Материальная культура Манасира
Материальная культура Манасира очень проста и в первую очередь опирается на побочные продукты выращивания пальм (ср. Выращивание фиников в Дар аль-Манасире ). Финиковые деревья не только являются основным источником дохода и важным источником питания в Дар аль-Манасире , но Манасир также разумно использует все различные части пальмы. Из него производят разнообразные предметы домашнего обихода, садовые инструменты и строительный материал для своих традиционных глинобитных домов. (ср. Архитектура в Дар аль-Манасире ).
Ниже приводится список сырья, полученного из финиковой пальмы, и продуктов, которые можно из него производить.
Гарида (газета)
[ редактировать ]Гарида — средняя жилка пальмового листа. Для использования в качестве сырья с Гариды снимают листочки и шипы, а также широкий черешок удаляют . Garidat – ценное сырье для производства прочных контейнеров и мебели.
Манасир используют его для изготовления небольших ящиков ( Сундук , صندوق), в которых они носят овощи на еженедельный рынок в Сук Саламат (Сук Саламат).
Кроме того, гарида — хороший материал для ограждений, из которого делают небольшие клетки под названием Кафас (قفص), чтобы защитить кур от диких животных. Манасир также используют его в качестве кровельного материала для покрытия своих традиционных глинобитных домов ( Галус , جالوص).
Саафах (стригущий лишай)
[ редактировать ]Са'фат — это листочки пальмовых листьев и важнейшее сырье для различных предметов домашнего обихода, включая корзины для использования в саду.
Предметами быта, имеющими особое культурное и практическое значение, являются тканые циновки, называемые Буруш (поет. Бирш , برش).
Коврики, называемые Сегага (سجاجة), имеют ширину в два локтя и раскладываются на традиционных кроватях, называемых Анкариб.
(Дунайра).
Простая неокрашенная сегага хранится в каждом доме и используется для омовения и переноски тела умершего.
Второй тип сегаги красится в разные цвета и раскладывается женихом во время брачной ночи и дальнейших свадебных торжеств. Его повторно используют в течение сорока дней (ربع) после родов женщины, в течение которых ей не разрешается выходить из дома.
Различные виды Бирша можно найти во многих домах и общественных местах, таких как гостевой дом ( Мадифа , مضيفة) в деревне. Его длина составляет четыре локтя, и его раскатывают по полу во время банкетов или молитв. Его называют Бирш Рубаи (برش رباعي). Лучшие буруш ткут из листьев пальм Мишрик, известных своими мягкими и гибкими листочками, хотя для большей прочности добавляют листочки других сортов (ср. Выращивание фиников в Дар аль-Манасире ). Старые буруши повторно используются для заделки дыр в потолке или для закрепления небольших оконных проемов в комнатах.
Еще один очень специфический коврик имеет круглую форму с центральным отверстием размером с голову. Его называют Нуту (نطع).
«дымовую маску» под названием Духан Раз в неделю большинство женщин Манасира наносят на лицо и тело (دخّان). Они сжигают дрова акации сейал ( Талх ; طلح) в кухонном очаге или в закопанном глиняном горшке во дворе. Когда горящие дрова начнут дымить, женщина сядет на Нуту над отверстием, накрывшись большим куском грубой ткани, и будет окуривать части своего тела до тех пор, пока не сойдет верхняя кожа. В результате этой еженедельной процедуры цвет ее кожи станет более бледным (ср. CROWFOOT 1918:127-128). Духан акации также можно использовать в медицинских целях, сжигая дополнительную древесину ehrenbergiana ( Salam ; سلم) и Balanites aegyptiaca ( Higlig ; حجليج).
Одним из очень распространенных предметов домашнего обихода, сделанных из пальмовых листьев, является милак (معلاق), также называемый мишлеиб (مشلعيب).
Это простая петля, достаточно большая, чтобы вместить контейнер с едой. Он изготовлен из двух перекрещенных ремешков из сплетенных пальмовых листочков. Милак . свободно свисает с потолка, деревянных балок во дворе или в дверных проемах Это простой и эффективный местный прибор для защиты небольших количеств продуктов питания от животных.
Еще одним устройством хранения, сделанным из пальмовых листьев, является шедифа (شدفة), плотно сплетенный контейнер для хранения сорго ( дура или айиш , ذرة или عيّش).
В своей работе на полях Манасир обычно использует минимум оборудования.
Самыми важными и разнообразными предметами являются корзины из пальмовых листьев. Используется множество корзин разных размеров и схожих форм, причем каждый тип корзин предназначен для перевозки определенных материалов.
Куффа . (قفّة) — самая распространенная корзина, используемая для переноски фиников и одежды
Куншибр (كونشبر) — это корзина немного меньшего размера, в которой землю ( Тураб , تراب) и навоз ( Марук перевозят ; ماروق) (ср. NICHOLLS 1918:24). Ожидается, что настоящий строитель и земледелец ( Турбал , تربال – оба работают с грязью и, следовательно, не выделяются Манасиром) будет использовать свой собственный Куншибр .
Гутайя (غتاية) — еще одна очень распространенная маленькая корзинка , используемая для хранения фиников и семян. Ее размер точно определен, поскольку эта корзина используется в качестве местной меры для сорго. Гутаяты исключительно туго сплетены из листочков Гау пальм (ср. Выращивание фиников в Дар-эль-Манасире ).
Сакатая — это многофункциональная корзина, по размеру она находится между куффой и гутайей .
Для крепления на животных используются специальные корзины. У бедуинов Манасира есть большие контейнеры для перевозки сорго на спине верблюдов, называемые Калиба (قليبة).
Особая воронкообразная корзина - Рахал (رحل). Его всегда используют парами, прикрепляя к бокам осла, пропуская через его ручки поперечную деревянную палку. Рахал используется для перевозки навоза, грязи или фиников. Нижний конец воронки представляет собой узкое отверстие (шириной около 10 см), которое затыкают куском ткани или лифа (ليف). Для того, чтобы выгрузить груз, пробку просто выдергивают снизу. В настоящее время Рахал в основном заменяется парой переработанных пластиковых мешков с пшеницей.
Другими предметами, сплетенными из пальмовых листьев, являются Табак (طبق), плоский поднос для провеивания пшеницы и сорго во время процесса обмолота, а также небольшой вентилятор под названием Хебаба (هبابة) для нагрева угля во время приготовления традиционного кофе ( Габена , جبنة). ).
Лиф или Ашмик
[ редактировать ](Египетская фасоль)
Соединительная ткань между молодыми листьями, которая со временем превращается в высушенный коричневый сосудистый пучок грубых волокон, прикрепленный к нижним краям средних жилок, охватывающих ствол, образует очень прочное жесткое волокно (см. ZAID 2002).
Лиф можно сплести из веревок разной прочности, называемых Хибал (поет. Хибл , حبل). Веревки используются для ручек корзин, уздечек ослов и верблюдов, для переноски емкостей с водой, прикрепленных к палке, и для натягивания каркасов традиционных кроватей.
Лиф , предпочтительно из финикового дерева Гау , также используется в качестве мягкого, но прочного наполнителя под названием Лихаф (لحاف). Среди пожилых людей Манасир Лихаф предпочитается хлопку для наполнения матрасов и считается очень полезным для здоровья. Лиф также используется для наполнения нижних частей седел ослов, чтобы предотвратить язвы от трения, и называется Либда (لبدة) или Бедида (بديدة - «ة» можно заменить на «ى»). Бедуины Манасир используют Лиф для той же цели в своих верблюжьих седлах и называют его Тилла (تلّة).
Лиф также играет важную роль в суданской кофейной традиции как пробка для сцеживания Lifei (ليفي) в носике Габены (جبنة).
Сабита (سبيطة)
[ редактировать ]Плодовая гроздь женской пальмы также называется Шахлуб (شخلوب) и состоит из центрального стебля и примерно 100–150 нитей колосков. Всю гроздь можно использовать как метлу для подметания земли, поэтому ее называют Ханкука (حنقوقة).
Но некоторые из лучших плетеных изделий в регионе создаются путем обертывания пальмовых листьев, предпочтительно пальмы Дум, вокруг нити колосков. Полученную прядь спирально заплетаем к посуде. Их используют либо как Каббет (كبّت) для покрытия еды или глиняных сосудов для воды ( Сэр , زير), либо как Табак (طبق) в форме плоской чаши для подачи традиционного хлеба Кисра (كسرة) в особых случаях. Центральная часть Табаката может быть выполнена из кожи. К листовкам можно добавить ремни из ткани или пластика, чтобы сделать работу более красочной и водостойкой.
Другое сырье
[ редактировать ]Помимо перечисленных побочных продуктов пальм, древесина других деревьев и кожа животных используются манасирами для изготовления инструментов и предметов домашнего обихода.
Лучшими, но редко встречающимися изделиями ручной работы в этом регионе являются большие чаши ( Табак , طبق), искусно изготовленные из мягкой древесины Faidherbia albida ( Хараз , حراز). Древесина Хараза также используется для изготовления нижних частей седел ослов. В настоящее время практика тонкой резьбы по дереву быстро пришла в упадок, одной из причин является нехватка особенно подходящего дерева Хараз .

Наиболее распространенными сельскохозяйственными инструментами в Дар-эль-Манасире являются Турия (طورية), мотыга с угловатым лезвием, которая оказывается очень функциональной при открытии и закрытии оросительных каналов, и небольшой распиленный серп. В то время как лезвие Турии покупается снаружи и часто даже импортируется из Китая, все деревянные рукоятки производятся на месте. Еще одно местное препятствие, полностью изготовленное из дерева, - это похожие на грабли Арбиль (اربيل), используемые для выравнивания земли.
Большой популярностью среди бедуинов Манасира пользуется кирба (قربة), шланг, сделанный из цельной козьей шкуры. Наполненный жидкостью, он становится влажным и гибким. Кирбу подвешивают в тенистом , проветриваемом месте либо на потолке, либо на балке, либо на деревянном штативе. За счет постоянного испарения его содержимое значительно охлаждается. Жители реки Манасир используют Кирбу в первую очередь для охлаждения кисломолочного молока, поскольку их вода охлаждается в огромных проницаемых глиняных кувшинах, называемых Сир (زير). Эти банки ставят в тени дерева или выстраивают в ряд в изолированных крытых глиняных сооружениях, называемых Масира (مزيرة).
[Информация Абдаллы Ахмада аль-Хасана Абу Куруна из Мидеймира (Абдуллы Ахмада аль-Хасана Абу Куруна из Мидеймира) на западном берегу Нила, Халимы Хасана аль-Акиба из Халивы и Аль-Тахира Усмана ат-Тахира из Халивы Мусари (Ат-Тахир Осман Аль-Тахир с ферм в Суре) на острове Сур
Ссылки и внешние ссылки
[ редактировать ]
- Кроуфут, JW (1918): «Обычаи Рубатаба». В: Суданские заметки и записи , Том 1. стр. 119–134.
- Николлс, В. (1918): «Сакиа в провинции Донгола». В: Суданские заметки и записи , Том 1. стр. 21–24.
- Касим, А.С.Х. (2002): Камус аль-Лахга аль-Амия фи аль-Судан . 3-е изд. п. 1076. (Аун Аль-Шариф Касим (2002): Словарь разговорного диалекта в Судане. Третье издание. Суданский книжный дом. S. 1076)
- Салих, А.М. (1999): Манасир Северного Судана: Земля и люди. Речное общество и нехватка ресурсов . 282 стр.
- Заид, А. (ред.) (2002): Выращивание финиковой пальмы . Документ ФАО по производству и защите растений 156, ред. 1
- Домашняя страница Дар аль-Манасир
- Галерея Дар аль-Манасир
- Аль-Турат аш-Шаиби ли-Кабила аль-Манасир
- Диван Абкария аль-Манасир. Ли-Устад Ибрагим Али аль-Шаир
- Домашняя страница Нубийской экспедиции Университета Гумбольдта ( HUNE )