Сеть авиационной фиксированной электросвязи
Сеть авиационной фиксированной электросвязи ( AFTN ) — это всемирная система авиационных фиксированных каналов, предоставляемая как часть авиационной фиксированной службы для обмена сообщениями и/или цифровыми данными между авиационными фиксированными станциями, имеющими одинаковые или совместимые характеристики связи. В состав AFTN входят авиационные организации, в том числе: поставщики ANS (аэронавигационного обслуживания), поставщики авиационных услуг, администрации аэропортов и правительственные учреждения, и это лишь некоторые из них. Он обменивается важной информацией для операций воздушных судов, такой как сообщения о бедствии, срочные сообщения, сообщения о безопасности полетов, метеорологические сообщения, сообщения о регулярности полетов и авиационные административные сообщения.
Инфраструктура связи
[ редактировать ]Первоначальная инфраструктура AFTN состояла из стационарных телетайпов между основными центрами. Некоторые междугородные и международные связи основывались на дуплексной радиотелетайпной передаче и выделенных линиях. Когда он был обновлен до CIDIN (Общая ИКАО сеть обмена данными X.25 ), он был обновлен до каналов с гораздо более высокими скоростями передачи данных. Поскольку система обработки авиационных сообщений (AMHS) будет запущена в эксплуатацию в течение следующего десятилетия, она перейдет на каналы X.400 , либо с выделенными линиями, либо с туннелированием через IP. [ когда? ]
Сообщения IWXXM длинные и содержат символы, не поддерживаемые AFTN, поэтому использовать оборудование AFTN невозможно. IWXXM требует использования AMHS для международного обмена. [1]
Формат адреса станции AFTN
[ редактировать ]Адрес AFTN представляет собой группу из восьми букв, состоящую из четырехбуквенного ИКАО указателя местоположения , группы из трех букв, обозначающей адресованную организацию или службу, и дополнительной буквы. Дополнительная буква обозначает отдел, подразделение или процесс в рассматриваемой организации/функции. Буква X используется для завершения адреса, когда не требуется явная идентификация отдела, подразделения или процесса. Например: LEBB YNY X .
Индикатор местоположения. Четырехбуквенная кодовая группа, составленная в соответствии с правилами, предписанными ИКАО, и присвоенная местоположению авиационной фиксированной станции. В документе ICAO DOC7910 указатели местоположения, назначенные местам, сообщения в которые не могут быть адресованы через AFTN, обозначаются звездочкой (*).
Четырехбуквенные указатели местоположения перечислены в документе ИКАО Doc 7910 «Указатели местоположения». [2] Трехбуквенные обозначения перечислены в документе ИКАО Doc 8585 «Обозначения авиаэксплуатирующих агентств, авиационных властей и служб». [3]
Каждому месту (аэропорту или другому объекту), имеющему подключение к AFS, присваивает уникальный четырехбуквенный код ( указатель авиационного местоположения ИКАО ). Первая буква или две буквы обозначают страну, а остальные две или три буквы — конкретное местоположение. Например, буква K является первой буквой четырехбуквенного адреса ИКАО на территории континентальной части Соединенных Штатов. Первая буква канадского аэродрома или адреса аэропорта — C. Коды Южной Европы начинаются с L, а в Испании — с LE. Например, аэропорт Джона Ф. Кеннеди в Нью-Йорке — KJFK, аэропорт Гуз-Бэй в Канаде — CYYR, а аэропорт Бильбао в Испании — LEBB.
Некоторые неправильные четырехбуквенные коды, не присвоенные ИКАО, существуют и обычно появляются в метеорологических сводках. [4]
Примеры некоторых распространенных трехбуквенных групп, используемых в адресах AFTN для идентификации организации или службы:
Код объекта | относится к |
---|---|
YFYX | «Офис АФТН» |
ЗТЗХ | «Диспетчерская вышка» |
ЗПЗХ | «Информационное бюро АТС» |
ZQZX | «Центр управления районом» |
ЮНИКС | «Бренд Офис» |
YDIX | «Управляющий аэропортом» |
YZYX | «Мет-банк данных» |
ЯМИКС | «Местное метеорологическое бюро» |
ЗРЗА | «Радарный подход» |
YXYX | «Военный аэродром» |
- Таким образом, адрес LEBBYNYX указывает на офис NOTAM аэропорта Бильбао, Испания.
Формат сообщения AFTN
[ редактировать ]Формат сообщений AFTN определен в Приложении 10 ИКАО «Авиационная электросвязь», том II. [5]
Сообщения AFTN состоят из заголовка , текста сообщения сообщения и окончания .
Заголовок сообщения состоит из строки заголовка , адреса и источника . Строка заголовка содержит сигнал начала сообщения , который представляет собой четыре символа ZCZC, идентификатор передачи , индикацию дополнительной услуги (при необходимости) и сигнал пробела .
AFTN Адрес включает функции выравнивания , двухбуквенный индикатор приоритета в зависимости от категории сообщения и восьмибуквенную группу (индикатор адресата). Первые четыре буквы восьмибуквенной группы представляют собой указатель местоположения, указывающий место назначения. Следующая трехбуквенная группа указывает адресную организацию или функцию (например, авиационный полномочный орган, службу или агентство по эксплуатации воздушных судов). Последняя буква восьмерки представляет отдел, подразделение или процесс внутри рассматриваемой организации/функции.
Источник индикатора состоит из времени подачи сообщения (шестизначная группа даты и времени), отправителя (группа из восьми букв), идентифицирующего отправителя сообщения, приоритетного сигнала тревоги (используется только при работе телетайпа для сообщений о бедствии) и функций выравнивания .
Текст сообщения заканчивается сигналом конца сообщения , который представляет собой четыре символа NNNN. Сама концовка сигнал включает в себя двенадцать сигналов сдвига букв, которые также представляют собой разделения сообщений .
Система AFTN обратно совместима со старыми технологиями передачи, поскольку многие государства-члены недостаточно быстро модернизируют свои центры AFTN. Формат сообщения выдает широкое использование радиотелетайпов в прошлом. [6] Типичное сообщение будет выглядеть так:
ZCZC LAA005 12032000 DD OPKCZQZX 120900 OPSTZQZX MESSAGE TEXT NNNN
Пояснения:
- Первые три строки в приведенном выше примере сообщения AFTN представляют собой заголовок сообщения.
- ZCZC LAA005 12032000 — это строка заголовка, в которой ZCZC — это сигнал начала сообщения. Символы Z и C обычно не встречаются вместе в стандартном тексте и представляют собой уникальный шаблон символов для автоматизации идентификации начала сообщения. LAA005 относится к идентификации передачи, а 12032000 — к индикации дополнительного обслуживания.
- Вторая строка DD OPKCZQZX — это адрес сообщения. DD представляет собой индикатор приоритета для категории сообщения (в данном случае срочного сообщения). OPKCZQZX — группа из восьми букв, идентифицирующая адресата. OPKC относится к международному аэропорту Карачи/Джинна, Пакистан. ZQZ означает Центр, отвечающий за регион полетной информации или верхний регион полетной информации». Другими словами, адресатом является Районный диспетчерский центр Карачи или Центр полетной информации Карачи. Последний символ X указывает на то, что явное указание адресованной организации или функции не требуется. Таким образом, X используется только для завершения адреса отправителя.
- Третья строка 120900 OPSTZQZX представляет происхождение сообщения. 120900 относится к группе дата-время и означает двенадцатый день месяца в 09 часов UTC . OPSTZQZX является отправителем сообщения, где OPSTZQZX относится к районному диспетчерскому центру или центру полетной информации в Сиалкоте, Пакистан.
- В примере не указан явный ТЕКСТ СООБЩЕНИЯ . На самом деле сюда включено содержание сообщения.
- Окончание сообщения обозначается NNNN , который является сигналом конца сообщения и также имеет шаблон символов, которого нет в стандартном тексте.
- Упомянутые выше функции выравнивания и сигналы сдвига букв не видны в сообщениях AFTN.
Маршрутизация сообщений легко автоматизируется компьютерами общего назначения. Связь телетайпа с операторами авиакомпаний иногда поддерживается путем подключения к сетям обмена сообщениями IATA типа B, которые используют 7-значный адрес. Вся система связи по-прежнему опирается на «официальный» характер радиотелетайпов.
Старые магнитофонные станции (и, возможно, более новые) также имели звонок, в который можно было позвонить, используя установленный код символа. Цель звонка заключалась в том, чтобы позволить отправителю предупредить оператора-получателя о сообщении с высоким приоритетом, таком как сообщение SS. Также можно было вставить расстояние между кольцами колокола. Проявляя осторожность и настойчивость, можно было сочинить музыкальную мелодию для передачи на далекие станции. Джингл колокольчики были любимыми. Особо умный «автор» мог совместить мелодию с таким изображением, как рождественская елка. Этому навыку часто обучались во время долгих ночных дежурств, когда в воздухе было мало движения. [ нужна ссылка ]
Другие отчеты, необходимые аэропорту, также передаются через AFTN с ежедневными и ежечасными интервалами, например планы полетов, NOTAM (уведомления летчикам) и AIRAD (информация об аэродроме).
Категории сообщений
[ редактировать ]Через AFTN передаются следующие категории сообщений:
- сообщения о бедствии;
- срочные сообщения;
- сообщения о безопасности полетов;
- метеорологические сообщения;
- сообщения о регулярности полетов;
- сообщения служб аэронавигационной информации (AIS);
- авиационные административные сообщения;
- сервисные сообщения. [6]
Приоритетные индикаторы
[ редактировать ]Индикаторы приоритета состоят из двух букв СС, ДД, ФФ, ГГ и КК. В зависимости от категории сообщений они назначаются следующим образом:
- Индикатор приоритета SS для сообщений о бедствии
- Индикатор приоритета DD для срочных сообщений
- Индикатор приоритета FF для сообщений о безопасности полета
- Индикатор приоритета GG для метеорологических сообщений, сообщений о регулярности полетов и сообщений служб аэронавигационной информации
- Индикатор приоритета KK для авиационных административных сообщений
- Индикатор приоритета, используемый для служебных сообщений, назначается отправителем по усмотрению отправителя, но, скорее всего, КК. используется
Порядок приоритета
[ редактировать ]Индикатор приоритета используется для передачи сообщений AFTN в соответствии с их приоритетом . Таким образом, сообщения с индикатором приоритета SS имеют наивысший приоритет передачи. Сообщения с индикатором приоритета DD и FF имеют второй по величине приоритет передачи, а остальные сообщения с индикатором приоритета GG и KK — самый низкий.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Латифиян, Пуя ; Энтезари, Моджтаба (март 2024 г.). «Поправка IWXXM (Модель обмена метеорологической информацией ИКАО)» . CATC Robex и конференции по статике – 2024 . Тегеран, Иран: 49. doi : 10.13140/RG.2.2.12572.30088 .
Сообщения IWXXM длинные и содержат символы, не поддерживаемые AFTN, поэтому использовать оборудование AFTN невозможно. IWXXM требует использования AMHS для международного обмена.
- ^ Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Документ 7910 - Индикаторы местоположения, издание № 138 - декабрь 2010 г., ISBN 978-92-9231-677-8
- ^ Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Документ 8585 - Обозначения агентств по эксплуатации воздушных судов, авиационных властей и служб, издание № 154 - октябрь 2010 г., ISBN 978-92-9231-639-6
- ^ Клингенфусс, Дж. (2003). Руководство по кодам радиоданных (17-е изд.). Публикации Клингенфусса. стр. 470–471. ISBN 3-924509-56-5 .
- ^ Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Приложение 10 к Конвенции о международной гражданской авиации - авиационная электросвязь, том II, шестое издание, октябрь 2001 г., глава 4.
- ^ Jump up to: а б Латифиян, Пуя (зима 2021 г.). «Сеть авиационной фиксированной электросвязи и сопутствующие технологии». Снимать . 2 . Технологический колледж гражданской авиации .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Служба авиационных данных ИКАО. Архивировано 10 августа 2021 г. на Wayback Machine (официальный сайт ИКАО).
- Мировой аэропорт (официальный сайт ИКАО)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- «Европейская авиационная фиксированная служба (AFS)» . Евроконтроль. 2008. Архивировано из оригинала 13 июня 2011 г.
- Клингенфусс, Дж. (2003). Руководство по кодам радиоданных (17-е изд.). Публикации Клингенфусса. стр. 472–543. ISBN 3-924509-56-5 . Список индикаторов аэронавигационного местоположения.
- «Публикации ИКАО» . Международная организация гражданской авиации (ИКАО).