Heřmanův městec
Heřmanův městec | |
---|---|
![]() Церковь святого Варфоломея | |
Координаты: 49 ° "N 15 ° 39-54" E / 49,9422 ° E I | |
Страна | ![]() |
Область | Пардубис |
Округ | Chrudim |
Впервые упоминается | 1325 |
Правительство | |
• мэр | Алеш Джируутк |
Область | |
• Общий | 14,34 км 2 (5,54 кв. МИ) |
Возвышение | 280 м (920 футов) |
Население (2024-01-01) [ 1 ] | |
• Общий | 4,960 |
• Плотность | 350/км 2 (900/кв. МИ) |
Часовой пояс | UTC+1 ( CET ) |
• Лето ( DST ) | UTC+2 ( CEST ) |
Почтовый индекс | 538 03 |
Веб -сайт | www |
Heřmanův městec ( Чешское произношение: [ˈɦɛr̝manuːf ˈmɲɛstɛts] ; Немецкий : Hermannstädtel ) - город в районе Крудим в районе Пардубис в Чешской Республике . У него около 5000 жителей. Исторический центр города с комплексом замка хорошо сохранен и защищен законом как зона городского памятника .
Административные части
[ редактировать ]Деревни Чотханис, Конопач и Радлин являются административными частями Heřmanův městec.
География
[ редактировать ]Heřmanův Městec расположен примерно в 9 километрах (6 миль) к западу от Крудима и в 11 км (7 миль) к юго -западу от Пардубиса . Это лежит в основном в Svitavy Uplands . Южная часть муниципальной территории простирается в железные горы . Самая высокая точка составляет 382 м (1253 футов) над уровнем моря.
История
[ редактировать ]Первое письменное упоминание о Heřmanův Městec с 1325 года. Он был основан около 1280 года на торговом маршруте от Праги до Моравии . Из -за его расположения, а затем из -за крупной еврейской общины, город стал экономическим центром региона. Heřmanův Městec был сожжен во время войн в Гуссите . Он также неоднократно завоеван и разграблен в течение тридцатилетней войны . [ 2 ]
Город значительно развился во время правила пункта обвинений Спорка, который приобрел его в 1695 году. Спор построил каменные дома, чтобы предотвратить последствия пожаров, расширил местный замок и реконструировал церковь, разрушенную пожаром в 1740 году. В 1828 году. Městec был куплен семьей Кински . Семья Кински продолжала улучшать город и построила больницу или приют, и расширила замок и Касл -парк до его нынешней формы. [ 2 ]
В 1875 году Heřmanův Městec стал первым местом в Богемии , где футбол ассоциации играл . В 1882 и 1899 годах были построены железные дороги. [ 2 ]
Еврейская община
[ редактировать ]
Евреи жили в Heřmanův Městec еще в первой половине 15 -го века [ 3 ] и он представляет собой одну из старейших задокументированных еврейских общин в районе Крудим . [ 4 ] Миньян ( 10 взрослых еврейских мужчин) был зарегистрирован уже в 1570 году. [ 5 ] Еврейская община продолжала расти и процветать на протяжении многих лет.
Начало сообщества
[ редактировать ]Город был собственностью серии аристократических землевладельцев, которые наслаждались в основном позитивными отношениями с еврейской общиной. Еврейская община заплатила фиксированную годовую сумму денег земле Джентри. [ 3 ] В течение 16, 17 и 18 веков евреи, проживающие в городе, в основном занимались торговлей (белье, шерсть, шкуры или перья) и денежным кредитованием. [ 3 ] [ 6 ] Расположение города вдоль дороги, соединяющей Прагу с Моравией, привлекли к этому району большое количество продавцов.
Согласно устной традиции, еврейское кладбище в городе восходит к 1430 году. Обычно, когда евреи переезжают в район, одним из их первых общинных действий является покупка земли для кладбища. Существует документация из 1667 года о том, что дополнительная земля была приобретена с целью увеличения еврейского кладбища. [ 6 ] Есть записи дополнительных расширений, которые состоялись в 1685, 1709, 1723 и 1838 годах. Дата строительства первой синагоги неясна, но она была уничтожена в пожаре в большом городе в 1623 году. [ 3 ]
В 1661 году граф Ян Карел Спорк стал владельцем поместья, в которую входил город. [ 4 ] Под его администрацией местная еврейская община процветала. Граф побудил евреев переехать в дома, которые были оставлены во время тридцатилетней войны на одной улице, ведущей на еврейское кладбище (теперь называемое улице Хавличкова). [ 7 ] Он позволил евреям восстановить свою синагогу.
В 1680 году город посетил чума, которая погибала много жизней, оставив позади большое количество полуразрушенных домов. В 1686 году граф Фердинанд Леопольд Спорк призвал евреев из региона заселить заброшенные дома. На рубеже 17 -го века город стал местом регионального раввина. [ 4 ]
Репрессии и освобождение в 1726–1939 гг.
[ редактировать ]Правящие Габсбурги ввели ограничения на еврейское движение, резиденцию, брак и другие вопросы повседневной жизни. В 1727 году канцелярия вице -регента в Праге подтвердила регламент, касающийся расстояния между еврейскими жилищами и христианскими церквями, которые привели к синагоге Хеманн М.С.stec, который разорван, потому что она была слишком близко к католической церкви города. В конце концов, еврейское самоуправление было отменено, и еврейское поселение было окружено корпусом с тремя воротами. Все евреи должны были жить в этой части города, эффективно создав еврейский гетто в Heřmanův Městec.
До строительства новой синагоги в стиле барокко в 1760 году еврейская община использовала частный дом в качестве молитвы. [ 3 ] Граф Ян Ваклов Спорк, который затем владел землей города, как говорят, имеет финансовую поддержку строительство и заложил фонд камень для новой синагоги, которая находится в том же месте, что и нынешняя синагога. [ 7 ]
Более века евреи богемии должны были терпеть ряд ограничений в 1848 году, было отменено, и евреи, живущие в Heřmanův Městec, были освобождены и допускали свободу передвижения. В результате многие евреи покинули город для возможностей трудоустройства в промышленно развитых городах, таких как Прага или эмигрированные за границей. [ 8 ]
В 1870 году было начато строительство новой синагоги, при поддержке аристократического землевладельца, на том же месте, что и здание 1760 года. Это здание находилось в неоромальном стиле архитектором Франтишеком Шморанцем. У архитектора были некоторые высокие планы, которые нужно было оставить, потому что католическое духовенство опасалось, что синагога может затмить близлежащую церковь Святого Варфоломея. В оригинальном дизайне была башня с лестницей, ведущей к женской галерее . После изменения дизайна синагога обеспечила доступ к женской галерее через крытый проход от школьного здания по соседству. Каменное изображение десяти комментистов украшало вершину здания. Из -за уменьшения размера здания было недостаточно для поддержки больших толп, которые посещали богослужения, особенно в праздничные дни. Поскольку еврейское население сократилось до последней части 19 -го века, здания стало достаточным. [ 3 ]
С расслаблением ограничений на евреев, к концу 1800 -х годов город и его еврейские жители сыграли процветающую роль в производстве обуви. [ 3 ] Было несколько принадлежащих евреям компании ручной работы и машинного производства обуви. У большинства из этих компаний был международный экспорт. Поскольку евреям теперь было разрешено учиться без ограничений, многие из них также использовали возможности в качестве адвокатов, врачей и других профессий. [ 4 ] В 1891 году Heřmanův MěStec стал местом района рабби , а зависимыми сообществами были Chrudim, Hroubovice и Dřevíkov. В то время как в самом городе было менее 100 еврейских жителей, он служил более широкой еврейской общине из 500 евреев в регионе. [ 3 ]
Немецкая оккупация и послевоенная
[ редактировать ]С 16 марта 1939 года еврейская община находилась под властью нацистской Германии, а в Нюрнберге законы, ограничивающие права евреев, были законом земли. В 1940 году евреи, живущие в протекторате Богемии и Моравии, были лишены способности вести бизнес, их уволили с государственной службы, еврейским детям было отказано в праве посещать школу, а поклонение и собрание были запрещены. В Heřmanův Městec десять заповедей на синагоге были удалены, и здание использовалось немецкой армией для хранения.
Во время оккупации нацистской Германии еврейские ритуальные объекты, в том числе более десятка свитков Торы , были доставлены в еврейский музей в Праге. В конечном итоге они стали частью коллекции Memorial Scrolls Trust, размещенной в Вестминстерской синагоге в Лондоне. Вполне вероятно, что так много свитков Торы были приписаны Heřmanův městec, потому что это было место районого раввина. Поскольку еврейская община в этом районе сократилась в конце 1800 -х и начале 1900 -х годов, а другие синагоги закрыли свои двери, их свитки Торы, вероятно, были отправлены в синагогу в Heřmanův Městec. Таким образом, к 1940 году у него был большой инвентарь свитков Торы.
3 декабря 1942 года все 60 евреев были доставлены в концентрационный лагерь Терезина . [ 3 ] Многие из них в конечном итоге были доставлены в Освенцим .
В 1945 году в конце Второй мировой войны только два члена еврейской общины вернулись в Heřmanův Městec. [ 3 ] После Второй мировой войны синагога использовалась в основном в качестве склада. [ 6 ] Синагога, дом раввина и кладбище получили мало технического обслуживания или ухода и ухудшались. В какой -то момент евангельская церковь Богемских братьев приобрела синагогу и прилегающий дом раввина, которые использовались в качестве кладовой и молитвенного дома соответственно. Многие из бывших домов еврейской общины были разрушены в период с 1980 по 1982 год в рамках усилий по перепланированию. [ 3 ]
Историческое население
[ редактировать ]Еврейская община достигла своего пика в 1849 году. [ 9 ] [ 3 ]
- 1570 - 10 еврейских семей
- 1724 – 277
- 1826 – 492
- 1849 – 840
- 1859 – 721
- 1880 – 434
- 1900 – 240
- 1921 – 87
- 1939 – 60
Демография
[ редактировать ]
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Источник: переписи [ 10 ] [ 11 ] |
Транспорт
[ редактировать ]Дорога I/17 (участок от Chrudim до čáslav ) проходит через город.
Heřmanův městec - отправная точка короткой железнодорожной линии для Чоса . [ 12 ]
Достопримечательности
[ редактировать ]Синагога
[ редактировать ]
В 1986 году город Heřmanův Městec приобрел синагогу. В начале 1990 -х годов был восстановлен дом кладбища, морга и смотрителя. В 1991 году синагога и кладбище были объявлены национальными культурными памятниками. [ 5 ] Используя планы с 1870 года, в 2001 году здание синагоги и прилегающий домик раввина были восстановлены в 2001 году. Синагога была предоставлена репликами оригинальных скамей, а живопись и витражи были восстановлены. Единственным крупным архитектурным изменением является размер бимы (область, где читается Тора). Он был расширен, чтобы лучше служить стадией в поддержку своей новой роли концертного зала. Дом раввина теперь является домом художественной галереи Кирани. [ 7 ]
Еврейское кладбище
[ редактировать ]
Еврейское кладбище, вероятно, было основано в начале 15 -го века и является одним из старейших и наиболее сохранившихся еврейских кладбищ в Чехии. Он имеет площадь почти 4000 квадратных метров и содержит 1077 надгробий. Он принадлежит еврейской общине Праги. Самый старый сохранившийся и разборчивый надгробие - с 1647 года. Томбстоны, особенно старшие, в основном сделаны из песчаника; Новые камни сделаны из мрамора. Кладбище включает в себя дом и морг опекуна с 1838 года с мемориальной табличкой жертвам нацизма и катафамана. [ 13 ]
Церковь святого Варфоломея
[ редактировать ]Церковь святого Варфоломея является основной достопримечательностью города и всего региона. Он был построен в позднем стиле барокко в 1756–1761 годах. Он имеет 42-метров (138 футов)-высокая башня. [ 14 ]
Heřmanův Městec Castle
[ редактировать ]Замок также был построен в позднем стиле барокко. Он был создан в 1784 году путем обширной реконструкции крепости. С 1952 года в помещении замка находится пенсионный дом. В 1784 году соседний парк Касл был создан из бывшего игрового резерва. Это большой английский ландшафтный сад с Замеки -прудом посередине. Площадь парка защищена как памятник природы. [ 15 ]
Примечательные люди
[ редактировать ]- Моисей Лоб Блох (1815–1909), венгерский раввин; Работал здесь в 1852–1855
- Ваклов Добруски (1858–1916), археолог
- Рудольф, 9 -й принц Кинский из Wchinitz and Tettau (1859–1930), дворянин
- Jiří Stanislav Guth-Jarkovský (1861–1943), писатель, соавтор Олимпийской хартии , президент чешского олимпийского комитета (1899–1929)
- Владимир Зубек (1903–1995), геолог
- Ludmila Seefried-Matějková (родился в 1938 году), скульптор
- Марек отлично (родился в 1976 году), политик
Города -близнецы - Сестринские города
[ редактировать ]Heřmanův městec с двойной : [ 16 ]
Бешин , Чешская Республика
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Население муниципалитетов - 1 января 2024 года» . Чешское статистическое офис . 2024-05-17.
- ^ Jump up to: а беременный в «История деревни» (в чешском). Город Хельман . Получено 2021-10-19 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л Кабелач, Яромир (1992). Евреи и еврейские памятники в Heřmanův městec . Общество друзей еврейской культуры в Heřmanův městec.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый «Еврейские достопримечательности в Heřmanův městec, Golůw jeníkov и Dřevíkov» . Private-tours.net . Получено 2017-11-24 .
- ^ Jump up to: а беременный «Еврейская община Heřmanův městec» . dbs.bh.org.il.
- ^ Jump up to: а беременный в Певец, Исидор (1906). Еврейская энциклопедия . Нью -Йорк: Funk & Wagnalls Company. п. 354.
- ^ Jump up to: а беременный в Růičková, renata; Лангова, Элизабет (2006). Следы евреев в регионе Пардубиса . Региональная власть региона Пардубиса.
- ^ «События в деревне» (в чешском). Heřmanův městec . Получено 2017-11-24 .
- ^ «Еврейские памятники» (в чешском). Спортивные и культурные объекты Heřmanův městec . Получено 2021-10-19 .
- ^ «Историческая лексика Чешской Республики 1869–2011» (в чешском). Чешское статистическое офис . 2015-12-21.
- ^ «Перепись населения 2021: население по полу» . Общественная база данных . Чешское статистическое офис . 2021-03-27.
- ^ «Деталь Heřmanův městec» (в чешском). Чешские железные дороги . Получено 2024-06-13 .
- ^ «Еврейское кладбище» (в чешском). Спортивные и культурные объекты Heřmanův městec . Получено 2021-10-19 .
- ^ «Церковь декана св. Бартолома» (в чешском). Город Хельман . Получено 2021-10-19 .
- ^ «Замок и парк в английском стиле» (в чешском). Город Хельман . Получено 2021-10-19 .
- ^ «Основная информация о городе» (в чешском). Город Хельман . Получено 2020-08-25 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]