Психическая дистанция
Психическая дистанция — это воспринимаемая разница или расстояние между объектами. Понятие используется в эстетике , международном бизнесе и маркетинге , а также информатике.
Психическая дистанция образована от греческого слова «psychikos» (ψυχικός), прилагательного, обозначающего разум и душу человека . [ 1 ] и «дистанция», подразумевающая различия между двумя субъектами или объектами. Поэтому некоторые утверждают, что эта концепция существует в воображении человека, и именно его субъективное восприятие однозначно определяет «психическую дистанцию». [ 2 ] В результате его часто рассматривают как гуманистическое отражение индивидуальной остроты, а не коллективной, организационной или социальной точки зрения. Однако в контексте международного бизнеса психическая дистанция часто измеряется средними национальными показателями. [ 3 ] или с точки зрения различий на национальном уровне, которые влияют на это восприятие. [ 4 ]
В своей книге Кинг ссылается на свое предпочтение использовать термин «эстетическая дистанция», а не психическая дистанция, поскольку он чувствует, что последний термин имеет вводящий в заблуждение смысл в современном использовании. [ 5 ]
Эстетика
[ редактировать ]В 1912 году из Кембриджа Эдвард Буллоу написал об этом в длинной статье под названием « Психическая дистанция как фактор в искусстве и эстетический принцип» , которая появилась в Британском журнале психологии. [ 6 ] При этом он достаточно полно изложил эту концепцию применительно к искусству.
Очевидно, он успешно повлиял на мыслителей 50 лет спустя. Дональд Шерберн, например, говорит: «Психическая дистанция Эдварда Буллоу стала «классической доктриной эстетического мышления». [ 7 ] А Джеймс Л. Джарретт пишет об идеях Буллоу: «Возможно, в современную эстетику не была введена более влиятельная идея, чем идея психической дистанции». [ 8 ]
Конструкция психической дистанции использовалась искусством в качестве межкультурной темы при изучении творческой отстраненности между Востоком и Западом. [ 9 ] Несмотря на такие эпизодические появления в других областях, концепция, по сути, была «операционализирована» бизнесом, при этом маркетинговая функция выступала в роли главного куратора.
Международный бизнес и маркетинг
[ редактировать ]В международном бизнесе (IB) и маркетинге психическая дистанция основана на воспринимаемых различиях между родной страной и «чужой» страной, независимо от физических факторов времени и пространства, которые различаются в разных культурах. [ 10 ] Это субъективный тип дистанции («воспринимаемые различия»), в отличие от расстояний, образующих, например, структуру CAGE. [ 11 ] Из-за этого психическую дистанцию очень трудно измерить, и для ее оценки часто используются ошибочные показатели (например, индекс Когута и Сингха (1988) с использованием культурных измерений Хофстеде (1980)). Более точные подходы основаны на опросе лиц, принимающих решения, об их восприятии различных принимающих стран (например, Hakanson & Ambos, 2010) или использовании их предшественников для оценки (стимулы психического расстояния: Dow & Karunaratna, 2006).
Деловое происхождение идиомы «психической дистанции» можно проследить до исследований, проведенных Беккерманом (1956) и Линнеманом (1966). В качестве полностью сформированной концепции Вальне и Видерсхайм-Пол (1973), цитируемые Нордстремом и Вальне (1992), описали психическую дистанцию как «факторы, предотвращающие или нарушающие поток информации между потенциальными или фактическими поставщиками и клиентами». Эти факторы связаны с различиями и несходствами стран и могут быть сгруппированы в четыре четкие области:
- Лингвистические различия и трудности перевода.
- Культурные факторы – социальные нормы, уровень индивидуализма или коллективизма, ценности и обычаи.
- Экономическая ситуация – существующие торговые связи, инфраструктура, местные условия, конкуренция и доверие инвесторов.
- Политическая и правовая система – стабильность правительства и риск нестабильности, импортные тарифы, правовая защита и уровни налогообложения.
Хотя концепция была полностью сформирована к началу 1970-х годов, именно исследование скандинавских транснациональных корпораций , проведенное Йохансоном и Валном (1977), которое последовало за двумя более ранними исследованиями в 1975 и 1976 годах, обычно считается реальным источником этой концепции. [ 12 ] Исследования пришли к выводу, что международная деятельность фирмы напрямую связана с психической дистанцией и что дальнейшая международная экспансия продвигается на рынки с последовательно увеличивающейся психической дистанцией.
Подводя итог, можно сказать, что компании, как правило, изначально экспортируют продукцию в страны, которые они понимают; затем использовать приобретенный опыт для изучения возможностей в дальнейшем. Другими словами, фирмы выходят на новые рынки, где они могут определить возможности с низкой рыночной неопределенностью, а затем выходят на рынки на все большем психическом расстоянии. [ 13 ] Как следствие, современная литература о процессе интернационализации называет психическую дистанцию ключевой переменной и определяющим фактором экспансии на зарубежные рынки.
Другие подходы IB к измерению психической дистанции
[ редактировать ]Психическую дистанцию также иногда измеряли с помощью формирующих показателей, таких как прочные коммерческие отношения, тесные политические отношения, исторические связи, географические связи, социальные связи, информационный запас страны, уровень развития. [ 14 ] Эти показатели глубоко анализируются для выбора международного рынка. Измерение этих показателей лучше всего осуществлять с помощью построения индекса. Однако формирующие показатели во многом зависят от контекста. Если бы они были применены к разным отраслям, странам и способам входа на рынок, показатели резко изменились бы. [ 15 ]
Информатика
[ редактировать ]Совсем недавно Гайрола и Чонг [ 16 ] включили психическую дистанцию для моделирования более реалистичных моделей шума в пространственных играх, что привело к интересным результатам, включая проявление парадокса психической дистанции.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Симпсон и Вайнер, 1989 г.
- ^ Соуза и Брэдли, 2005 г.
- ^ Хаакансон и Амбос, Журнал международного менеджмента, 2010 г.
- ^ Доу и Карунаратна, Журнал международных бизнес-исследований, 2006 г.
- ^ [1] Джерри П. Кинг, Искусство математики , Нью-Йорк: Пленум, 1992, стр.196.
- ^ Эдвард Буллоу, Психическая дистанция как фактор искусства и эстетический принцип , Британский журнал психологии: 5 (1912), стр. 87-118.
- ^ Дональд Шерберн, Эстетика Уайтхеда , Нью-Йорк: Йель, 1961, стр.108.
- ^ Джеймс Л. Джарретт, В поисках красоты , Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл, 1957, стр.111
- ^ Odin 2001
- ^ Усуниер и Ли, Маркетинг в разных культурах , Эссекс, Великобритания: Pearson Education, 2005.
- ^ Гемават (2001)
- ^ Соуза и Брэдли 2005b
- ^ Йохансон и Вальне, 1990.
- ^ Брюэр, Пол (2007). «Психическая дистанция и выбор экспортного рынка Австралии». Австралийский журнал менеджмента .
- ^ Доу и Карунаратна (2006). «Разработка многомерного инструмента для измерения психических дистанционных стимулов». Журнал международных бизнес-исследований .
- ^ Дхрув Гайрола и Сианг Ю Чонг, «Экономическая модель шума в пространственных играх с репутацией», Достижения в области интеллектуального моделирования и симуляции: модели и методы на основе искусственного интеллекта в масштабируемых вычислениях, Исследования в области вычислительного интеллекта, Springer Berlin / Heidelberg, том. 422, стр. 271-293 (2012) [1]
Ссылки
[ редактировать ]- Эдвард Буллоу, Психическая дистанция как фактор искусства и эстетический принцип. Британский журнал психологии: 5, 1912.f
- Джеймс Л. Джарретт, В поисках красоты , Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл, 1957.
- Джерри П. Кинг, Искусство математики , Нью-Йорк: Пленум, 1992.
- Дональд Шерберн, Эстетика Уайтхеда , Нью-Йорк: Йель, 1961.