Jump to content

Беспечные дни в Новой Зеландии

Вырезка из газеты о днях без автомобилей

Дни без автомобилей — это программа сокращения спроса на бензин , действовавшая в Новой Зеландии с июля 1979 года по май 1980 года. [ 1 ] Введенная Третьим национальным правительством Новой Зеландии во время нефтяного кризиса 1979 года , эта схема запрещала владельцам частных автомобилей с бензиновым двигателем ездить в назначенный ими день недели. Поощрительные правила были одной из нескольких попыток помочь экономике Новой Зеландии после нефтяных потрясений конца 1970-х годов; другие подобные меры включали стратегию «Думай масштабно» .

Новая Зеландия в первой половине 1978 года получала 39% своей нефти из Ирана . [ 2 ] Иранская революция и последующий нефтяной шок 1979 года привели к внезапному сокращению количества нефти, доступной на рынке. Следовательно, международные цены на нефть увеличились в 15 раз в номинальном выражении или в 7 раз в реальном выражении в период с 1972 по 1980 год. Несмотря на активный контроль над ценами в Новой Зеландии, местные цены также быстро выросли с 0,10 доллара в 1972 году до 0,62 доллара в 1980 году. [ 3 ] Такое повышение цен привело к снижению спроса; Рост цен на 24,8% в мае до введения схемы «дней без автомобилей» снизил спрос на бензин на 11%. [ 4 ] В результате нефтяного шока и трудностей с добычей нефти в других местах на ограниченном рынке в марте 1979 года страна получала примерно на 10-15% меньше нефти, чем обычно. По словам министра энергетики Билла Бёрча , покупка нефти на спотовом рынке для пополнения поставок была невозможна из-за неблагоприятного платежного баланса Новой Зеландии . Тем не менее, к июню 1979 года дефицит нефти сократился до 5%. [ 5 ]

До введения дней без автомобилей правительство приняло другие меры по снижению спроса на бензин. Одной из мер было снижение ограничения скорости со 100 км/ч до 80 км/ч в декабре 1973 года во время предшествующего нефтяного кризиса 1973 года . Нижний предел скорости оставался в силе до июля 1986 года. [ 6 ] Другой мерой, введенной в феврале 1979 года, стал запрет на продажу бензина по выходным большинству автомобилистов, за исключением чрезвычайных ситуаций и основных потребителей. [ 7 ] Несколько стран, включая Швейцарию , Нидерланды и Западную Германию, внедрили подобные воскресные дни без автомобилей во время нефтяного кризиса 1973 года. [ 8 ] Правительство также поощряло использование альтернативных видов топлива, таких как сжатый природный газ и сжиженный нефтяной газ . Были предоставлены беспроцентные кредиты для перевода транспортных средств на работу на газе, а также предоставлены субсидии на инфраструктуру заправки газом. К 1985 году почти 7% автопарка было переоборудовано для работы на КПГ. [ 9 ] В марте 1979 года правительство начало рекламную кампанию, призывая общественность сократить потребление бензина на 10%, предупреждая, что ему придется ввести дни без автомобилей, если не будет проведено устойчивое сокращение потребления. [ 2 ]

По словам Билла Бёрча, тогдашнего министра энергетики, правительство рассматривало вопрос о нормировании , но вместо этого выбрало дни без автомобилей, поскольку это требовало меньшего регулирования и его было легче начать и быстро приостановить. [ 1 ] Опрос 2200 человек, проведенный в марте 1979 года, показал, что нормирование было предпочтительным вариантом среди респондентов для сокращения потребления бензина, за которым следовали выходные дни и дни без автомобилей. [ 10 ]

В соответствии с правилами дней без автомобилей владельцы большинства частных бензиновых автомобилей массой менее 4400 фунтов (2000 кг), за исключением мотоциклов, должны были воздерживаться от использования своего автомобиля в один день недели, этот день определялся владелец. Исключения были предоставлены для служб первой необходимости и для тех, у кого нет альтернативы использованию собственных транспортных средств. [ 11 ] На лобовом стекле каждого автомобиля красовалась цветная наклейка с указанием дня, в который его нельзя использовать. Нарушения карались штрафом до 400 долларов (около 2500 долларов в долларах 2022 года).

Четверг был наиболее часто выбираемым днем ​​без автомобилей. К тому времени, когда действие правил было приостановлено, 43% зарегистрированных транспортных средств имели исключения. [ 4 ] Быстро развился черный рынок наклеек об освобождении от налога и их имитаций, что ослабило эффективность схемы. Существовала также явная проблема неравенства: домохозяйства, которые могли позволить себе использовать две машины, могли просто выбрать разные дни для двух машин и продолжать ездить все семь дней, как и раньше.

Выполнение

[ редактировать ]

Положения о днях без автомобиля являются вторичным законодательством в соответствии с Законом об экономической стабилизации 1948 года и поэтому не требуют одобрения парламента . Дни беспечности были приостановлены в мае 1980 года. [ 12 ] отменен в декабре 1980 г. и в 1981 г. заменен законодательством о нормировании бензина (Закон об ограничении спроса на нефть 1981 г.), к которому можно применять в будущем. [ 4 ]

Опросы показали, что 5–10% населения, соблюдающего правила, регулярно ездят без автомобиля. Журналист Ричард Гриффин сказал, что «это было немного похоже на вождение в нетрезвом виде - если вам это могло сойти с рук, то вы это сделали. Никакой стигмы не было...» [ 13 ]

Было вынесено 3136 успешных уголовных дел против тех, кто нарушил правила дней без автомобилей. По оценкам, около 0,2% людей, нарушивших правила, были пойманы и привлечены к ответственности. [ 4 ] Первым человеком, когда-либо привлеченным к ответственности по этой схеме, был Гордон Маркс из Крайстчерча, который забыл, что в 3:45 утра, после сна в машине после вечеринки, его «день без машины» начался в 2 часа ночи. На суде судья понял ошибку Маркса, но он все равно был оштрафован на 50 долларов вместо максимального штрафа в 400 долларов, чтобы показать, что у законодательства «зубы». [ 1 ]

Правительство заявило, что план сократил потребление бензина на 3%, тогда как независимый анализ оценил снижение на 3,6%. Те, на кого распространяется эта схема, сократили потребление бензина на 5%. Подсчитано, что цену пришлось бы поднять на 87,5%, чтобы добиться такого же снижения потребления бензина, как в дни без автомобилей. [ 4 ]

Дни без автомобиля привели к заметному изменению режима работы и поездок по магазинам. Хотя автомобили по-прежнему использовались для большинства рабочих поездок в дни без использования автомобилей (с 88% до 66%), произошло заметное увеличение количества автомобилей (с 5% до 19%), автобусов (с 2% до 7%) и мотоциклов. (от 2% до 7%) и использование велосипеда (от 7% до 12%). Походы за покупками, хотя по-прежнему преимущественно совершались на машине в дни без автомобиля (от 88% до 55%), привели к сдвигу режима в сторону использования велосипеда (от 3% до 15%) и пеших прогулок (от 9% до 20%). Развлекательные поездки также по-прежнему совершались на автомобиле в дни без автомобиля (от 88% до 66%), однако значительная часть (33%) поездок была отложена, и признаков смены режима было мало. [ 14 ]

  1. ^ Перейти обратно: а б с Дуни, Лаура (28 июля 2017 г.). «Воспоминание: правительство ввело дни без автомобилей на фоне нехватки нефти» . Вещи . Проверено 30 декабря 2022 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б «Кампания несет в себе прямое послание — используйте меньше бензина» . Пресса . 1 марта 1979 года.
  3. ^ Полкингхорн, Джон (3 января 2014 г.). «Новая Зеландия и нефтяные потрясения 1970-х годов – больше, чем просто «дни без автомобилей» » . Большой Окленд . Проверено 30 декабря 2022 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и Уокер, Дэвид; Мэннинг, Ричард (1983). Нормирование и сдерживание: общая теория и пример новозеландской схемы «Дни беспечности» (отчет). Центр экономического анализа прав собственности.
  5. ^ «Правовые планы появятся на случай спада поставок бензина» . paperspast.natlib.govt.nz . Проверено 21 июня 2023 г.
  6. ^ «Лидеры дорожного движения бросают вызов потенциальному новому ограничению скорости на государственных автомагистралях в 80 км/ч» . РНЗ . 13 января 2022 г. Проверено 30 декабря 2022 г.
  7. ^ «Правила экономической стабилизации (сохранения нефти) 1979 года» . www.nzlii.org . Проверено 30 декабря 2022 г.
  8. ^ «Воскресенья без автомобилей? МЭА разработало план из 10 пунктов по сокращению мирового спроса на нефть» . Хранитель . 18 марта 2022 г. Проверено 31 декабря 2022 г.
  9. ^ «Воспоминания о сжиженном нефтяном газе» . Вещи . 31 января 2009 года . Проверено 31 декабря 2022 г.
  10. ^ «Нормирование «наименьших проблем»?» . Новозеландский Вестник . 9 мая 1979 года.
  11. ^ Положение об экономической стабилизации (сохранении нефти) (№ 2) 1979 г. (положение). 23 марта 1979 года.
  12. ^ « Представлены дни без автомобиля », онлайн-история Новой Зеландии , обновлено 30 июля 2013 г. Проверено 20 июля 2014 г.
  13. Dominion Post , 29 июля 2017 г., страница A12: «Невозможно без машины»
  14. ^ MSD, Социальные и рекреационные путешествия: пункты назначения, способы передвижения и выбросы CO2 домохозяйствами Новой Зеландии - Министерство социального развития , MSD , данные получены 31 декабря 2022 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5c830d6e0ef83047c8305baf395f3bd2__1725262380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5c/d2/5c830d6e0ef83047c8305baf395f3bd2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Carless days in New Zealand - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)