Гений
гений я | |
---|---|
Мвами (король) | |
Царствование | Оцененный ;
|
Рожденный | Африка |
Умер | Королевство Руанда |
Похороны | Неизвестный Технология |
Проблема | Каньярванда I Гахима I |
Династия | Они боятся меня |
Отец | Работа |
Гиханга I («Создатель», «Основатель») — руандийский культурный герой, описанный в устных историях как древний король, которому широко приписывают основание древнего Королевства Руанда . Гиханга произошел от линии Ньигинья, возглавляемой Кигвой, и привнес основополагающие элементы цивилизации Великих африканских озер, включая огонь, крупный рогатый скот, металлообработку, охоту, обработку дерева и гончарное дело. [ 1 ] Его описывали как обладателя талантов в области лидерства, технологий и духовности. [ 2 ] Говорят, что Гиханга правил Руандой из своего дворца в лесу Буханга, территории, которая сохраняла свой запретный и священный статус в период колониализма, пока новое правительство Поля Кагаме не открыло ее для публики в 2004 году. [ 3 ] Не существует никаких материальных доказательств, кроме устных мифов, указывающих на то, что Гиханга жил. [ 2 ] хотя многие руандийцы верят, что он когда-то жил. [ 4 ]
Легенда гласит, что Гиханга был продуктом брака двух линий. Отцовская линия его прапрадеда происходила от Кигвы («Сошедшего с небес»), который, как говорят, спустился в Руанду с небес, чтобы образовать королевскую линию, в то время как линия его матери произошла от предка по имени Кабеджа. Его отец, Кази (нисходящий бог), был кузнецом, у которого Гиханга научился этому искусству. Сообщается, что в детстве он жил в нескольких местах, в том числе в восточной деревне Мубари и деревне Бугойи, где жили его дяди по материнской линии на северо-западе.
В устных рассказах, преобладающих под колониальным влиянием, говорится о правлении Гиханги и создании Руандийского королевства в 11 веке, но современные исследователи и ученые оспаривают это сообщение, поскольку интерпретация деяний и качеств Гиханги соответствует характеристикам королей, живших в бронзовом веке. [ 5 ] Согласно устной истории Руанды, во время правления Гиханги могло существовать несколько более мелких кланов, в том числе кланы Синга, Гесера, Зигаба и Рубанда. [ 6 ] Легенда гласит, что наследником Гиханги стал его потомок по имени Гахима I , [ 7 ] который, как говорят, объединил Гатву, Гахуту и Гатуци, предков каст тва , хуту и тутси соответственно. [ 8 ]
В более поздние периоды в северо-западной и северной частях центральной Руанды возникла религиозная практика в честь Гиханги, и много веков спустя она была вновь представлена королевскому двору королем Руганзу Ндори — выдающимся историческим королем, который еще больше укрепил Ньигинья Королевство . Руанда столетия спустя. Элементы религии включали огонь Гиханги, который на протяжении веков непрерывно горел при королевском дворе в месте, известном как «место, где доят скот», и, как говорят, непрерывно горел со времен правления Гиханги тысячелетие назад. [ 4 ] Пожар Гиханги был потушен в конце правления Юхи V Мусинга в 1932 году по приказу бельгийского губернатора; [ нужна ссылка ] Отправка дани от королевского двора в место в Муганзе в Рукоме, которое, как говорят, является могилой Гиханги; и содержание при королевском дворе стада длиннорогого скота, которое, как говорят, произошло от собственного стада Гиханги. Этим скотом управляла семья Хека из клана Зигаба, которая жила недалеко от гробницы и предоставила королевскому двору некоторых из самых уважаемых и могущественных ритуалистов. Другая семья ритуалистов - Тега клана Синга также черпала свой престиж из того, что один из их предков, Ньябутеге, как сообщается, получил от Гиханги принципы династического барабана (Калинга). [ 4 ] [ 6 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Герберт, с. 170
- ^ Jump up to: а б Адекунле, с. 50
- ^ Аузиас и Лабурдетт, с. 120
- ^ Jump up to: а б с Ванчина, с. 56–57
- ^ Аузиас и Лабурдетт, с. 38
- ^ Jump up to: а б Ки-Зербо, с. 207
- ^ Вансина, с. 10
- ^ Коза, с. 17
Ссылки
[ редактировать ]- Адекунле, Юлиус (2007). Культура и обычаи Руанды . Вестпорт, Коннектикут: Издательская группа Greenwood. ISBN 9780313331770 .
- Кретьен, Жан-Пьер; Трио, Жан-Луи (1999). Африканская история: проблемы памяти . Париж: Karthala Editions. ISBN 9782865379040 .
- Гатва, Тарсисс (2005). Церкви и этническая идеология в руандийском кризисе, 1900-1994 гг . Уэйнсборо, Джорджия: OCMS. ISBN 9781870345248 .
- Герберт, Евгения (1993). Железо, гендер и власть: ритуалы трансформации в африканских обществах . Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы. ISBN 9780253208330 .
- Ки-Зербо, Джозеф (1997). Африка с двенадцатого по шестнадцатый век . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520066991 .
- Вансина, Ян (2005). Предшественники современной Руанды: Королевство Ньигинья . Мэдисон, Висконсин: Издательство Университета Висконсина. ISBN 9780299201234 .