Лили Вонг Филлмор
Лили Вонг Филлмор | |
---|---|
Рожденный | 1934 (89–90 лет) |
Род занятий | профессор , лингвист |
Супруг | Чарльз Дж. Филлмор |
Академическое образование | |
Альма-матер | Стэнфордский университет |
Диссертация | Второй раз: Когнитивные и социальные стратегии в освоении второго языка (1976). |
Академическая работа | |
Дисциплина | Лингвист |
Субдисциплина | Приобретение второго языка |
Лилли Вонг Филлмор (род. 1934) — американский лингвист . Она является почетным профессором Высшей школы образования Беркли Калифорнийского университета в . Ее исследования были сосредоточены на изучении и преподавании второго языка , а также на образовании в сообществах языковых меньшинств. [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Вонг Филлмор родился в Северной Калифорнии в семье иммигрантов из Китая и вырос в Уотсонвилле, штат Калифорния . Она объясняет свой интерес к образованию на втором языке своим собственным опытом, когда она пошла в школу, не зная английского языка, в сообществе с большим количеством иммигрантов. [ 2 ]
Вонг Филлмор получила докторскую степень по лингвистике в Стэнфордском университете в 1976 году, защитив диссертацию на тему «Второй раз: когнитивные и социальные стратегии в освоении второго языка». [ 3 ] В 1974 году она стала заместителем декана по делам студентов Высшей школы образования Калифорнийского университета в Беркли . Два года спустя она начала преподавать там в качестве доцента и всю свою карьеру провела в Калифорнийском университете в Беркли, заняв должность профессора образования Джерома А. Хатто перед выходом на пенсию в 2004 году. [ 2 ]
Вонг Филлмор занимается вопросами образования детей языковых меньшинств в США с 1950-х годов, когда она работала учителем-добровольцем в трудовом лагере для мигрантов в Калифорнии. Она провела несколько крупномасштабных исследовательских проектов, изучая, как дети азиатского или латиноамериканского происхождения приспосабливаются, как лингвистически, так и академически, к среде обучения в государственных школах США. [ 4 ] Ее исследования внесли вклад в несколько областей, связанных с двуязычием и изучением второго языка : выявление когнитивных и социальных стратегий, которые дети используют при овладении вторым языком (тема ее диссертации); источники различий в овладении вторым языком (Вонг Филлмор, 1979, 1983); и влияние социального контекста и практики преподавания на овладение вторым языком (Wong Fillmore 1985a, b; 1989a, b).
Вонг Филлмор была замужем за американским лингвистом Чарльзом Филлмором . [ 5 ]
Избранные публикации
[ редактировать ]Лили Вонг Филлмор. 1979. Индивидуальные различия в овладении вторым языком. В индивидуальных различиях в языковых способностях и языковом поведении . Академик Пресс, стр. 203–228. https://doi.org/10.1016/B978-0-12-255950-1.50017-2
Лили Вонг Филлмор. 1983. Изучающий язык как личность. В М. Кларке и Дж. Хэндскомбе, ред. Тихоокеанские перспективы изучения и преподавания языков. Вашингтон, округ Колумбия: TESOL.
Лили Вонг Филлмор. 1985а. Когда разговор учителя действует как входной сигнал? В С. Гассе и К. Мэддене, ред. Вклад в приобретение второго языка. Роули, Массачусетс: Ньюбери Хаус.
Лили Вонг Филлмор, П. Аммон, Б. Маклафлин и М. С. Аммон, 1985b. Изучение языка посредством двуязычного обучения, итоговый отчет Национального института образования. Калифорнийский университет, Беркли.
Лили Вонг Филлмор. 1989а. Изучение языка в социальном контексте: взгляд на изучение второго языка. В Р. Дитрихе и К. Грауманне, ред. Языковая обработка в социальном контексте, Амстердам: Издательство Elsevier Science.
Лили Вонг Филлмор. 1989б. Обучаемость и приобретение второго языка. В книге Р. Шифельбуш и М. Райс, ред. Обучаемость языка . Балтимор, Мэриленд: Пол Брукс.
Лили Вонг Филлмор. 1991. Выучить второй язык – значит потерять первый. Ежеквартальные исследования раннего детства, 6, 323–346.
Лили Вонг Филлмор и Кэтрин Э. Сноу. 2000. Что учителям нужно знать о языке . [ 6 ] Вашингтон, округ Колумбия: Центр прикладных исследований.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Лили Вонг Филлмор | Исследования Калифорнийского университета в Беркли» . vcresearch.berkeley.edu . Проверено 18 августа 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Макфилд, Грейс П. (2008), «Вонг Филлмор, Лили (1934-)» , Энциклопедия двуязычного образования , SAGE Publications, Inc., стр. 907–908, doi : 10.4135/9781412963985.n344 , ISBN 9781412937207 , получено 18 августа 2018 г.
- ^ «Выпускники докторантуры | Кафедра лингвистики» . лингвистика.stanford.edu . Проверено 18 августа 2018 г.
- ^ «Лили Вонг Филлмор | Исследования Калифорнийского университета в Беркли» . vcresearch.berkeley.edu . Проверено 19 августа 2018 г.
- ^ «Влюбленная в ЯЗЫК / Ни один педагог из «башни из слоновой кости», напористая лингвистка из Калифорнийского университета в Беркли начала обучать детей рабочих-мигрантов» . СФГейт . 18 июля 2004 г. Проверено 18 августа 2018 г.
- ^ Вонг Филлмор. «Что учителям нужно знать о языке» (PDF) .