Мадонна Збраславская
Збраславская Мадонна (ок. 1360 г.) происходит из приходской церкви Св. Иакова Великого в Збраславе . [ 1 ] Она находится в долгосрочной аренде на постоянной выставке Национальной галереи в Праге .
Мадонна Збраславская | |
---|---|
Чехия: Мадонна Збраславская. | |
![]() | |
Художник | Неизвестный |
Год | что. 1340–1350 гг. |
Тип | Темпера , бук, с обеих сторон покрытый холстом. |
Размеры | 89 см × 60,5 см (35 × 23,8 дюйма) |
Расположение | Национальная галерея в Праге |
Владелец | Римско-католический благочинный в Збраславе |
История картины
[ редактировать ]Цистерцианское Збраславе аббатство в некрополю под Прагой было основано королём Вацлавом II по подражанию королевскому Сен - Дени под Парижем . Елизавета Богемская , мать императора Карла IV В монастыре также была похоронена . Хотя происхождение этого изображения неизвестно и его существование не зафиксировано ни в каких письменных документах, сравнительный анализ показал, что оно датируется периодом между 1350 и 1360 годами. Ранний характер гравированного рисунка и пенментии обнаруженные доказывают что это не более поздняя копия. [ 2 ] История о том, что картину посвятил монастырю его основатель Вацлав II (1278–1305), относится к концу XVIII века. Раньше на обратной стороне панели располагался отрывок из стихов, прославляющих Деву Марию, который был неверно истолкован предыдущими поколениями историков. В 1420 году монастырь был сожжен гуситами , а картина, по общему мнению, была найдена двести лет спустя среди развалин, отреставрирована и выставлена в недавно построенной церкви в 1654 году. Ее нынешнее состояние следует за реставрацией в 1945 году. [ 3 ] а в 1990-е годы старые участки ретуши и закрашивания были удалены.
Описание и контекст
[ редактировать ]Картина написана темперой на меловой основе с гравированным рисунком, обведенным черным контуром. Он выполнен на панели из липы и имеет размеры 89 х 59,5 см. По сравнению со старыми итало-византийскими моделями рисунок подавлен и художник моделирует объем, используя технику тонких, глазурованных слоев краски с градацией цвета в воплощениях. На Мадонне белый, расшитый золотом плащ, а также синий плащ с зеленой подкладкой, украшенный золотыми звездами. Плащ и белая вуаль Мадонны, а также прозрачная рубаха младенца украшены по подолу золотой вышивкой. Крона украшена вьющимися листьями. Камни и жемчуг на короне, нимбах, краях и застежке были установлены позже, а фон также впоследствии был позолочен. [ 4 ] Кольцо на пальце Мадонны указывает на мистическое обручение Христа и Марии, символизирующее христианскую церковь . Это аллегорическое отождествление Марии с Церковью характерно для цистерцианского контекста и вытекает из проповеди святого Бернара Клервоского . [ 5 ]

По своей композиции картина имеет много общего с Мадонной типа Вевержи и позднейшей Мадонной Римской. Однако в то же время оно повторяет и некоторые мотивы из более ранних изображений Мариан. Его цветовая палитра напоминает картину Томассо да Модены . Мотив Младенца Иисуса , держащего щегла или свиристеля (здесь), был широко распространен в Италии с начала 14 века и появляется в Райградском Бревиарии польской королевы Елизаветы Ричезы . [ 6 ] В отличие от более древнего итало-византийского типа Мадонны, Одигитрии , в которой мать представляет ребенка как объект поклонения, в этой композиции наблюдается ощутимый сдвиг к более человечным и интимным отношениям между матерью и ребенком, что соответствует более идеям верующих примерно середины 14 века.
Збраславская Мадонна была одной из самых знаменитых Марианских картин в Чехии . Первоначально он предназначался для церкви цистерцианского монастыря чешских королей из династии Пршемысловичей , где хоронили . Некоторые полагают, что Карл IV . картину заказал сам [ 7 ] Збраславская Мадонна пользовалась большим почитанием и существует множество ее копий, датируемых в основном периодом барокко . Збраславская Мадонна была освящена как 43-я часовня Святого пути из Праги в Младу-Болеслав , основанного иезуитами между 1674 и 1690 годами.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Ройт 2003, стр.62.
- ^ Павел Кропачек, Мадонна Збраславская, Free Directions XXXV, 1938-40, стр. 8-10
- ^ Богуслав Сланский, Выставка трех картин, кат. НГ Прага 1946, стр. 15-23
- ^ Матейчек А, Пешина Дж, 1950, с. 58
- ^ Хлумска, Степанка, изд. (2006). Богемия и Центральная Европа, 1200-1550: постоянная выставка коллекции старых мастеров Национальной галереи в Праге в монастыре Святой Агнессы Богемской . Прага: Национальная галерея в Праге. п. 28. ISBN 80-7035-330-9 .
- ^ Матейчек А, Пешина Дж, 1950, с. 59
- ^ Матейчек А, Пешина Дж, 1950, стр. 60.
Ссылки
[ редактировать ]- Иржи Файт , Штепанка Хлумска, Богемия и Центральная Европа 1220-1550, Национальная галерея в Праге 2014, ISBN 978-80-7035-569-5 , стр. 24–28
- Иржи Файт, Ян Ройт: Чешское готическое искусство , Karolinum Press , Прага, 2002 г.
- Ян Ройт, Средневековая живопись в Богемии , Karolinum Press , Прага, 2003 г. ISBN 8024602660
- Ярослав Пешина: Чешская готическая живопись, Одеон, Прага, 1972 г.
- Антонин Матейчек, Ярослав Пешина, чешская готическая живопись, Мелантрих, Прага 1950, стр. 58–61
Внешние ссылки
[ редактировать ]