Беспечные дни в Новой Зеландии

Дни без автомобилей — это программа сокращения спроса на бензин , действовавшая в Новой Зеландии с июля 1979 года по май 1980 года. [ 1 ] Введенная Третьим национальным правительством Новой Зеландии во время нефтяного кризиса 1979 года , эта схема запрещала владельцам частных автомобилей с бензиновым двигателем ездить в назначенный ими день недели. Поощрительные правила были одной из нескольких попыток помочь экономике Новой Зеландии после нефтяных потрясений конца 1970-х годов; другие подобные меры включали стратегию «Думай масштабно» .
Фон
[ редактировать ]Новая Зеландия в первой половине 1978 года получала 39% своей нефти из Ирана . [ 2 ] Иранская революция и последующий нефтяной шок 1979 года привели к внезапному сокращению количества нефти, доступной на рынке. Следовательно, международные цены на нефть увеличились в 15 раз в номинальном выражении или в 7 раз в реальном выражении в период с 1972 по 1980 год. Несмотря на активный контроль над ценами в Новой Зеландии, местные цены также быстро выросли с 0,10 доллара в 1972 году до 0,62 доллара в 1980 году. [ 3 ] Такое повышение цен привело к снижению спроса; Рост цен на 24,8% в мае до введения схемы «дней без автомобилей» снизил спрос на бензин на 11%. [ 4 ] В результате нефтяного шока и трудностей с добычей нефти в других местах на ограниченном рынке в марте 1979 года страна получала примерно на 10-15% меньше нефти, чем обычно. По словам министра энергетики Билла Бёрча , покупка нефти на спотовом рынке для пополнения поставок была невозможна из-за неблагоприятного платежного баланса Новой Зеландии . Тем не менее, к июню 1979 года дефицит нефти сократился до 5%. [ 5 ]
До введения дней без автомобилей правительство приняло другие меры по снижению спроса на бензин. Одной из мер было снижение ограничения скорости со 100 км/ч до 80 км/ч в декабре 1973 года во время предшествующего нефтяного кризиса 1973 года . Нижний предел скорости оставался в силе до июля 1986 года. [ 6 ] Другой мерой, введенной в феврале 1979 года, стал запрет на продажу бензина по выходным большинству автомобилистов, за исключением чрезвычайных ситуаций и основных потребителей. [ 7 ] Несколько стран, включая Швейцарию , Нидерланды и Западную Германию, внедрили подобные воскресные дни без автомобилей во время нефтяного кризиса 1973 года. [ 8 ] Правительство также поощряло использование альтернативных видов топлива, таких как сжатый природный газ и сжиженный нефтяной газ . Были предоставлены беспроцентные кредиты для перевода транспортных средств на работу на газе, а также предоставлены субсидии на инфраструктуру заправки газом. К 1985 году почти 7% автопарка было переоборудовано для работы на КПГ. [ 9 ] В марте 1979 года правительство начало рекламную кампанию, призывая общественность сократить потребление бензина на 10%, предупреждая, что ему придется ввести дни без автомобилей, если не будет проведено устойчивое сокращение потребления. [ 2 ]
По словам Билла Бёрча, тогдашнего министра энергетики, правительство рассматривало вопрос о нормировании , но вместо этого выбрало дни без автомобилей, поскольку это требовало меньшего регулирования и его было легче начать и быстро приостановить. [ 1 ] Опрос 2200 человек, проведенный в марте 1979 года, показал, что нормирование было предпочтительным вариантом среди респондентов для сокращения потребления бензина, за которым следовали выходные дни и дни без автомобилей. [ 10 ]
Схема
[ редактировать ]В соответствии с правилами дней без автомобилей владельцы большинства частных бензиновых автомобилей массой менее 4400 фунтов (2000 кг), за исключением мотоциклов, должны были воздерживаться от использования своего автомобиля в один день недели, этот день определялся владелец. Исключения были предоставлены для служб первой необходимости и для тех, у кого нет альтернативы использованию собственных транспортных средств. [ 11 ] На лобовом стекле каждого автомобиля красовалась цветная наклейка с указанием дня, в который его нельзя использовать. Нарушения карались штрафом до 400 долларов (около 2500 долларов в долларах 2022 года).
Четверг был наиболее часто выбираемым днем без автомобилей. К тому времени, когда действие правил было приостановлено, 43% зарегистрированных транспортных средств имели исключения. [ 4 ] Быстро развился черный рынок наклеек об освобождении от налога и их имитаций, что ослабило эффективность схемы. Существовала также явная проблема неравенства: домохозяйства, которые могли позволить себе использовать две машины, могли просто выбрать разные дни для двух машин и продолжать ездить все семь дней, как и раньше.
Выполнение
[ редактировать ]Положения о днях без автомобиля являются вторичным законодательством в соответствии с Законом об экономической стабилизации 1948 года и поэтому не требуют одобрения парламента . Дни беспечности были приостановлены в мае 1980 года. [ 12 ] отменен в декабре 1980 г. и в 1981 г. заменен законодательством о нормировании бензина (Закон об ограничении спроса на нефть 1981 г.), к которому можно применять в будущем. [ 4 ]
Ответ
[ редактировать ]Опросы показали, что 5–10% населения, соблюдающего правила, регулярно ездят без автомобиля. Журналист Ричард Гриффин сказал, что «это было немного похоже на вождение в нетрезвом виде - если вам это могло сойти с рук, то вы это сделали. Никакой стигмы не было...» [ 13 ]
Было вынесено 3136 успешных уголовных дел против тех, кто нарушил правила дней без автомобилей. По оценкам, около 0,2% людей, нарушивших правила, были пойманы и привлечены к ответственности. [ 4 ] Первым человеком, когда-либо привлеченным к ответственности по этой схеме, был Гордон Маркс из Крайстчерча, который забыл, что в 3:45 утра, после сна в машине после вечеринки, его «день без машины» начался в 2 часа ночи. На суде судья понял ошибку Маркса, но он все равно был оштрафован на 50 долларов вместо максимального штрафа в 400 долларов, чтобы показать, что у законодательства «зубы». [ 1 ]
Влияние
[ редактировать ]Правительство заявило, что план сократил потребление бензина на 3%, тогда как независимый анализ оценил снижение на 3,6%. Те, на кого распространяется эта схема, сократили потребление бензина на 5%. Подсчитано, что цену пришлось бы поднять на 87,5%, чтобы добиться такого же снижения потребления бензина, как в дни без автомобилей. [ 4 ]
Дни без автомобиля привели к заметному изменению режима работы и поездок по магазинам. Хотя автомобили по-прежнему использовались для большинства рабочих поездок в дни без использования автомобилей (с 88% до 66%), произошло заметное увеличение количества автомобилей (с 5% до 19%), автобусов (с 2% до 7%) и мотоциклов. (от 2% до 7%) и использование велосипеда (от 7% до 12%). Походы за покупками, хотя по-прежнему преимущественно совершались на машине в дни без автомобиля (от 88% до 55%), привели к сдвигу режима в сторону использования велосипеда (от 3% до 15%) и пеших прогулок (от 9% до 20%). Развлекательные поездки также по-прежнему совершались на автомобиле в дни без автомобиля (от 88% до 66%), однако значительная часть (33%) поездок была отложена, и признаков смены режима было мало. [ 14 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Дуни, Лаура (28 июля 2017 г.). «Воспоминание: правительство ввело дни без автомобилей на фоне нехватки нефти» . Вещи . Проверено 30 декабря 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Кампания несет в себе прямое послание — используйте меньше бензина» . Пресса . 1 марта 1979 года.
- ^ Полкингхорн, Джон (3 января 2014 г.). «Новая Зеландия и нефтяные потрясения 1970-х годов – больше, чем просто «дни без автомобилей» » . Большой Окленд . Проверено 30 декабря 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Уокер, Дэвид; Мэннинг, Ричард (1983). Нормирование и сдерживание: общая теория и пример новозеландской схемы «Дни беспечности» (отчет). Центр экономического анализа прав собственности.
- ^ «Правовые планы появятся на случай спада поставок бензина» . paperspast.natlib.govt.nz . Проверено 21 июня 2023 г.
- ^ «Лидеры дорожного движения бросают вызов потенциальному новому ограничению скорости на государственных автомагистралях в 80 км/ч» . РНЗ . 13 января 2022 г. Проверено 30 декабря 2022 г.
- ^ «Правила экономической стабилизации (сохранения нефти) 1979 года» . www.nzlii.org . Проверено 30 декабря 2022 г.
- ^ «Воскресенья без автомобилей? МЭА разработало план из 10 пунктов по сокращению мирового спроса на нефть» . Хранитель . 18 марта 2022 г. Проверено 31 декабря 2022 г.
- ^ «Воспоминания о сжиженном нефтяном газе» . Вещи . 31 января 2009 года . Проверено 31 декабря 2022 г.
- ^ «Нормирование «наименьших проблем»?» . Новозеландский Вестник . 9 мая 1979 года.
- ^ Положение об экономической стабилизации (сохранении нефти) (№ 2) 1979 г. (положение). 23 марта 1979 года.
- ^ « Представлены дни без автомобиля », онлайн-история Новой Зеландии , обновлено 30 июля 2013 г. Проверено 20 июля 2014 г.
- ↑ Dominion Post , 29 июля 2017 г., страница A12: «Невозможно без машины»
- ^ MSD, Социальные и рекреационные путешествия: пункты назначения, способы передвижения и выбросы CO2 домохозяйствами Новой Зеландии - Министерство социального развития , MSD , данные получены 31 декабря 2022 г.