Адела Самудио
Пас Хуана Пласида Адела Рафаэла Самудио Риверо , или более известная как Адела Самудио (11 октября 1854 — 2 июня 1928), была боливийской поэтессой, феминисткой и педагогом. Она считается самой известной боливийской поэтессой и считается основателем феминистского движения в стране. В своих произведениях она также использовала псевдоним Соледад . День рождения Аделы Самудио, 11 октября , является национальным праздником в Боливии в честь всех работающих женщин.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Адела Самудио родилась в Кочабамбе , Боливия , в 1854 году в семье родителей из высшего сословия. Ее отец, дон Адольфо Самудио, был инженером баскского происхождения, эмигрировавшим в Боливию из Аргентины. [ 1 ] Ее мать, Донья Модеста Риверо де Самудио, была дочерью богатого владельца шахты Ла-Пас Хосе Клаудио Риверо, который нанял Адольфо. [ 2 ] [ 3 ] Самудио впервые преподавала лондонка Элизабет Гове, которая руководила небольшой школой в Коро-Коро . После того, как дед Самудио по материнской линии, Хосе Клаудио Риверо, умер, а ее отец Адольфо Самудио потерял работу на медных рудниках Риверо, экономическое положение семьи быстро ухудшилось. Самудио в течение двух лет посещала государственную начальную школу Эль-Батерио-де-Сан-Альберто (благотворительная школа для сирот, детей коренных народов и белых бедняков, таких как она сама). Ее формальное образование прекратилось в третьем классе, как и было принято в отношении девочек. Замудио также обучалась у ее родителей, лондонского репетитора английского языка (до смерти ее богатого дедушки), и она была самоучкой, читала большое количество литературы, включая феминистские произведения. [ 3 ] [ 1 ]
Карьера
[ редактировать ]Замудио опубликовала свое первое стихотворение « Две розы» , когда ей было 15 лет, но свою первую книгу опубликовала только 20 лет спустя. [ 4 ]
В 1926 году она была награждена Боливийской короной отличия . [ 3 ] Первый сборник стихов Самудио был опубликован в Буэнос-Айресе в 1887 году. В следующем году Литературный кружок Ла-Паса назвал ее почетным членом вместе с Мануэлой Горрити де Бельзу . В течение следующих нескольких лет Самудио начал рисовать, писал и ставил театральные постановки, издавал юмористическую газету El alegre carneval ( «Счастливый карнавал») и продолжал писать и публиковать крупные произведения. [ 1 ] Она использовала псевдоним Соледад (англ. Solitude ), чтобы отразить свое часто одинокое и непонятое «я», стремившееся сбежать от консервативного боливийского общества.
В 1899 году Самудио начала свою педагогическую карьеру в Эль-Батерио-де-Сан-Альберто (где она училась в государственной школе) в качестве учителя рисования. В 1901 году она основала женскую художественную академию, где преподавала живопись и рисунок. В 1905 году она стала директором новой школы для молодых женщин, Escuala Fiscal de Señoritas (Государственная школа для молодых женщин), которая положила начало образованию женщин после подросткового возраста в Боливии. Замудио также внес свой вклад в образовательную методологию, написав и опубликовав педагогические материалы о важнейших навыках преподавания. В 1911 году Самудио основал первую в Боливии школу женской живописи — Авила. [ 1 ]
Замудио проводила литературные кампании в горнодобывающих общинах, где богатые владельцы шахт (как и ее собственный дедушка) держали местных горняков и их семьи неграмотными. Ее биограф Таборга де Вильярроэль считает, что эта работа способствовала укреплению солидарности, которая помогла им в будущих восстаниях, а также обучению следующего поколения великих боливийских мыслителей. [ 1 ]
В 1912 году умерла сестра Замудио Амалия, и Замудио взял на себя заботу о ее детях.
В 1913 году ведущие интеллектуалы Боливии наградили Замудио золотой ручкой в честь ее эссе, которые вызвали общенациональный дискурс о моральных недостатках местного епископа и католической церкви. Она также опубликовала в Париже свой сборник стихов «Рафагас» и свой единственный роман «Интимас» .
Сочинения Замудио, критикующие Первую мировую войну, приобрели популярность и публиковались несколько раз.
Ее аллегорический рассказ 1914 года «La reunión de ayer / Вчерашняя встреча» пользовался большой популярностью и неоднократно публиковался. [ 1 ] [ 5 ] Ее образ животного для критики общества позже был использован Джорджем Оруэллом в «Скотном дворе» (1945). [ 6 ]
В 1920 году на призыв Самудио к образованию девочек был отвечен открытием первой государственной средней школы для женщин, которая позже была названа Liceo Adela Samudio . [ 3 ] Замудио был назначен директором. Замудио продолжала преподавать, обучать учителей и продвигать женские сообщества, пока в 1925 году ей не пришлось выйти на пенсию. В 1926 году президент Боливии увенчал Замудио золотыми лавровыми листьями в честь ее как мыслителя на большой церемонии.
Самудио умер 2 июня 1928 года в Кочабамбе. [ 1 ]
Активизм
[ редактировать ]На протяжении всей своей педагогической карьеры Замудио проводила литературные кампании в горнодобывающих общинах, говорящих на языке кечуа , где богатые владельцы шахт (как и ее собственный дедушка) держали местных горняков и их семьи неграмотными. Ее биограф и внучатая племянница Габриэла Таборга де Вильярроэль считает, что эта работа способствовала укреплению солидарности, которая помогла им в будущих восстаниях, а также обучению следующего поколения великих боливийских мыслителей. [ 1 ]
Ее стихи и художественная литература были посвящены в первую очередь социальной борьбе в Боливии, часто с романтическим чувством, вызванным революцией. [ 4 ] Нерелигиозная, ее произведения были высокоинтеллектуальными. [ 3 ] Ее работа Quo Vadis вызвала переполох среди женщин и священнослужителей из высшего сословия, усилив неприязнь к ее работе. Ее борьба с религией заставила ее принять решение больше не преподавать религию в школе, которой она руководила, и Лига женщин-католиков публично осудила ее. [ 2 ]
Замудио также писал статьи для изданий и газет, пропагандируя демократические реформы и права женщин, включая легализацию разводов . [ 4 ]
Наследие
[ редактировать ]Семья Замудио переиздала ее стихи в 1942 году. В 1955 году Аугусто Гусман написал первую биографию Замудио. В 1977 году внучатая племянница Самудио Габриэла Таборга де Вильярроэль опубликовала еще одну книгу « La verdadera Adela Samudio», в которой больше внимания уделяется ее жизни с использованием архивных и семейных материалов. В 2018 году Вирджиния Айллон опубликовала более критическую книгу «El pensamiento de Adela Samudio», цель которой — развеять дезинформацию в популярном понимании Замудио. Хотя существует академический анализ влияния Замудио, он в основном был на испанском языке и распространялся в Боливии до тех пор, пока Линетт Йеттер не выпустила в 2020 году магистерскую диссертацию Рид-колледжа « Доминирование и справедливость в аллегорической истории» Аделы Самудио «La reunión de ayer» (1854-1928). , Боливия . [ 1 ]
Первой книгой, познакомившей англоязычный мир (и испаноязычный мир за пределами Боливии) с жизнью и творчеством Замудио, стала финалистка премии ПЕН-клуба 2023 года «Поэзия в переводе» Адела Самудио: Избранная поэзия и проза , перевод с испанского Линетт. Йеттер, двуязычное издание (Fuente Fountain Books, 2022). [ 7 ] Адела Самудио: «Избранная поэзия и проза» получила обзор Kirkus BookLife for Publishers. еженедельника Starred и была выбрана редактором [ 8 ] [ 9 ]
2 ноября 1989 года Конфедерация женских организаций («CONIF») установила статую в честь Самудио в Чочабамбе.
Площадь в районе Сопокачи в Ла-Пасе была названа в честь Аделы Самудио, а ее гранитный бюст работы скульптора Витора Сапаны был установлен в центре площади Адела Самудио в 1979 году.
В 1980 году первая женщина-президент Боливии Лидия Гейлер объявила день рождения Самудио, 11 октября, национальным праздником. В Боливии он отмечается как «День боливийских женщин». [ 2 ] [ 10 ]
В 1994 году кратер на Венере был назван Замудио в честь Аделы Самудио. [ 11 ] Замудио также является тезкой муравья Hylomyrma adelae. [ 12 ]
Замудио фигурирует в Джуди Чикаго инсталляции «Званый ужин» и представлен как одно из 999 имен на Этаже наследия . Она находится в сервировке, посвященной Вирджинии Вульф . [ 13 ] [ 14 ]
Работает
[ редактировать ]- Поэтические очерки (Поэтические тексты) (1887)
- Виолета, или Голубая принцесса (1890)
- Черный замок (1906)
- Интимас (Близкие друзья) (1913)
- Шквалы (1914)
- Путешествие (1943)
- Рассказы (новеллы) (1943)
- Адела Самудио: Избранная поэзия и проза , перевод с испанского Линетт Йеттер, двуязычное издание (Fuente Fountain Books, 2022) (Премия ПЕН-клуба 2023 года за поэзию в переводе, финалист)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Йеттер, Линетт (01 января 2020 г.). «Господство и справедливость в аллегорической повести «Воссоединение Айера» Аделы Самудио (1854-1928), Боливия» . Ридский колледж .
- ^ Перейти обратно: а б с Мэри Энн Тетро (1994). Женщины и революция в Африке, Азии и Новом Свете . Университет Южной Каролины Press. п. 339. ИСБН 978-1-57003-016-1 . Проверено 15 декабря 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Анхель Флорес; Кейт Флорес (1 апреля 1986 г.). Испаноязычные феминистские стихи от средневековья до наших дней: двуязычная антология . Феминистская пресса. п. 145 . ISBN 978-0-935312-54-6 . Проверено 15 декабря 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Франческа Дэвис ДиПьяцца (1 марта 2008 г.). Боливия в фотографиях . Книги двадцать первого века. п. 71. ИСБН 978-0-8225-8568-8 . Проверено 15 декабря 2011 г.
- ^ «Адела Самудио Избранные стихи и проза» . bookshop.org .
- ^ «АДЕЛА САМУДИО | Обзоры Киркуса» .
- ^ «Объявление финалистов литературной премии PEN America 2023» . 15 февраля 2023 г.
- ^ «АДЕЛА САМУДИО | Обзоры Киркуса» .
- ^ https://booklife.com/booklife-review/9780984375677.
- ^ Брысач, Жаклин (10 октября 2019 г.). «Праздник женщин в современной Боливии» . Фонд Чако . Проверено 22 мая 2023 г.
- ^ «Планетарные имена» . Planetarynames.wr.usgs.gov . Проверено 22 мая 2023 г.
- ^ Улиссея, Моника Антунес; Брандао, CRF (19 октября 2021 г.). Таксономическая ревизия неотропического рода муравьев Hylomyrma Forel, 1912 (Hymenoptera: Formicidae: Myrmicinae) с описанием четырнадцати новых видов . Магнолия Пресс. ISBN 978-1-77688-395-0 .
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ «Адела Замбудия-Риберо» . Центр феминистского искусства Элизабет А. Саклер: Званый ужин: Наследие Этаж: Адела Замбудия-Риберо . Бруклинский музей . 2007 . Проверено 15 декабря 2011 г.
- ^ Чикаго, 256.
Ссылки
[ редактировать ]- Чикаго, Джуди. Званый ужин: от создания к сохранению . Лондон: Меррелл (2007). ISBN 1-85894-370-1
- Путеводитель Блумсбери по женской литературе
- Адела Самудио: Избранные стихи и проза , перевод с испанского Линетт Йеттер, двуязычное издание (Fuente Fountain Books, 2022) ISBN 978-0-9843756-7-7
- Йеттер, Линетт. Господство и справедливость в аллегорическом рассказе Аделы Самудио (1854-1928) «Воссоединение айера», Боливия. Диплом магистра гуманитарных наук в области гуманитарных наук, Рид-Колледж, Портленд, Орегон, 2020.
- 1854 рождения
- 1928 смертей
- Люди из Кочабамбы
- Боливийский народ испанского происхождения
- Боливийские феминистки
- Боливийские женщины-поэтессы
- Боливийские преподаватели
- Боливийские женщины-преподаватели
- Боливийский народ XIX века
- Боливийские поэты XIX века
- Боливийские писательницы XIX века
- Боливийские писатели XIX века
- Боливийские поэты XX века
- Боливийские писательницы XX века
- Боливийские писатели XX века