Янко Алекса
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2024 г. ) |

Янко Алексий (25 января 1894, Липтовский Микулаш — 22 сентября 1970, Братислава ) — известный художник, писатель и публицист словацкого происхождения. Он общепризнан (вместе с Мартином Бенкой и Людовитом Фуллой ) как одна из ключевых личностей в зарождении современного словацкого искусства. [ 1 ]
Жизнь
[ редактировать ]Учился в Академии визуальных искусств в Праге у Влахо Буковаца , Максимилиана Пирнера и Макса Швабинского . Жил в Липтовском Микулаше , Мартине , а с 1937 года в Братиславе .
Свою творческую творческую карьеру он начал с социально мотивированных выразительных произведений из среды городской периферии, как он ее называл. Жанровую живопись он развивал оригинально, вдохновляясь балладами , народными песнями и легендами ( Hôrni chlapci – Горные разбойники). Он также уделил внимание витражам и гобеленам. Пастель была его самой характерной художественной техникой. Декоративный жанр пастели преобладает в его сельских произведениях ( «Курия Баановцов в Трстеном» – Курия Баанов в Трстене). Алексий особенно хорошо рисовал городские пейзажи, хотя и своеобразно, поскольку обычно атмосфера абстрактного экспрессионизма в работах присутствовала .
Он также создал несколько моделей для архитектурных проектов, например, оконное стекло в театре имени П.О. Гвездослава в Братиславе.
В своих литературных произведениях Ю. Алексий отдавал предпочтение темам из жизни словацкой богемы и автобиографическим темам: « Живот не йе majáles» (1956, «Жизнь — не майский праздник»), «Осуды словенских витварников» (1948, «Судьбы словацких художников-графиков и пластических художников»).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Грегор, Ричард (28 июня 2023 г.). «Досовременное искусство» Янко Алексия» ARS 56 . ( 1): 32–42 doi : 10.31577/ars-2023-0004 .