Десять к проигрышу

Уми-а-Лилоа (пятнадцатый век) был верховным правителем Али-Аймоку (Верховный вождь острова Гавайи), который унаследовал религиозную власть Гавайских островов от своего отца, Верховного вождя Лилоа , чья линия прослеживается непрерывно до гавайского «творения». . [ 1 ] Али-и-Аимоку — титул, присваиваемый правителю моку, района или острова. Его матерью была Акахи. Она принадлежала к низшему роду вождей, в которого Лилоа влюбился, когда обнаружил ее купающейся в реке. Он стал Али Нуи после смерти своего сводного брата Хакау , который унаследовал земли своего отца для правления. [ 2 ] Уми-а-Лилоа считался справедливым правителем, религиозным [ 3 ] и первый, объединивший почти все [Гавайи (остров). [ 4 ] Легенда об Уми — одна из самых популярных саг о героях в истории Гавайев. Хотя в этой истории, вероятно, есть приукрашивания, как это бывает во многих сагах, некоторая историческая достоверность сохраняется. [ 5 ]
Женой Уми-а-Лилоа была принцесса Пикеа . [ 6 ] дочь Пиилани , Али-Аймоку с Мауи. Пиикея и Уми были родителями сына Кумалае. [ 7 ] [ 8 ] и дочь Айхакоко.
Рождение и молодость
[ редактировать ]Его отцом был Верховный вождь Лилоа , а матерью — Акахиакулеана (Акахи). [ 9 ] Каждый был женат на другом. Пара познакомилась, когда Лилоа, тогдашний али-ай-моку с Гавайев, посещала район Хамакуа. Он встретил там Акахи и заявил о своих правах на нее как на короля, и она согласилась. После того, как они завершились, Лилоа сказала ей, что, если у нее родится ребенок мужского пола, она должна подарить ему мальчика вместе с королевскими жетонами, которые он дал ей в качестве подарков, чтобы доказать, что ее мальчик был сыном короля. Акахи спрятала подарки, подаренные ей Лилоа, от мужа и позже родила сына. В возрасте 15 или 16 лет его отчим наказывал мальчика, когда вмешалась его мать и сказала мужчине, что он не может прикасаться к нему, потому что мальчик был его господином и вождем. Она вернула спрятанные знаки королевской власти и представила мужу в качестве доказательства государственной измены, которую он мог совершить. Акахи подарила своему сыну дары королевского мало и лей нихо палаоа , подаренные ей его настоящим отцом, которые носили только высшие вожди, и отправила Уми в Вайпио , чтобы он представился королю как его сын.
Дворец Лилоа хорошо охранялся, и его посещали несколько Кахуна . Вся ограда была священной, и за нарушение ее стен грозила смертная казнь. Уми вошла в обнесенный стеной загон со служителями, боящимися остановить кого-то с королевскими знаками отличия, и направилась прямо к спальне Лилоа, разбудив короля. Когда Лилоа спросила, кто он, он ответил: «Это я, Уми, твой сын». Затем он положил жетоны к ногам своего отца и был провозглашен сыном короля Лилоа. Узнав об Уми, Хакау расстроился и потребовал ответов от своего отца, который заверил своего первенца, что после его смерти он станет королем, а его брат будет служить ему. Уми предстал перед судом на равных правах со своим сводным братом Хакау, который был сыном Лилоа от его первой жены Пинеи из семьи али'и того же ранга, что и ее муж. Живя при дворе Лилоа вместе со своим братом, Уми снискал большую благосклонность своего отца, что только усилило неприязнь Хакау к своему сводному брату. [ 10 ]
Смерть Лилоа, возвышение Хакау
[ редактировать ]Лилоа умер, и его королевство перешло к его первенцу Хакау, как и было обещано. Поначалу он был приличным королем, но вскоре стал жестоким. Чтобы избежать гнева брата, Уми сослал себя в другой район. Там он женился и начал собирать силы и последователей. Вожди начали верить в то, что он обладал высочайшей натурой, главным образом по знакам, которые они видели. Он раздавал людям еду и прославился своей заботой обо всех. Напротив, Хакау отказался прислуживать двум любимым кахунам своего отца , которые теперь болели и просили еды после болезни. Он в оскорбительной форме отказал им в еде. [ 11 ] Нуну и Ка-хохе принадлежали к жреческому классу Лоно . Они возмущались таким обращением и замышляли увидеть королевство в чьих-то руках. [ 12 ] Хакау не верил, что священник обладает какой-либо силой или властью. Поскольку Уми получил духовную власть, он не уважал священников. [ 1 ] Это был период в истории Гавайев, когда ни один король не мог успешно бросить вызов кахуне. Многие из них имели королевскую родословную, землю и могли покинуть свои храмы в качестве воинов, когда это было необходимо, но никогда не могли отказаться от своих духовных обязанностей. [ 13 ] Через посланника Каолейоку из Вайпуналей, первосвященника храма Манини в Кхолалеле, два священника вступили в контакт со двором Уми и отправились в Вайпуналей, где присоединились к восстанию Уми. [ 1 ]
Убийство Хакау, объединение под властью Уми
[ редактировать ]Когда Хакау получил известие о том, что его брат готовится к войне против него, он послал свои основные силы немедленно подготовиться и поискать перья для украшения своих военных регалий. После того, как люди ушли, а Хакау остался без защиты, люди Уми выступили вперед, обманывая себя тем, что они были там с связками подношений для короля. Когда вязанки упали на землю, они были наполнены камнями и камнями, которыми мужчины забили Хакау до смерти.
После смерти Хакау другие алии (дворяне) острова заявили свои права на свои районы. Уми последовал совету двух священников, которые помогли ему, женившись на многих женщинах высокого благородного ранга, в том числе на его сводной сестре Капукини и дочери правителя Хило, где ему было предоставлено убежище во время правления Хакау. В конце концов Уми пойдет на битву со всеми и завоюет весь остров. [ 2 ] [ 5 ]
Уми объединяет под своим контролем остров Гавайи. Он верен тем, кто поддерживал его, и позволяет трем своим самым верным товарищам и двум Кахунам, которые помогали ему, помогать управлять своими землями. [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Дэвид Калакауа (король Гавайев) (1888 г.). Легенды и мифы Гавайев: басни и фольклор странного народа . КЛ Вебстер и компания. стр. 288–.
- ^ Перейти обратно: а б Фланнери, Кент (15 мая 2012 г.). Создание неравенства: как наши доисторические предки подготовили почву для монархии, рабства и империи . Издательство Гарвардского университета. стр. 341–. ISBN 978-0-674-06497-3 .
- ^ Стейси Л. Камехиро (2009). Искусство королевской власти: гавайское искусство и национальная культура эпохи Калакауа . Издательство Гавайского университета . стр. 120–. ISBN 978-0-8248-3263-6 .
- ^ Грег Уорд (2001). Гавайи . Грубые гиды. стр. 223 –. ISBN 978-1-85828-738-6 .
- ^ Перейти обратно: а б с Марта Уоррен Беквит (1976). Гавайская мифология . Издательство Гавайского университета. стр. 389–. ISBN 978-0-8248-0514-2 .
- ^ Камакау, Самуэль Манайакалани, Ка Нупепа Куокоа (газета). 23 СЕНТЯБРЯ 1865 ГОДА. «История Гавайев».
- ^ Кумалае
- ^ Генеалогические древа вождей Гавайев.
- ^ Эдит Кавелохеа МакКинзи (1 января 1986 г.). Гавайские генеалогии: извлечено из газет на гавайском языке . Издательство Гавайского университета. стр. 30–. ISBN 978-0-939154-37-1 .
- ^ Моке Купихеа (3 марта 2004 г.). Семь рассветов Аумакуа: традиция духов предков Гавайев . Внутренние традиции / Медведь и компания, стр. 27–. ISBN 978-0-89281-144-1 .
- ^ Джоселин Линнекин (1990). Священные королевы и влиятельные женщины: ранг, пол и колониализм на Гавайских островах . Издательство Мичиганского университета. стр. 97–. ISBN 0-472-06423-1 .
- ^ Малькольм Наэа Чун (1 января 2009 г.). Хева: неправильный образ жизни . КРДГ. стр. 13–. ISBN 978-1-58351-052-0 .
- ^ Чарльз Нордхофф (1874 г.). Западное побережье Нордхоффа: Калифорния, Орегон и Гавайи . Рутледж. стр. 1–. ISBN 978-0-7103-0257-1 .