Семантическая модель сравнения характеристик
Модель сравнения семантических признаков используется «для получения прогнозов относительно времени категоризации в ситуации, когда испытуемый должен быстро решить, является ли тестовый элемент членом определенной целевой категории». [1] В этой семантической модели предполагается, что определенные явления классифицируются с использованием своих особенностей или атрибутов двух субъектов, которые представляют часть и группу. Для объяснения этой модели часто используется утверждение: «Малиновка — это птица». Значение слов малиновка и птица сохраняются в памяти благодаря списку признаков, которые можно использовать для окончательного определения их категорий, хотя степень их связи с конкретной категорией варьируется.
История
[ редактировать ]Эта модель была концептуализирована Эдвардом Смитом, Эдвардом Шобеном и Лэнсом Рипсом в 1974 году после того, как они получили различные наблюдения в результате экспериментов по семантической проверке, проводившихся в то время. Респондентам просто нужно ответить «верно» или «неверно» на данные предложения. В ходе этих экспериментов они заметили, что люди реагируют быстрее, когда (1) утверждения верны, (2) существительные относятся к более мелким категориям, (3) предметы являются «типичными» или обычно ассоциируются с категорией (также называемыми прототипами) и (4) предметы основаны на аналогичном предмете, заданном ранее ( Университет Аляски, Анкоридж , nd). В последнем вопросе респонденты ответят быстрее на последнее утверждение, поскольку категория «птица» уже задана. На основе предыдущих наблюдений сторонники смогли разработать модель сравнения семантических признаков. [1]
Теория
[ редактировать ]Когнитивный подход состоит из двух концепций: обработка информации зависит от внутренних представлений и что ментальные представления претерпевают трансформации. Что касается первой концепции, мы могли бы описать объект несколькими способами, с помощью рисунков, уравнений или словесных описаний, но получатель должен иметь базовое понимание контекста, в котором описывается объект, чтобы полностью осознать результат. Вторая концепция объясняет, как память может изменить способ нашего восприятия чего-либо, определяя последовательность обработки информации на основе предыдущего опыта.
Функции
[ редактировать ]Основные особенности модели, как обсуждали Smith et al. (1974), являются определяющими и характерными чертами. Определяющие характеристики относятся к характеристикам, которые являются существенными элементами категории, так сказать, не подлежащими обсуждению. Например, категория «птицы» включает в себя такие определяющие признаки, как «у них есть крылья», «перья», «они откладывают яйца» и т. д. Характерные признаки относятся к элементам, которые обычно присутствуют или присущи членам категории, но встречаются не у всех. или ненужное. Например, птицы «летают» — это характерно, потому что, хотя большинство птиц летают, есть и такие, которые не умеют.
Модель имеет два этапа принятия решений . Сначала сравниваются все характеристики двух концепций (в нашем примере птица и малиновка), чтобы выяснить, насколько они похожи. Если принято решение, что они очень похожи или очень различны, то можно принять истинное или ложное решение. Во-вторых, если характеристики/признаки находятся между ними, то фокус смещается на определяющие признаки, чтобы решить, обладает ли пример достаточным количеством признаков категории, таким образом, категоризация зависит от сходства, а не от размера категории.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Смит, Э.Э., Шобен. Э.Дж. и Рипс, Эл.Дж. (1974). Структура и процесс в семантической памяти: модель признаков для семантических решений. Психологический обзор, 81 (3), 214–241.
- Университет Аляски в Анкоридже (nd). Когнитивная психология – модели памяти, представление знаний. Получено 5 ноября 2012 г. с http://www.math.uaa.alaska.edu/~afkjm/cs405/handouts/psycho.pdf.
- Газзанига, Майкл С., Ричард Б. Иври и Г.Р. Мангун. «Методы когнитивной нейронауки». Когнитивная нейробиология: биология разума. Третье изд. Нью-Йорк: WW Norton, 1998. 111–112. Распечатать.