Хит (божество)
Буга — бог-творец и всемогущая высшая сила в мифологии тунгусских народов .
Этимология и этнография
[ редактировать ]Для тунгусов термин буга (также буя , бойя , бога ) относится к величайшему, всемогущему, вечному существу. [ 1 ] Это же слово также означает «небо», «вселенная», а также может относиться к терминам, соответствующим «миру» или «локальности». Это слово не является табу и используется в повседневной речи. [ 1 ] По словам Широкогорова, этот термин старый и не был введен христианскими миссионерами. [ 2 ]
Для восточных тунгусов буга — это отдаленная фигура, описания которой у них нет, и их шаманы не связывают с ней/ним. [ 3 ] [ 1 ] Буга является исключением , поскольку это единственный дух, которым шаман не может овладеть. [ 4 ] Широкогоров утверждает, что все тунгусы знают, как молиться/приносить жертвы буге, и что эта деятельность осуществляется без вмешательства шамана. [ 5 ]
Кроме того, бугади являются священными местами племени. [ 6 ] Эквивалентные имена верховному божеству — Эс ( кетский язык ), Нга ( энецкий язык ), Турум или Торым ( хантыйский язык ). [ 3 ]
Тунгусский термин «буга» аналогичен монгольскому термину богдо (святой), древнеперсидскому языку бага (бог) и касситскому языку бугас (бог). [ 7 ] [ 8 ]
Эвенский термин для обозначения высшего божества (творца) — Налбан Омго Огын Буга , собственное имя на том же языке — Ховки-Совки ; на эвенкийском языке имя бога — Шаваки-Саваки . «Верхний» и «нижний» миры в шаманском мировоззрении этих людей именуются также Дулин Буга и Гарпия Буга . [ 9 ]
Тунгусский миф о сотворении мира
[ редактировать ]В тунгусском мифе о творении Буга создает как землю (используя огонь для ее создания в водной пустоте), так и мужчину и женщину из огня, земли, железа и воды. [ 10 ] [ 11 ] В мифе ему противостоит Бунинка , фигура дьявола, которая после смерти становится ответственной за злых людей. [ 10 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Shirokogoroff 1935 , 39. Buga.
- ^ Широкогоров 1935 39. Буга, цитата: «Из этих фактов можно сделать вывод, что концепция «высшего существа» и термин для него буга (с изменениями) очень стары и приняты тунгусскими группами. которые в настоящее время не находятся под очень сильным инопланетным влиянием».
- ^ Jump up to: а б Боннефой 1993 , с. 345.
- ^ Широкогоров 1935 , 52. Общая характеристика этих духов.
- ^ Широкогоров 1935 , 100. Гипотеза: шаманизм, стимулируемый буддизмом.
- ^ Боннефой 1993 , с. 349.
- ^ Статли, Маргерет (2003), Шаманизм: Введение , с. 64
- ^ Широкогоров 1935 , 40. Строительство мира.
- ^ Алексаева Сардана А.; Алексеев, Анатолий А. (зима 2000 г.), «Шаманская космология у тунгусов Восточной Сибири, Россия» , The Northern Review (22): 95–96.
- ^ Jump up to: а б YZ 1824 , с. 595.
- ^ Хольмберг 1964 , с. 371.
Источники
[ редактировать ]- ТРАПЕЗНИКОВ (Trapeznikov), Александр (Alexander) (29 Sep 2006), ЭВЕНКИЙСКИЙ ТРИПТИХ [ Evenk Triptych ] (in Russian), archived from the original on October 5, 2006 , citing the monograph Evenks of Galina Varlamova
- Холмберг, Уно (1964), МакКаллох, Джон Арнотт ; Мур, Джордж Фут (ред.), Мифология всех рас , том. 4 Финно-угорский, сибирский, Cooper Square Publishers, Inc., Нью-Йорк
- Я.З. (июнь 1824 г.), «Некоторые сведения о тунгусиках вообще и о забайкальских тунгусях в частности» , «Азиатский журнал и ежемесячный регистр » , 17 (102), Wm. Х. Аллен и компания: 593–602.
- Боннефуа, Ив (1993), Азиатские мифологии , University of Chicago Press
- Широкогоров (Shirokogoroff), С.М. (S.M.) (2009–2018) [1935], "Psychomental Complex of the Tungus" , www.shirokogorov.ru , vol. 2