Живой дом
( Живой дом ラ イブハウス , райбу хаусу ) — японский клуб живой музыки — музыкальное заведение, где звучит живая музыка. Этот термин является японской чеканкой ( васэй эйго ) и в основном используется в Восточной Азии . Чаще всего это относится к небольшим заведениям, которые могут выступать в качестве баров, особенно с рок, джазом, блюзом и фолк-музыкой.
История
[ редактировать ]Живые дома появились в начале 1970-х годов как часть бурно развивающейся инди- сцены. Вначале они были похожи на рок-пабы, где ужин сопровождался живой музыкой. К концу десятилетия стулья убрали и приняли известный сегодня формат. [ 1 ] Живая хаус-сцена получила импульс благодаря феномену под названием Tokyo Rockers , панк-роковому движению, которое началось в 1978 году с открытия студии S-Ken. В 80-е годы японская рок- сцена пережила так называемый этап группового бума, когда инди-исполнители-любители, дебютировавшие в небольших концертных залах, были подхвачены крупными звукозаписывающими лейблами. Концертные залы были превращены в ступеньки для дальнейшей карьеры, а заведения стали частью цикла музыкальной индустрии, вопреки первоначальной цели - быть уникальными андеграундными площадками для мятежных групп. [ 1 ]
Одними из Shinjuku старейших концертных залов Токио являются -Loft , открывшийся в 1971 году как джаз-кафе, и Shinjuku-Ruido, появившийся в 1972 году. [ 1 ] Одним из старейших живых домов в Киото является Coffee House Jittoku. [ 2 ] (拾得, по имени китайского монаха Шидэ , «Подкидыш»), [ 3 ] основана в 1973 году на старом складе саке. [ 4 ] В последние годы подобные заведения стали появляться в крупных городах Тайваня , Южной Кореи , Китая и многие из них местные жители еще называют «живыми домами». [ нужна ссылка ]
Из-за ограничений, введенных во время пандемии COVID-19 в 2020 и 2021 годах, жизнедеятельность многих жилых домов оказалась под угрозой, а некоторые пришлось закрыть. Некоторые живые дома пытались организовать краудфандинговые проекты, чтобы выжить. [ 5 ] [ 6 ]
Сегодняшний день
[ редактировать ]Сегодня в Японии насчитывается около 1000 живых домов и около 300 только в Токио. [ 7 ] Поскольку концертные площадки расположены локально, часто выступают группы из близлежащих районов, имеющие местные связи и фанатов. В этих живых домах могут использоваться различные бизнес-модели, но одной из самых популярных является система квот, также известная как «Норума». В этой системе концертный зал требует от групп, которые выступают, продать заранее определенное количество билетов для покрытия расходов. [ 8 ] Если билетов было продано недостаточно, непокрытые расходы возлагаются на выступающие группы, поэтому сам театр не несет никаких расходов. Эта система часто приводит к тому, что небольшие местные группы просят своих друзей и семьи покупать билеты только для того, чтобы окупить свои выступления. Требование квоты не мешает Live Houses быть конкурентоспособными, о чем свидетельствует то, что они часто заказывают группы на определенный вечер, заранее проводя прослушивания. [ 9 ] Существуют и другие бизнес-модели, например требование от всех зрителей купить напиток при входе. Эти модели могут оказаться непростыми, поскольку, в отличие от западной потребительской культуры, употребление алкоголя не предполагается только потому, что человек приходит послушать музыку. [ 10 ]
Посещаемость этих живых домов во многом зависит от вместимости. Некоторые живые дома построены так, чтобы быть маленькими и уютными, в то время как другие могут вместить тысячи людей. В общем, посетители приходят ради конкретных групп, которые они поддерживают, а не ради общей атмосферы заведения. Смена состава часто приводит к изменению толпы. В то время как живые выступления предлагают еду и напитки, посетители приходят в первую очередь, чтобы насладиться живой музыкой. Во многих случаях зрители вообще не пьют, чтобы лучше прочувствовать музыку. [ 11 ]
Поскольку концертные залы работают локально, развивающиеся музыкальные сцены также развиваются локально. Культура и круги, формирующиеся в одном мегаполисе, могут различаться от города к городу. Таким образом, сцена в Токио часто может сильно отличаться от сцены, которая развивалась и продолжает развиваться в Осаке.
Концертные залы часто работают на местном уровне, а музыканты, которых они нанимают, чаще всего являются местными жителями. Эти музыканты могут различаться по возрасту и происхождению, но часто разделяют желание «сохранить творческий контроль и предпочитают сохранять его, а не подписывать контракты с лейблами, которые предоставят им больше возможностей за счет творчества». [ 12 ] Обычно группы исполняют так называемую «андеграундную» музыку (アングラ по-японски), что просто означает музыку, связанную с группами без лейблов или крупных лейблов. [ 13 ] Это может принимать форму тяжелого рока и эмо-ядра и часто является очень экспериментальным. В поддержку этого нового исследования в музыке, но в отличие от созданной бизнес-модели концертных залов, некоторые заведения разработали то, что стало известно как Onkyo (или Onkyokei ). [ 14 ] такой же экспериментальный вариант, но в обстановке, не требующей многого от публики и исполнителей.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Туру Мицуи, изд. (2014). Сделано в Японии . Глобальный сериал популярной музыки. Рутледж. стр. 149−151. ISBN 9780415637572 .
- ^ «Кофейня Джиттоку» (на японском языке) . Проверено 11 июля 2022 г.
- ↑ Ссылка на Live House/Club. Архивировано 5 октября 2013 г. в Wayback Machine (на японском языке).
- ^ «Джиттоку» . Тайм-аут Киото . Проверено 11 июля 2022 г.
- ^ «Это конец живых домов Японии?» . Токийский уикенд . Проверено 11 июля 2022 г.
- ^ «Кофейный набор Original Blend Coffee Set Shinjuku Loft, проданный в рамках проекта поддержки Shinjuku Loft «Forever Shinjuku Loft», будет перепродан и продан для потребления в магазине (на японском языке) . Проверено 11 июля 2022 г. .
- ^ «Живая хаус-музыка в Токио выйдет на мировой уровень» . Проверено 17 ноября 2023 г.
- ^ Слёзы Туру, изд. (2014). Сделано в Японии Глобальный сериал популярной музыки. Рутледж. п. 152. ИСБН 9780415637572 .
- ^ «Статья 3: Концерты в Японии» . Проверено 17 ноября 2023 г.
- ^ Рэймонд Макдональд; Дэвид Дж. Харгривз; Дороти Миэль, ред. (2017). Справочник музыкальных идентичностей . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199679485 .
- ^ Дженнифер Милиото Мацуэ (2011). Создание музыки в японском андеграунде . Восточная Азия: серия «История, политика, социология и культура». Тейлор и Фрэнсис. п. 100. ИСБН 9780415897990 .
- ^ Дженнифер Милиото Мацуэ (2011). Создание музыки в японском андеграунде . Восточная Азия: серия «История, политика, социология и культура». Тейлор и Фрэнсис. п. 89. ИСБН 9780415897990 .
- ^ Дженнифер Милиото Мацуэ (2011). Создание музыки в японском андеграунде . Восточная Азия: серия «История, политика, социология и культура». Тейлор и Фрэнсис. п. 34. ISBN 9780415897990 .
- ^ Лоррейн Плурд (2019). Слушание в Токио: звук и смысл в современном городе . Музыка / Культура. Издательство Уэслианского университета. п. 15. ISBN 9780819578853 .