Тазуко Сакане
Тадзуко Сакане ( Sakane , Tazuko 7 декабря 1904 — 2 сентября 1975) — японский кинорежиссёр. [ 1 ] Она была первой женщиной-режиссером в Японии, за ней последовала Кинуйо Танака . Ее первый полнометражный фильм «Новая одежда» ( 初姿 Хацу Сугата, 1936) известен как первый японский художественный фильм, снятый женщиной. Большинство ее фильмов представляют собой образовательные научно-популярные фильмы, снятые Киноассоциацией Маньчжоу-Го для японских иммигрантов и «Маньчжурия в Маньчжоу-Го» . Единственный ее известный сохранившийся фильм — «Невесты на границе» ( 開拓の花嫁 Kaitaku no Hanayome , 1943). [ 2 ] Она тесно сотрудничала с японским режиссером Кендзи Мидзогучи и была редактором и / или помощником режиссера более чем в 15 фильмах, снятых им. В детстве отец, богатый бизнесмен, часто водил ее в кино. [ 1 ] В 1929 году она окончила женскую школу Никкацу Узумаки. [ 1 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]Тадзуко Сакане родилась 7 декабря 1904 года (Мэйдзи 37 лет) и была старшей дочерью из шести братьев и сестер от ее отца Сэйити Сакане (坂根清一) и матери Сиге (志げ) в районе Камигё-ку в Киото. Ее мать родилась в семье Сакума в Танго, но, поскольку преемника не было, Тадзуко была зарегистрирована как патриарх семьи Сакума в возрасте двух лет и стала Тадзуко Сакумада. Однако Тазуко продолжала использовать свою отцовскую фамилию «Сакане» на протяжении всей своей жизни.
Из шести детей пары только старший сын Акира и старшая дочь Тазуко прожили долго. Семья была богатой, потому что ее отец сделал изобретение, и Тадзуко перешла из детского сада Имадегава в начальную школу Накадачиури и первую среднюю школу для девочек префектуры Киото. Школа (Средняя школа Киото Дайити для девочек префектуры Киото, в настоящее время средняя школа Камоэн префектуры Киото) Школа под названием «Фуичи» была престижной школой в Киото. После окончания школы она поступила на факультет английского языка женского колледжа Досиша (факультет английского языка женского колледжа Дошиша, в настоящее время женский университет Дошиша) в соответствии со своим желанием продолжить обучение.
В 1923 году Тадзуко бросила школу по причине «удобства для работы по дому», а в марте следующего года внезапно умерла ее мать в возрасте 47 лет. Вскоре после этого ее отец снова женился на женщине по имени Дайсецу Цуру. В соответствии с браком, рекомендованным ее покойной матерью, Тазуко познакомилась с акушером-гинекологом по имени Такаока и вышла замуж в 1925 году в возрасте 21 года. Однако этот брак не удался. Тазуко вышла из дома и вернулась в дом своих родителей. Все глаза холодно смотрели на Тазуко, поэтому она решила полагаться на свои силы. Стремясь попасть в киноиндустрию, ее отец представил ее в 1929 году в качестве ассистента режиссера в фотостудии Никкацу Дадзай. Таким образом, заменив свою предшественницу Мицуэ Года (合田光枝, сестру актрисы Хара Сэцуко 原節子), Тадзуко работала у режиссера Кендзи Мидзогучи (溝口健二) и заручилась дружбой миссис Кендзи и Чиеко (настоящее имя Чиэко: Кане Тадзима 田島).かね). С тех пор Тадзуко стала участвовать в создании фильмов в составе группы Мидзогучи и научилась практическим вопросам.
Когда Мидзогучи покинул Никкацу в 1932 году и перешел в Синко Кинема (新興キネマ), Тадзуко также предложили перейти в компанию. (Когда Мидзогучи перешел в компанию, Тадзуко последовала за ним. Это было обычным явлением, поскольку в киноиндустрии того времени было много учеников.) Затем Мидзогучи снял «Таки но Сираито» (1933, 滝の白糸), «Фестиваль Гион» (1933). , 祇園祭) и «Канфурэн» (1934, 神風連), и Тазуко помогала ему в качестве ассистента режиссера. В 1933 году Ирие Про, которая была сопродюсером «Taki no Shiraito», попросила Тазуко попробовать курировать, но в итоге этого не произошло. В 1934 году Мидзогучи вместе с Тадзуко переехал в Токио и присоединился к фотостудии Никкацу Тамагава (日活多摩川撮影所). Примерно в это же время Тазуко снова попросила о повышении директора, но реакция персонала была настолько холодной, что это не было реализовано. Там говорилось, что Тазуко планировала снять фильм для дяди Ашиаги (足長おじさん). Тадзуко разочарованный вернулся в Киото по приглашению Мидзогучи и присоединился к первому фильму, который он снимал. Тадзуко начала жить рядом со своим отцом в Киото и работала помощником режиссера у Мидзогучи в фильмах «Оцукуру Осэн» (折鶴お千), «Мария но Юки» (マリヤのお雪) и «Трава Коджаку» (虞美人草). в 1935 году).
32-летняя Тазуко снова попросила повышения у режиссера. Наконец это было реализовано, и она решила экранизировать оригинальное «Первое появление» Косуги Тенги (はつ姿). «Первое появление» было написано Харуо Такаянаги, и Тазуко рассказала об этом. Мидзогучи также внес свое имя в эту работу в качестве режиссера. В актерский состав вошли Ичиро Цукита и Тиёко Окура. Фильм был завершен и вышел 5 марта 1936 года. Таким образом, Тадзуко Сакане стала первой японской женщиной-режиссером. Хотя «Первое появление» не имело промышленного успеха и не получило хорошей репутации у критиков, Тадзуко не сдавалась и продолжала снимать фильмы с Мидзогучи.
В те времена, когда киноиндустрия процветала и человеческие ресурсы текли, Мидзогучи покинул первый фильм, управленческая ситуация которого ухудшилась, и перешел в Shinko Cinema, студию Камо Мацу Такэсита. Тадзуко последовала за ним и продюсировала «Rokugiku Monogatari» (1940, английская версия) и «Niwa Onna» (1940, английская версия). Мина Мигути - Нанива Онна (Официальное музыкальное видео) Мина Мигути - Нанива Онна (Официальное музыкальное видео) С тех пор они вместе создали отличные работы. Позже Кинуё стала второй женщиной-кинорежиссёром в Японии. Примерно в это же время Тадзуко начала чувствовать дистанцию от Мидзогути, поэтому она захотела снова заняться режиссурой, получила рекомендацию Мидзогути и присоединилась к Riken Kagaku Film Co., Ltd. Она поехала на Хоккайдо и сняла документальный фильм «Северное братство» (1941, кит.) на тему жизни айнов.
Примерно в это же время жена Мидзогучи Чиеко, которая имела близкие отношения с Тадзуко, заболела психическим расстройством и была госпитализирована в больницу префектуры Киото. В день госпитализации Чиеко Мидзогучи зашел в студию и продолжил работу, а находившийся тут же персонал был в шоке. Мидзогучи сделал предложение Тазуко во время госпитализации Чиеко, но, конечно, это было неприемлемо. В 1942 году Тадзуко в качестве немедленного действия присоединилась к Киноклубу Кэймин (啓民映画部) Маньчжурской киноассоциации (満洲映画協会) в Маньчжурии.
Приехав в Синкё и сделав работу под названием «Трудолюбивые женщины», Тазуко продолжила делать «Здоровый малый народ», «Невеста пионера», «Овощехранилище» (овощехранилище), «Как сжечь отопление» и т. д. В то время как Япония потерпела тяжелое поражение, Тадзуко закончила «Комнатное садоводство», «Весеннюю «Весеннее садоводство», «Первая помощь», «Основная неотложная помощь» и т. д. Однако 15 августа 1945 года Япония безоговорочно капитулировала, а 20 августа советская армия прибыла в Синкё и была конфискована. Советская армия, не планирующая возвращаться в Японию. Часть личного состава была нанята компанией Tohoku Denki Co., Ltd. (Tohoku Film Company) Восьмой армии, которая была дислоцирована в обмен на Советскую Армию, и Тадзуко также получила там работу. Ей разрешили вернуться в Японию в августе 1946 года, а 21 октября того же года она и она. Еще 50 японских шагов через Японию от Синкё до Цзиньчжоу.
Вернувшись в дом своих родителей в Киото, Тадзуко посетила Мизогути в фотостудии Симокамо (加茂撮影所). Мидзогучи какое-то время не знал, кто она такая. Хотя Мидзогучи был удивлен ее трансформацией, он снова привел Тадзуко в Сётику (松竹). Однако Тадзуко не смогла присоединиться к нему в качестве помощника режиссера из-за борьбы за власть в Сётику, и ее наняли записывающей командой в редакционный отдел. Даже для Мидзогучи, у которого были глубокие отношения с актрисой Кинуё Танака, в то время как жена младшего брата Чиеко была фактической женой, Тадзуко уже была прошлым существованием и больше, чем просто клерком.
Мидзогучи, давно не благословленный хитами, возродился с хитом «Женщины ночи» (Night Women, 1948), а в 1952 году снятый с Кинуйо фильм «Нисицуру Итидзё» получил режиссерскую премию на кинофестивале. Венецианский международный кинофестиваль и сразу же сделал Мидзогучи мировым мастером, который занялся режиссерским бизнесом и стал режиссером. «Койбуми» (Koibumi, 1953) впервые Прошло 17 лет с момента «Первого появления», снятого Тадзуко, продолжали получать высокие оценки за «Угецу Моногатари» (Ugetsu Monogatari, 1953), «Сансё-пристав». (Ян Гуйфэй, 1954), «Ян Гуйфэй» (Ян Гуйфэй, 1955) и «Новый Хейке Моногатари» (New Heike Monogatari, 1955). Он умер от миелолейкоза 24 августа 1956 года.
Покинув студию Shochiku Kyoto в 1962 году в пенсионном возрасте, Тадзуко продолжала сниматься в кино в качестве подработок до 1970 года и умерла от рака желудка 2 сентября 1975 года в возрасте 71 года. Она появилась как соавтор документального фильма «Записи из жизни кинорежиссера Кэндзи Мидзогучи» пластинки Кенджи Мидзогучи), выпущенные примерно за четыре месяца до ее смерти.
Наследие
[ редактировать ]До 1980-х годов иерархическая корпоративная структура крупных студий была основным барьером для женщин, входящих в индустрию с творческим потенциалом, и лишь немногие из тех, кто был прямым выходцем из актерского прошлого, за исключением странного исключения первой женщины-режиссера Японии. , Тадзуко Сакане, снявшая полнометражный фильм «Хатсу Сугата» 1936 года. К сожалению, копий фильма не сохранилось. [ 3 ]
Первые японские женщины, снявшие фильмы, вышли из кругов известного режиссера-мужчины Кэндзи Мидзогучи , многие фильмы которого, как правило, были сосредоточены на героинях. [ 4 ] Мидзогучи и его фильмы о страдающих женщинах связаны с текущими дискуссиями о «женщинах-режиссерах» и женщинах-режиссерах. Когда речь идет об этом самом патриархальном из национальных кинематографов и его «женских» качествах, возникают вопросы сексуальной политики. Возьмите неупомянутые (в тексте) отношения Мизогути с Сакане. Под его патронажем Сакане стала первой и единственной женщиной-кинорежиссером в Японии в довоенный период. После войны ей отказали в работе (на том основании, что ей нужно было иметь высшее образование, чтобы стать режиссером), и в возрасте сорока двух лет она была вынуждена вернуться к Мидзогучи в качестве его сценаристки. [ 5 ]
Ее сохранившиеся производственные заметки, сценарии и переписка были переданы в дар Музею Киото в 2004 году в ознаменование столетия со дня ее рождения. В файле коллекции Сакане « Падение Осэна» сохранилась примерно половина ее записей и одностраничная каракуля Мизогути с указанием порядка последовательности. [ 6 ]
Находясь в меньшинстве в киноиндустрии, Сакане, тем не менее, был привилегированным членом большинства общества военного времени, как гражданин Японии и как человек, имевший некоторый контроль над средствами массовой информации. [ 7 ]
Стиль и влияние
[ редактировать ]Большая часть опыта Сакане в кинопроизводстве пришла ему в помощь и монтаж фильмов под руководством Кендзи Мидзогучи. Как женщину, ее очень редко воспринимали всерьез и часто унижали мужчины, доминировавшие в индустрии. Ее первая попытка стать режиссером была омрачена слухами, распространяемыми коллегами, которые предполагали, что единственный способ сделать это повышение возможным - это «роман с Мидзогучи», и поэтому «ходатайство Сакане о повышении в конечном итоге было отклонено». Подобно этому опыту, Сакане попала под пристальное внимание после ее первого режиссерского фильма «Новая одежда» (1936), в котором ее личная жизнь, включая интимные темы, такие как ее девственность, была публично раскритикована и опозорена в статье, созданной исключительно усилиями студии. чтобы привлечь внимание. [ 8 ]
Придерживаться колониальных стандартов было единственным выбором Сакане, чтобы вернуть себе должность директора в Японии. При этом она покинула Мидзогучи и начала проект «Сограждане на Севере» (1941) под руководством Токийской кинокомпании Riken. Несмотря на то, что Сакане был привлечен в качестве режиссера для создания пропагандистского фильма, документирующего Японию и утверждающего, что страна представляет собой «одну нацию, один народ», в дело вмешались личные намерения. Желая сохранить свой личный стиль, несмотря на колониальную командировку, Сакане создала фильм, в котором задокументирована утрата истории и родной культуры Японии. Однако ее заставили исправить и переснять, чтобы создать фильм, соответствующий колониалистским стандартам. Сакане никогда не позволяла политическим пристрастиям или войне влиять на то, как она снимала фильмы или играла в этих темах как режиссер. Она просто использовала эти ситуации как средство утверждения себя как режиссера. [ 8 ]
Только когда Япония вступила в войну, у Сакане появилось чувство личного стиля съемок, который не находился под контролем студий, в которых она работала. Из-за ужесточившихся из-за войны патриархальных ограничений Японии в 1942 году Сакане перешел в Маньчжурскую киноассоциацию. Именно там большинство фильмов Сакане были ориентированы на предоставление несуществующих образовательных материалов для женской аудитории. до ее режиссерского дебюта. Несмотря на то, что она пришла в ассоциацию в качестве редактора, она вернулась к этой роли, полагая, что только женщины могут руководить женщинами. Сакане заявила в интервью, что «учитывая необходимость снимать фильмы для женщин в сфере совместного процветания и то, что только женщины могут снимать фильмы для себя, меня снова повысили до режиссера». Именно здесь стал очевидным ее стиль восстановления того, как именно выглядели домашние отношения и как женщины существовали рядом с мужчинами в японском и китайском обществе. [ 8 ]
Фильмография
[ редактировать ]Директор
[ редактировать ]Сакане снял в общей сложности один художественный фильм и 14 документальных фильмов, в том числе: [ 7 ] [ 2 ]
Год | Оригинальное название | Английское название | Примечания |
---|---|---|---|
1936 | Первое появление Хацу Сугата |
Новая одежда | Японии, Первый полнометражный фильм снятый женщиной. В фильме рассказывается о наивных, преждевременных эмоциях между будущей юной гейшей и юношей, которому суждено стать буддийским священником; это закончилось их расставанием. Кассовых сборов фильм не имел, и у Сакане больше никогда не было возможности снять художественный фильм. [ 7 ] |
1942 | дети Маньчжурия Кодомо Мансю |
Ежемесячные дети в Маньчжурии, серии 19, 20 и 21 | Сакане переехала в Маньчжоу-Го, чтобы присоединиться к Киноассоциации Маньчжоу-Го в 1942 году, где было снято большинство ее научно-популярных фильмов. В Ассоциации было три отдела, каждый из которых производил развлекательные, образовательные фильмы и новости. Она поступила на факультет учебного кино. [ 2 ] |
1942 | дети Маньчжурия Кодомо Мансю |
Месячные дети в Маньчжурии | |
1942 | работающая женщина Одотеки дзёсэй |
Работающие женщины | |
1942 | здоровые маленькие граждане Кенкотеки сёкокумин |
Здоровые маленькие национальные субъекты | |
1943 | пионерская невеста Кайтаку-но Ханайоме |
Невесты на границе | Продюсер: Киноассоциация Маньчжоу-Го . Пропагандистский фильм, призванный побудить японских молодых женщин переехать в Маньчжурию, чтобы стать женами японских эмигрантов, так называемых невест Континента. Жители деревни играли роли, отличные от их реальной жизни; Для съемок в фильме были привлечены одинокие женщины из «Школы подготовки будущих невест». [ 2 ] Это ее единственный сохранившийся фильм. [ 8 ] |
1943 | хранилище для овощей Ясай-но тёзо |
Серия «Основные жизненные знания» «Сохранение овощей». | Серия «Основные жизненные знания» содержит важные знания о повседневной жизни, специально предназначенные для женщин в Маньчжоу-Го . [ 8 ] Он был создан как в японской, так и в маньчжурской версии. [ 2 ] |
1943 | Как зажечь обогреватель | Серия «Основные жизненные знания», «Как настроить обогреватель» | |
1944 | крытое садоводство Ситунай Энгей |
Серия «Основные жизненные знания», «Домашнее садоводство» | |
1944 | Весенний сад Юн
Шунтэн теки энгей |
Серия «Основные жизненные знания», «Садоводство весной» | |
1944 | Основы первой помощи Кюкюхо но кихо |
Основы неотложной помощи | Военное издание по заказу Квантунской армии. |
1944 | Основной закон о чрезвычайном положении Кюкю кихонхо | Основы неотложной помощи | Популярное издание |
Помощник директора/директор второго подразделения
[ редактировать ]Сакане работал помощником режиссера в следующих фильмах: [ 9 ]
Год | Оригинальное название | Английское название | Директор | Кредиты |
---|---|---|---|---|
1930 | Окичи Тоджин | Хозяйка иностранца | Кенджи Мидзогучи | Помощник директора |
1931 | И они собираются Шикамо Карера ва Юку | И все же они продолжаются | ||
1932 | божество-хранитель времени Токи-но Удзигами, | Человек момента/своевременный посредник | ||
1933 | Гион Мацури | Фестиваль Гион | ||
1934 | Компания Камикадзе Дзинпу-рен (Шимпу-рен) | Группа Джинпу (Шимпу) | ||
1934 | Айзо Тоге | Горный перевал любви и ненависти | ||
1935 | Оризуру Осен | Падение Осена | Первый помощник директора | |
1935 | Мария-но Оюки | Оюки Дева | Помощник директора | |
1935 | Поппи Губиджин-со | Мак | ||
1938 | Ута Рой но | Песня лагеря | ||
1938 | Ах, мой родной город Аа Кокё | Ах, мой родной город | ||
1939 | Зангику моногатари | История последних хризантем |
Редактор
[ редактировать ]Сакане работал монтажером в следующих фильмах: [ 9 ]
Год | Оригинальное название | Английское название | Директор | Кредиты |
---|---|---|---|---|
1933 | Таки но Сираито | Водный волшебник | Кенджи Мидзогучи | Редактор |
1935 | Поппи Губиджин-со | Мак | ||
1936 | Нанива Эреджи | Осака Смесь | ||
1936 | Сестры Гиона Гион но симай | Сестры Гиона | ||
1937 | Айен кё | Проливы любви и ненависти | ||
1948 | Женщины ночи Ёру-но оннатати | Женщины ночи |
Библиография или дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дэниелс, Гордон (2005). Хироко Томида (ред.). Японские женщины: выход из рабства, 1868–1945 гг . Фолкстон, Кент: Global Oriental. ISBN 1901903184 .
- Нельмес, Джилл и Джул Селбо. Женщины-сценаристы: международное руководство . Пэлгрейв Макмиллан, 2018. ISBN 978-1-137-31237-2
- Гонсалес-Лопес, Ирен. Танака Кинуё: нация, слава и женская субъективность. Издательство Эдинбургского университета, 2017. ISBN 978-1474409698
См. также
[ редактировать ]- Кенджи Мидзогучи японский кинорежиссер
- Кинуйо Танака вторая женщина-режиссер в Японии.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с «САКАНЕ, Тадзуко — японские женщины за кулисами» .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Икегава, Рэйко. «Японская женщина-режиссер Сакане Тадзуко, Маньчжурская киноассоциация и архивные материалы японских колониальных фильмов». Симпозиум коллекции Макино, 11 ноября 2011 г., 403 Кент Холл, Колумбийский университет, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк https://www.youtube.com/watch?v=G97MMeKzQuU
- ^ «Женщины, которые любят стрелять — The Japan Times» .
- ^ "Фестиваль 1999/Кино" .
- ^ Андерсон, Дж.Л. (1 января 1985 г.). «Обзор Мидзогучи». 44 (3): 620–621. дои : 10.2307/2056302 . JSTOR 2056302 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Киносита, Чика (2011). «Трек Бенши: «Падение Осэна и переход звука» Мидзогучи Кендзи» . Киножурнал . 50 (3): 1–25. дои : 10.1353/cj.2011.0025 . Проверено 6 мая 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Хори, Хикари Х (2005). «Миграция и трансгрессия: женщины-пионеры документального кино в Японии». Общество изучения азиатского кино . 16 (1): 89–97. дои : 10.1386/ac.16.1.89_1 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Тадзуко Сакане - проект женщин-пионеров кино» . wfpp.cdrs.columbia.edu . Проверено 13 марта 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Тацуко Сакане» . IMDb на