Абу Зайд ибн Мухаммад ибн Абу Зайд
Абу Зайд ибн Мухаммад ибн Аби Зайд ( эт. 1186–1219 в Кашане ), обычно называемый Абу Зайдом или Абу Зайдом Кашани , — самый известный гончар средневекового Ирана, который работал в двух самых дорогих техниках надглазурной эмали ( мина). 'i ) и блеска и оставил после себя наибольшее количество подписанных работ. [ 1 ]
Известно не менее 15 плиток и сосудов, подписанных Абу Зайдом. [ 2 ] датируется 26 марта 1186–1219 гг. Самая ранняя известная работа Абу Зайда — эмалированная чаша в Метрополитен-музее (см. иллюстрацию), [ 1 ] один из первых образцов минайской посуды , поэтому группа была закреплена за ним. [ 3 ] Несмотря на этот факт, Абу Зайд наиболее известен своими блестящими изделиями . [ 2 ] Как Оливер Уотсон отметил , эмалированная чаша 1186 года слишком совершенна, чтобы быть первой работой, и Абу Зайд, должно быть, создавал более ранние предметы, о которых мы не знаем. Уотсон выделил три стиля росписи, использовавшихся для украшения кашанской люстры - «монументальный», наиболее обязанный произведениям, созданным ранее в Египте и Сирии, «миниатюрный» и «кашанский». Эмалированная чаша 1186 года выполнена в миниатюрном стиле, явно вдохновленном книжной живописью. Судя по всему, Абу Зайд был ключевой фигурой в развитии миниатюрного стиля 1180-х годов, так как ему принадлежит группа эмалированных чаш 1186 и 1187 годов (см. иллюстрации), а также фрагментарная люстровая ваза 1191 года. [ 4 ]
Эти два стиля затем были заменены стилем Кашан, специально разработанным для того, чтобы продемонстрировать технику блеска в ее наилучшем виде. Первый датированный образец стиля Кашан датирован сентябрем 1199 года, и с этого времени все датированные люстры выполнены в стиле Кашан, включая несколько работ, подписанных Абу Зайдом. [ 5 ] которому приписывают разработку этого нового способа украшения. [ 2 ] Пожалуй, самое известное произведение в кашанском стиле — большая фестончатая тарелка, датированная декабрем 1210 года в Художественной галерее Фрира (см. иллюстрацию). Это было предметом статьи Ричарда Эттингхаузена , который вместе с Грейс Гест проанализировал необычайно сложную иконографию лошади и семи фигур - пять из них стоят, одна сидит и одна плавает в пруду с рыбой в нижнем эксерге. [ 6 ] По словам Оливера Уотсона, самая важная из сохранившихся работ Абу Зайда — это обработка почвы. Его наиболее важными проектами, выполненными совместно с другим гончаром из Кашана, Мухаммадом ибн Аби Тахиром (см. Абу Тахер (семья) ), были украшения, добавленные к гробницам в святилищах Фатимы в Куме и Имама Резы в Мешаде . В святынях его подпись появляется на фризе, звездчатых плитках, а в Мешхеде - на большом михрабе (см. иллюстрацию), который «является его лучшей работой, демонстрирующей высочайшее качество каллиграфии, лепных арабесок и нарисованной прокрутки». [ 7 ]
Подписи Абу Зейда говорят нам, что он происходил из влиятельной семьи Хасани Сайидов в Кашане. Он осторожно уточнил, что он и сделал ( амила ), и украсил ( шанаа ) работу, «таким образом отличая горшок от живописи и говоря нам, что он сделал и то, и другое». [ 8 ] Он был не только гончаром и художником, но также поэтом и писцом, потому что иногда писал на сосудах свои стихи. Однако в большинстве случаев Абу Зайд, как и другие гончары, работавшие в Кашане, переписывал стихи других поэтов. [ 8 ] Подпись Абу Зайда на изделиях, выполненных в двух важнейших техниках надглазурной роскошной керамики, «является одной из основных причин, по которой эмалированную посуду, как и люстры, можно отнести к Кашану». [ 2 ]
-
Чаша Минаи датирована 583 годом Мухаррама (март-апрель 1187 года). Британский музей .
-
Большая люстровая чаша, датированная Сафаром 587 г. (февраль-март 1191 г.). Художественный институт Чикаго . [ 10 ]
-
Люстровая фестончатая пластина, датированная Джумадой II 607 г. (декабрь 1210 г.). Художественная галерея Фрира . [ 11 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Блэр 2008 , стр. 155.
- ^ Jump up to: а б с д «Абу Зайд [Абу Зайд ибн Мухаммад ибн Аби Зайд]» . Гроув Арт онлайн . 2003. doi : 10.1093/gao/9781884446054.article.T000296 .
- ^ Шейла Р. Кэнби (2003). «Исламское искусство V. Керамика. (д) Эмалированные изделия» . Гроув Арт онлайн . дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T041771 .
- ^ Блэр 2008 , стр. 156–157.
- ^ Блэр 2008 , стр. 157.
- ^ Блэр 2008 , стр. 157–158.
- ^ Оливер Уотсон (1983). «АБУ ЗАЙД Б. МОХАММАД КАШАНИ» . Энциклопедия Ираника .
- ^ Jump up to: а б Блэр 2008 , стр. 162.
- ^ «Метрополитен-музей» . www.metmuseum.org . .
- ^ Блэр 2008 , стр. 170.
- ^ Блэр 2008 , стр. 158.
Библиография
[ редактировать ]- Блэр, Шейла С. (2008). «КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ АБУ ЗАЙДА». Мукарнас . 25 : 155–176. JSTOR 27811118 .