Кармен Дамедоз
Кармен Дамедоз | |
---|---|
Рожденный | Мари Элиз Провост 17 мая 1890 г. |
Умер | 14 мая 1964 г. | (73 года)
Место захоронения | Парижское кладбище Сен-Уан |
Другие имена | г-жа Провост-Дамедоз [ 1 ] |
Род занятий | Танцовщица, модель, авиатор |
Кармен Дамедоз, урожденная Мари Элиза Прово (17 мая 1890 - 14 мая 1964), французская танцовщица, модель и авиатор, получившая лицензию пилота № 1449 в Аэроклубе Франции 22 августа 1913 года.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Мария Элиза Прово родилась 17 мая 1890 года в 14-м округе Парижа , в семье Ришара Прово, инженера-строителя, специализирующегося на земляных работах , и Марии Луизы Диран, домохозяйки. [ 2 ]
Карьера - танцовщица и модель художника
[ редактировать ]Она взяла латиноамериканский псевдоним Кармен Дамедоз. [ 3 ] - ее цвет лица и черные волосы могли указывать на то, что она была испанкой - и стала известна как танцовщица, иногда носившая испанский костюм или шаль. [ 4 ] Она стала моделью для нескольких художников. [ 5 ] включая Антуана Бурделя , Альберто Джакометти и Огюста Родена, с которыми она сблизилась, написав ему: « Я жду нескольких строк от бога скульптуры, чей талант я обожаю, и целую его своим самым долгим поцелуем... Искренне ваше тело и душа». . (Жду нескольких строк от бога скульптуры, талант которого я обожаю, и целую его самым долгим поцелуем... Ваше тело и душа ). [ 6 ]
Летающий
[ редактировать ]В мае 1911 года в Исси-ле-Мулино Кармен Дамедоз присутствовала на старте воздушной гонки Париж-Рим-Турин, организованной Le Petit Parisien , и открыла в себе призвание пилота. [ 7 ] В последующие месяцы она научилась управлять самолетами на аэродроме Видаме, недалеко от Куртея . [ 8 ] и получила лицензию пилота 22 августа 1913 года на Sommer биплане . [ 9 ]
Ее испытательный полет был непростым: во время ее первых восьми двигатель мощностью 25 л.с. потерял мощность, и самолет съехал на землю, причинив легкие повреждения и сломав два ребра. [ 10 ] Во второй попытке она пилотировала Sommer с двигателем мощностью 50 л.с. и с честью прошла испытания. [ 11 ] Она была последней женщиной, прошедшей летные испытания до начала Первой мировой войны . Она присоединилась к ла Стелла (Aéroclub Féminine la Stella). [ 12 ] который был создан Мари Сюркуф для объединения женщин-пилотов-спортсменов. [ 13 ]
В декабре 1913 года за штурвалом Gnome- Saulnier моноплана , оснащенного двигателем мощностью 50 л.с., у нее отказал двигатель, но она выиграла золотую медаль за высоту среди женщин, предложенную сенатором Эмилем Реймондом, достигнув высоты 1020 метров (3350 футов). [ 14 ] или 1050 метров (3440 футов) [ 15 ] в зависимости от источника. Этот полет длился 38 минут и проходил на аэродроме Видаме. Журнал L'Aérophile описал ее как одну из самых известных летчиц своего времени, обладающую исключительной энергией и упорством.
Первая мировая война
[ редактировать ]В начале войны ее очень хотели мобилизовать и передать в распоряжение министра обороны вместе со своей авиацией, но ее не призвали. Будучи казначеем Патриотического союза авиаторов Франции , вместе с Мартой Рише , его секретарем, она потребовала права участвовать в военных действиях в качестве летчика. [ 16 ] Но военные власти отказались разрешить их участие. [ 17 ]
Пост был
[ редактировать ]сфотографировала ее обнаженной рядом с полностью одетым Альберто Джакометти в студии Академии де ла Гранд-Шомьер . В 1922 году Мэрион Уолтон , американская студентка школы, [ 18 ] [ 5 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]Согласно пометкам на полях ее свидетельства о рождении, она вышла замуж за летчика Проспера Жана Анри Мориса Берже в Париже в 1919 году и развелась с ним три года спустя. [ 19 ] Она вышла замуж за Эмиля Леона Камю 7 октября 1922 года в Пуни, Ньевр . [ 2 ] Но эти маргинальные упоминания были отменены двумя решениями 1924 года, переписанными в 1931 году, в которых указывалось, что ее брак с Эмилем Леоном Камю на самом деле датирован 20 мая 1914 года. Она оставалась с ним в браке до его смерти.
Мария Элиза Прово умерла 14 мая 1964 года в своем доме на авеню Гамбетта, 227 в 20-м округе Парижа . Ее похоронили через пять дней на парижском кладбище Сент-Уэн . [ 17 ]
Библиография
[ редактировать ]- Франсуаза Шапар, «Совершенно недавнее и уже забытое прошлое: авиаторы Видаме», Отчеты и мемуары , Общество истории и археологии Санлиса, 1977, стр. 49–62 [1]
- Роден и его модели: сфотографированный портрет, каталог выставки 24 апреля 1990 г. — 3 июня 1990 г. Париж: Музей Родена. 1990. с. 119. ИСБН 978-2-901428-26-8 .
- Роден 300 рисунков. Изъятие модели 1890-1917 годов, каталог выставки 18 ноября 2011 г. — 1 апреля 2012 г. Париж: Музей Родена, Éditions Nicolas Chaudun. 2011. с. 256.
- Роден и танец, каталог выставки 7 апреля 2018 г. – 22 июля 2018 г. (на французском языке). Париж: Музей Родена, Хазан. 2018. с. 192. ИСБН 978-2-7541-1451-6 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Женщины-авиаторы хотят внести свой вклад в национальную оборону» . Le Petit Journal (на французском языке): 2. 28 сентября 1915 г. Проверено 12 марта 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Свидетельство о рождении №. № 2801 от 20 мая 1890 г., 14 округ Парижа, Архивы Парижа (с маргинальными упоминаниями о браке, разводе и смерти)
- ^ Ив Ле Шапелен, «La Vidamée», Муниципальный бюллетень де Куртей , 4 марта 2019 г., стр. 32–34
- ^ Музей Родена, Роден и танец , выставка 7 апреля 2018 г. - 22 июля 2018 г., документальный файл, с. 21
- ^ Перейти обратно: а б Висдей, Анка (23 января 2019 г.). Альберто Джакометти, подвиг и страсть (на французском языке). Одиль Джейкоб . п. 312. ИСБН 978-2-7381-4685-4 . Проверено 12 марта 2021 г.
- ^ «РОДИН 1/2» . www.calameo.com . Проверено 15 октября 2022 г.
- ^ «Авиаторы «Стеллы». М. лле Кармен Дамедоз» . L'Aérophile (на французском языке): 118–119. 1 марта 1914 г. Проверено 12 марта 2021 г.
- ^ «В Видаме» . Непримиримый (на французском языке). 11 сентября 1911 г. с. 3 . Проверено 12 марта 2021 г.
- ^ «48 женских патентов» . Непримиримый (на французском языке). 2 февраля 1933 г. с. 8 . Проверено 12 марта 2021 г.
- ^ Лебоу, Эйлин Ф. (14 мая 2014 г.). До Амелии Женщины-пилоты на заре авиации . Потомак Букс, Инк. 315. ИСБН 978-1-61234-225-2 . Проверено 13 марта 2021 г.
- ^ Делаг, М., Дирекция по производству полетов Air France, автор (1 марта 1988 г.). «Интрадо/Эйр Франс, Департамент воздушных перевозок» . Галлика . Проверено 15 октября 2022 г.
- ^ «Аэронавтика» . Ла Либерте (на французском языке). 13 декабря 1913 г. п. 3 . Проверено 12 марта 2021 г.
- ^ «Рассвет авиационного феминизма — aeroVFR» . www.aerovfr.com . Проверено 15 октября 2022 г.
- ^ Лебек, Пьер-Альбан (2004). Спорт, физическое воспитание и аффинити-движения в ХХ веке (на французском языке). Харматтан. ISBN 978-2-7475-5974-4 . Проверено 13 марта 2021 г.
- ^ http://www.flightglobal.com/pdfarchive/view/1913/1913%20-%201364.html
- ^ «Авиация. Les aviatrices et la guerre» . Эксельсиор (на французском языке). 27 сентября 1915 г. с. 8 . Проверено 12 марта 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Виллату, Мари-Катрин (18 сентября 2013 г.). «Женщины и военные летчики в ВВС. Долгий квест» . Исторический обзор армий (на французском языке) (272): 12–23. ISSN 0035-3299 . Проверено 17 июня 2020 г.
- ^ «Альберто Джакометти и модель художника Кармен Дамедоз, 1922 год, из бумаг Мэрион Уолтон, 1915-1976 годы | Архив американского искусства, Смитсоновский институт» . www.aaa.si.edu . Проверено 15 октября 2022 г.
- ^ Свидетельство о браке № 2803 от 28 октября 1919 г., 15 округ Парижа, Архив Парижа (с небольшим упоминанием о разводе)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фотография мадемуазель Кармен Дамедоз опубликована в журнале L'Aérophile от 1 марта 1914 г., стр. 118
- Фотография Мэрион Уолтон, Альберто Джакометти и модели Кармен Дамедоз , 1922 год, документы Мэрион Уолтон, 1915–1976 годы. Архив американского искусства, Смитсоновский институт
- Госпожа Дамедоз, авиационная открытка, без даты.