевський, "ND Kvoshchinskaia-Zaionchkovskaia," Русская мысль , 1890, vol. X, p.81.
- ^ Хугенбум, с. xvi.
- ^ Хугенбум, с. XXIV.
- ^ Хугенбум, с. xiii.