Рабство в Меровингской Франции
Хотя Меровингская Франция не считается рабовладельческим обществом, рабы, тем не менее, присутствовали на протяжении всей династии, вплоть до периода Каролингов и позже. [1] [2] Однако в VII веке торговля христианами в пределах франкских границ была отменена королевой Балтильдой , бывшей рабыней. [3]
Природа Меровингского рабства
[ редактировать ]Несмотря на то, что «любая реконструкция работорговли в этот период будет весьма спекулятивной» из-за нехватки дошедших до нас средневековых источников, [4] ученые выдвинули некоторые общие характеристики рабства Меровингов. Во-первых, необходимо проводить различие между принудительным рабством и добровольным рабством. Статус свободы в Средние века, включая период Меровингов, не был таким определённым, как сегодня; свобода считалась разменной монетой, с помощью которой можно было достичь лучшего качества жизни или экономической стабильности. [5] Юридически эта форма рабства не была наследственной, в отличие от навязанного или принудительного рабства, например, путем захвата. [6] Рабство Меровингов также характеризуется предпочтением домашних рабынь-женщин. [7] Возможно, это было результатом значительного низкого статуса, приписываемого тем, кто служил. [8] и/или стремление к множеству видов труда, например, домашнему и сексуальному. Фактически, войны часто велись ради удовлетворения спроса на рабов в Европе раннего Средневековья, и источники показывают, что «женщины и их дети были предполагаемыми жертвами войны». [9]
Балтильд, например, схвачен в Англии и продан за дешевую цену Эрчиноальду . [10] Наконец, поскольку Меровингская Франция не была рабовладельческим обществом, рабство во многом было произвольным. Иными словами, рабы и слуги существовали на нижнем конце социальной лестницы, «независимо от того, где они находились в спектре несвободы». [11] Произвол Меровинговского рабства тем более очевиден, что, в отличие от других форм рабства, таких как древнее, современное или исламское/средиземноморское, оно не было ни расовым, ни культурным, ни религиозным. [12] По крайней мере, так было до тех пор, пока Балтильд не запретил торговлю христианами. Таким образом, ученые, рассматривая рабство в раннесредневековой Европе, предпочитают задаваться вопросом: «Почему лорды так стремились отнести некоторых из своих иждивенцев к категории несвободных, а других нет? Какое дополнительное преимущество, по их мнению, это им даст?» [13] Другими словами, почему одних считали рабами, а других — слугами, хотя оба находились в одинаковом состоянии рабства? Точнее, почему такое различие, когда господствующие лица считали одинаково униженными оба состояния рабства? [14] Таким образом, нисходящий подход к изучению рабства в этом конкретном контексте полезен для понимания того, что характеризует человека как порабощенного или свободного человека.
Рабыни королевы
[ редактировать ]Пять франкских королев из династии Меровингов были идентифицированы как бывшие рабыни, хотя их может быть больше: Ингунда , Фредегунд , Билишильд , Нантхильд и Балтильд . [15] [16] Из этих женщин лучше всего помнят Фредегунд и Балтильд; первая за ее злодейские качества, а вторая за ее святые качества. [17] [18] Независимо от своей исторической репутации и наследия, все эти женщины резко поднялись по служебной лестнице в обществе Меровингов, от самого низкого эшелона до самого высокого; вероятные примеры беспрецедентного социального подъема в истории Франции.
Ученые и средневековые современники выдвигали теории о том, почему короли выбирали несвободных женщин в качестве своих супруг. Для современного летописца и епископа Григория Турского эта привычка сигнализировала об отсутствии царской добродетели, заявляя, что они «женились на недостойных женах и сами были настолько бесполезны, что даже женились на рабынях». [19] То есть рабы занимали в обществе Меровингов настолько униженное положение, что передавали свое униженное положение своим супругам, особенно когда эти супруги принадлежали к королевской семье. Следовательно, такое решение должно было быть результатом прихоти или похоти. [20] Для сравнения, ученые полагают, что поведение королей «не обязательно было мотивировано похотью, а не разумом». [21] При этом некоторые утверждают, что «их рабский статус, который держал их в зависимости от доброй воли мужей, делал их предпочтительными доверенными лицами королей». [22] [23] Другие утверждают, что эти браки позволяли королям Меровингов продемонстрировать свою власть: отдавая предпочтение низкородной или несвободной жене женщине, выбранной из высшего общества, короли Меровингов указывали на свою самобытность. [24] То есть: «Выбирать невесту без учета ее богатства или происхождения означало сигнализировать о собственной силе и безопасности». [25] Третьи предполагают, что эти браки продемонстрировали своего рода практичность, полезную, когда первая законная жена оказалась бесплодной. [26] Однако следует отметить, что такие браки были исключительными и в значительной степени «превышались более обычными союзами с принцессами и дворянками и редко случались до середины шестого века». [27]
В случае с Балтильдой, возможно, ее прежнее порабощение пробудило в ней интерес к реформированию рабства, освобождению пленников и укреплению тех, кто мог быть порабощен. [28] Несмотря на попытки Балтильда, рабство во Франкском королевстве сохранялось, только рабов теперь импортировали из Восточной Европы, а не захватывали на месте. [29] Возможно, важно то, что ни одна другая королева-рабыня не известна и не зарегистрирована, чтобы пыталась провести подобные реформы.
Создание «свободного» потомства
[ редактировать ]Возможность выбирать раба для королевы зависела от права королей Меровингов существовать во многом над законом. В отличие от других членов общества, таких как аристократия, на которых распространялось римское право, согласно которому «...потомки союзов свободных мужчин и рабских женщин наследовали статус своей матери», короли сами были освобождены от этого права. [30] Дети королей, независимо от нынешнего или ранее порабощенного состояния матери, были законными и свободными. В этом отношении короли проявили еще большую уникальность, «поскольку они не были связаны теми же социальными условностями, которые контролировали поведение некоролевских аристократических сообществ». [31]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джейми Крейнер, «О епископе: епископское окружение и экономика правительства в постримской Галлии», Speculum 86, вып. 2 (2011): 341
- ^ Майкл МакКормик, «Новый свет на «темные века», Прошлое и настоящее, вып. 177 (2002): 41
- ^ Джо Энн Макнамара, Джон Э. Халборг и Э. Гордон Уотли, ред., Святые женщины темных веков (Дарем и Лондон: Duke University Press, 1992), стр. 273
- ^ Алиса Рио, Рабство после Рима, 500–1100, Рабство после Рима, 500–1100 (Oxford University Press, 2017), 19.
- ^ Алиса Рио, «Самопродажа и добровольное вступление в несвободу, 300–1100», Журнал социальной истории, Скрытая история преступности, коррупции и государств, 45, вып. 3 (2012): 687.
- ^ Джейми Крейнер, «О епископе: епископское окружение и экономика правительства в постримской Галлии», Speculum 86, вып. 2 (2011): 341
- ^ Лиза Каарен Бейли, «Служанки Бога: образы служения в жизни святых Меровингов», Журнал истории религии 43, вып. 3 (2019): 362.
- ^ Лиза Каарен Бейли, «Служанки Бога: образы служения в жизни святых Меровингов», Журнал истории религии 43, вып. 3 (2019): 363.
- ^ Джон Джиллингем, «Женщины, дети и прибыль войны», в «Гендер и историография», изд. Джанет Л. Нельсон, Сьюзен Рейнольдс и Сьюзан М. Джонс, Исследования раннего средневековья в честь Полины Стаффорд (Лондонский университет Press, 2012), 62,67.
- ^ Джо Энн Макнамара, Джон Э. Халборг и Э. Гордон Уотли, ред., Святые женщины темных веков (Дарем и Лондон: Duke University Press, 1992), стр. 268-9
- ^ Лиза Каарен Бейли, «Служанки Бога: образы служения в жизни святых Меровингов», Журнал истории религии 43, вып. 3 (2019): 362.
- ^ Алиса Рио, Рабство после Рима, 500–1100, Рабство после Рима, 500–1100 (Oxford University Press, 2017), 3.
- ^ Алиса Рио, Рабство после Рима, 500–1100, Рабство после Рима, 500–1100 (Oxford University Press, 2017), 12.
- ^ Лиза Каарен Бейли, «Служанки Бога: образы служения в жизни святых Меровингов», Журнал истории религии 43, вып. 3 (2019): 362.
- ^ Джо Энн Макнамара, Джон Э. Халборг и Э. Гордон Уотли, ред., Святые женщины темных веков (Дарем и Лондон: Duke University Press, 1992), стр. 264
- ^ ET Dailey, Королевы, супруги, наложницы: Григорий Турский и женщины из меровингской элиты, (Brill, 2015), стр.116
- ^ Джейн Тиббетс Шуленбург, Забывчивые о своем поле: женская святость и общество, ок. 500-1100 (Чикаго: Издательство Чикагского университета, 1998)
- ^ ET Дейли, Королевы, супруги, наложницы: Григорий Турский и женщины из меровингской элиты (Брилл, 2015), главы 6 и 7
- ^ Григорий Турский, Меровинги, пер. Александр Калландер Мюррей, Чтения по средневековым цивилизациям и культурам, X (Канада: Broadview Press, 2006), 58.
- ^ ET Dailey, Королевы, супруги, наложницы: Григорий Турский и женщины из меровингской элиты, (Brill, 2015), стр.80
- ^ ET Dailey, Королевы, супруги, наложницы: Григорий Турский и женщины из меровингской элиты, (Brill, 2015), стр.100
- ^ Джо Энн Макнамара, Джон Э. Халборг и Э. Гордон Уотли, ред., Святые женщины темных веков (Дарем и Лондон: Duke University Press, 1992), стр. 264
- ^ см. также: Джо Энн Макнамара, «Возвращение к женщинам и власти через семью», в книге «Гендеринг главного повествования: женщины и власть в средние века», под ред. Мэри К. Эрлер и Марианна Ковалески (издательство Корнеллского университета, 2003), 24 года.
- ^ ET Dailey, Королевы, супруги, наложницы: Григорий Турский и женщины из меровингской элиты, (Brill, 2015), стр.115
- ^ ET Dailey, Королевы, супруги, наложницы: Григорий Турский и женщины из меровингской элиты, (Brill, 2015), стр.100
- ^ Полин Стаффорд, Королевы, наложницы и вдовствующие женщины: Жена короля в раннем средневековье (Афины: The University of Georgia Press, 1983), 38.
- ^ Полин Стаффорд, Королевы, наложницы и вдовствующие женщины: жена короля в раннем средневековье (Афины: The University of Georgia Press, 1983), 38.
- ^ Джейн Тиббетс Шуленбург, Забывчивые о своем поле: женская святость и общество, ок. 500-1100 (Чикаго: Издательство Чикагского университета, 1998): 76.
- ^ Анна Клосовская, «Этимология слова рабство», в книге «Тревожные времена: средневековое прошлое, новое будущее», изд. Анна Клосовская, Кэтрин Э. Карков и Винсент В. Дж. ван Гервен Оэй, Средневековое прошлое, переосмысленное будущее (Punctum Books, 2020), 160
- ^ Ян Н. Вуд, «Деконструкция семьи Меровингов», в книге «Строительство сообществ в раннем средневековье: тексты, ресурсы и артефакты», изд. Ричард Коррадини, Макс Дизенбергер и Хельмут Реймиц (Brill Academic Publishers, 2002), 165.
- ^ Эмма Саутон, Брак, секс и смерть: семья и падение римского Запада, социальные миры поздней античности и раннего средневековья (издательство Амстердамского университета, 2017), 16.