Притча о невидимом садовнике
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Август 2017 г. ) |
Притча о невидимом садовнике — это история, первоначально рассказанная Джоном Уиздомом . Позже он был развит в университетских дебатах Энтони Флю , который внес несколько важных изменений, таких как превращение садовников в исследователей и превращение первоначального «давно заброшенного сада» в поляну в джунглях. Его часто используют для иллюстрации воспринимаемых различий между утверждениями, основанными на вере , и утверждениями, основанными на научных данных , а также проблем, связанных с нефальсифицируемыми убеждениями. Основное утверждение Флю при использовании притчи заключается в том, что верующие не позволяют никому «фальсифицировать» свои утверждения, вместо этого они просто меняют свои убеждения в соответствии с требованиями спрашивающего. Таким образом, Флю заключает, что религиозные верующие заставляют Бога «умереть смертью тысячи качеств». В версии Флю история выглядит следующим образом:
Однажды два исследователя набрели на поляну в джунглях. На поляне росло много цветов и сорняков. Один исследователь говорит: «Какой-то садовник должен ухаживать за этим участком». Другой не согласен: «Нет садовника». И они разбили свои палатки и поставили стражу. Ни одного садовника никогда не видели. «Но, возможно, он невидимый садовник». Поэтому они установили забор из колючей проволоки. Они электрифицируют его. Они патрулируют с ищейками. » Герберта Уэллса (Ибо они помнят, как «Человека-невидимку можно было одновременно понюхать и потрогать, хотя его нельзя было увидеть.) Но никакие крики никогда не указывают на то, что какой-то злоумышленник испытал шок. Никакие движения троса никогда не выдадут невидимого альпиниста. Ищейки никогда не кричат. И все же Верующий все еще не убежден. «Но есть садовник, невидимый, неосязаемый, нечувствительный к поражению электрическим током, садовник, который не имеет запаха и не издает ни звука, садовник, который тайно приходит, чтобы присмотреть за садом, который он любит». Наконец Скептик приходит в отчаяние: «Но что же остается от вашего первоначального утверждения? Чем же то, что вы называете невидимым, неосязаемым, вечно неуловимым садовником, отличается от воображаемого садовника или даже от отсутствия садовника вообще?» [1]
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Энтони Флю «Богословие и фальсификация», 1950» . www.stephenjaygould.org . Архивировано из оригинала 12 сентября 2016 г. Проверено 26 сентября 2016 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Энтони Флю, Р.М. Хэйр и Бэзил Митчелл, «Богословие и фальсификация: университетская дискуссия» в «Новых эссе по философскому богословию». Нью-Йорк, Макмиллан (1964)
- Джон Уиздом, «Боги», Труды Аристотелевского общества, 1944–1945 гг., Переиздано как гл. X Энтони Флю, изд., Очерки логики и языка, первая серия (Блэквелл, 1951) и в книге Уиздома «Философия и психоанализ» (Блэквелл, 1953).