Ярл-Туре Эрикссон
Ярл-Туре Эрикссон | |
---|---|
Рожденный | |
Род занятий | Профессор, академический администратор |
Ярл-Туре Эрикссон (родился 5 ноября 1944 года в Хаммарланде на Аландских островах , Финляндия ) — доктор технических наук, профессор электротехники и ректор Технологического университета Тампере (TUT) в Финляндии в период с 1997 по 2008 год. [ 1 ] Во время правления Эрикссона на посту ректора университет активно расширялся, а его научно-публикационная деятельность усилилась. Благодаря своим научным заслугам Эрикссон является членом Финской технологической академии с 1989 года и Шведской академии инженерных наук в Финляндии с 1997 года. Возможно, его наиболее важным авторитетным положением за пределами университета является членство в Управляющем совете Фонд премии тысячелетия с 2003 года. В настоящее время он является ректором Университета Або Академи в Турку , Финляндия. [ 2 ]
Карьера
[ редактировать ]Эрикссон изучал электротехнику в Хельсинкском технологическом университете (TKK). В 1970-е годы он работал научным сотрудником в Лаборатории низких температур ТКК, которой руководил профессор Академии Олли Лоунасмаа . Областью его исследований были электромагнитные приложения, основанные на сверхпроводимости, в частности сверхпроводящие электрические машины. Применение этого исследования включает в себя большие ледоколы Финляндии в 1970-х годах.
В своей дипломной работе в 1976 году Эрикссон обсудил общие принципы проектирования сверхпроводящих электродвигателей и представил решение ключевой проблемы, а именно передачу сильных электрических токов между статором и ротором, а также предварительную конструкцию сверхпроводящего двигателя. Проект был реализован в рамках совместного проекта TKK и Центра технических исследований Финляндии VTT в 1977–1979 годах. 100-киловаттный двигатель SUMO стал первым и четвертым в мире финским двигателем. Благодаря нынешнему решению передачи двигатель имел широкий диапазон регулирования скорости, что было ключевой целью при разработке ледоколов. В своей докторской диссертации, рассмотренной в 1982 году в ТКК, Эрикссон обсудил систему передачи тока двигателя SUMO, а также явления вихря и неустойчивости в турбулентном потоке жидких металлов.
Эрикссон работал доцентом в ТКК в 1979 году. Годом позже он перешел на ту же должность в ТУТ. В 1987 году по приглашению он был назначен профессором ТТУ. Эрикссон продолжил исследования сверхпроводимости в Тампере с целью использования сверхпроводимости в энергетических технологиях. В конце 1980-х годов Эрикссон разработал программу развития ветрогенераторов, которая привела к созданию прототипа генератора на основе постоянных магнитов. Позже исследования в области ветроэнергетики стали основой для защиты нескольких докторских диссертаций в ТУТ.
В период с 1985 по 1986 год Эрикссон работал приглашенным профессором в KTH в Стокгольме , Швеция , и запустил проект гибридного автомобиля в сотрудничестве с ASEA (позже ABB ). Первым шагом проекта стала разработка высокоскоростного генератора с приводом от газовой турбины исследователями Питером Чуди и Андерсом Малмквистом под руководством Эрикссона. На следующем этапе проекта эта комбинация была установлена в гибридном автомобиле Volvo ECC, который был успешно представлен в начале 1990-х годов.
Исследования в области энергетики направили внимание Эрикссона на будущие исследования. До своего избрания ректором должность Эрикссона включала председательство в Финском обществе исследований будущего . Поскольку предмет требовал лучшего понимания экстенсивных систем, Эрикссон прочитал серию лекций о сложных и хаотических системах и моделировании возникающих систем роста. Его исследовательский фокус сместился на прагматическую интерпретацию теории хаоса и использование вычислений нейронных сетей в задачах прогнозирования, таких как оптимизированное управление ветряной электростанцией на основе прогноза ветра или использование альфа-волн мозга для прогнозирования эпилептических приступов.
По мнению Эрикссона, понимание и моделирование сложных систем требует лучшего понимания психических функций человека. В своей статье «Влияние сжатия информации на интеллектуальную деятельность мозга» в 1996 году Эрикссон представил модель познания, основанную на теории информации. Согласно модели, люди воспринимают реальный мир через представления нейронных сетей, которые формируются путем накопления опыта и процессов обучения. Когда функции мозга активны, кора головного мозга обрабатывает большие объемы информации. Сознательное мышление является результатом массивного процесса сжатия информации, который возникает из внешних ощущений, таких как зрение и слух, или из внутренних мыслей или ассоциаций, и регулируется контекстом и эмоциональным состоянием. Конденсация соответствующей информации, происходящая в подсознании, генерирует инструкции для реакций, а также новую когнитивную информацию для коры головного мозга. Саму сознательную мысль следует рассматривать как контрольную обратную связь того, что уже определило подсознание.
Публикации
[ редактировать ]- Униполярный двигатель мощностью 50 кВт со сверхпроводящими обмотками возбуждения, IEEE Trans. по магнетизму, МАГ-17, № 1, 1981, стр. 900–903. Соавторы: А. Арккио, П. Берглунд, Й. Луоми, М. Савелайнен.
- Сверхпроводящие униполярные машины: сбор токов из жидкого металла и принципы проектирования. Acta Polytechnica Scandinavica, Эл.Инж. Серия № 48, 1982, с. 184. (докторская диссертация)
- Настройка электрического выхода МГД-генератора. Учеб. 8-го Межд. Конф. по МГД электроэнергетике, Москва, 1983, стр. 238–243. Соавтор П. Дж. Симола.
- Прямое движение судов открытого моря. IEEE Транс. по магнетизму, МАГ-23, № 2, 1987, с. 2584–2586. Соавторы: Л. Кеттунен, А. Похьявирта.
- Сверхпроводящие магниты-виглеры. 2-й Северный симпозиум по сверхпроводимости, Рёрос, 1991 г. Опубликовано в журнале Superconducting Technology; 10 тематических исследований, под ред. К. Фоссхайм. World Scientific Publishing Co., стр. 175–184. Соавтор: Р. Микконен.
- Ползучесть межзеренного потока в ВТСП. Физический обзор B, Vol. 48, № 13, 1993. С. 9873–9876. Соавтор: Дж. Пааси.
- Порядок против беспорядка - философские последствия вычислимости и моделирования сложных систем. Учеб. Международного симпозиума 1993 г. по нелинейной теории и ее приложениям (NOLTA), Гавайи, 1993 г., стр. 799–802. Соавторы: Дж. Перттула, Т. Тархасаари.
- Нейро-нечеткий контроллер и алгоритм обучения для ветряных турбин. Учеб. ICSPAT, Бостон, 1995, стр. 1173–1177. Соавтор: Ли Линь.
- Влияние сжатия информации на интеллектуальную деятельность мозга. Межд. Журнал нейронных систем, Vol. 7, № 4, 1996. С. 543–550.
- Спонтанная и вызванная корковая динамика во время глубокой анестезии. Межд. Журнал нейронных систем, Vol. 7, № 4, 1996. С. 481–487. Соавторы: С. Мякинен, К. Хартикайнен, В. Янтти.
Конспекты лекций (на финском языке)
[ редактировать ]- Электродинамика. 1984/90/94
- Нелинейные и хаотические системы. 1994 г.
- Методы математического моделирования. 1995 год
- Сложные системы. 1995 год
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Резюме канцлера Ярла-Тюре Эрикссона » Финляндия: Академический университет Або . Получено 20 января.
- ^ «Канцлер Ярл-Туре Эрикссон» . Финляндия: Университет Або Академи . Проверено 20 января 2013 г.