Эбрагим Хусейн
Эбрагим Хусейн | |
---|---|
Рожденный | 1943 (80–81 год) Территория Танганьика |
Занятие | Драматург , поэт |
Эбрагим Хусейн (род. 1943) — танзанийский драматург и поэт. Его первая пьеса «Кинджекетиле» (1969), написанная на суахили и основанная на жизни Кинджикитиле Нгвале , лидера восстания Маджи-Маджи , считается «вехой танзанийского театра». [1] Вскоре пьеса стала одним из стандартных предметов на экзаменах по языку суахили в Танзании и Кении. К 1981 году его переиздавали шесть раз.
Другие пьесы, написанные Хусейном, включают «Машетани» (1971), откровенно политическую пьесу, «Джогоо Киджиджини» (1976), эксперимент в драматическом исполнении, и «Аруси» (1980), в котором Хусейн выражает разочарование в танзанийской политической теории « уджамаа ». [1] Среди его коротких пьес - «Вакита Укута» (1967).
Работы и значение для театра суахили
[ редактировать ]Хусейн получил образование в средней школе Ага Хана в Дар-эс-Саламе и в кампусе Университета Восточной Африки в том же городе, где он изучал французскую литературу и театральное искусство . Там он написал некоторые из своих первых коротких пьес, таких как «Вакати Укута» («Время — стена») и «Аликиона — Последствия» . Эти ранние работы часто фокусируются на напряженных отношениях между старым и новым поколениями, а также на напряженных отношениях, возникших в результате европейского колониализма . Хотя он принял элементы европейских представлений о «хорошо поставленной пьесе» в традициях Аристотеля , такие как сцена в рамке картины, он также интересовался традиционными африканскими формами театра и ожиданиями публики. [2] Некоторые из его ранних пьес, например «Аликиона» , включают в себя элементы кичекесё , комической интермедии, встречающейся в середине многих представлений таараба . [3]
В начале 1970-х годов Хусейн учился в Университете Гумбольдта в Восточном Берлине и написал докторскую диссертацию «О развитии театра в Восточной Африке». Начиная с «Кинжекетиле» , он также использовал элементы эпического театра , разработанные немецким драматургом Бертольдом Брехтом . Позже он опубликовал «Джогоо Киджини» и «Нгао я Джади» , два текста для одного актера, где использовал суахилиские традиции повествования ( хадиси ). [2] Таким образом, его пьесы характеризуются как «драматургия, [которая], кажется, объединяет или смешивает общепринятые европейские модели интимного театра с неаристотелевскими и совершенно уникальными его собственными техниками». [4]
В своем исследовании важности Хусейна для театра суахили французский исследователь африканской литературы Ален Рикар писал: «Эбрагим Хусейн - самый известный драматург суахили и самая сложная литературная личность Танзании. Известный прежде всего как драматург, он также является теоретиком. чья диссертация о театре Танзании остается стандартным справочником. Его пьесы представляют собой сборник театрального материала, имеющего большое значение для понимания политического и социального развития Танзании в связи с суахили/исламской прибрежной культурой, частью которой он является. " [3]
Список работ
[ редактировать ]Пьесы[ редактировать ]
| Короткие пьесы[ редактировать ]
|
Нгао я Джади – Щит традиции
[ редактировать ]текст Хусейна для одного актера , Нгао я Джуди . Обобщен [ кем? ] следующим образом: змей Сесота терроризирует деревню, поэтому молодой крестьянин призван победить Сесоту. Крестьянин добивается успеха, а деревня радуется. Со временем зло, принесенное змеем, снова разрастается, в результате чего деревня становится все более и более развращенной. В конце концов, Сесота возвращается, и никто не может бросить ему вызов.
Этот текст представляет собой пересказ народной истории суахили, в которой Сесота терпит поражение, оказавшись в ловушке в горшке, а не убит, и в конце концов возвращается. По версии Хусейна, Сесота представляет собой колониализм, с которым «крестьяне» отчаянно пытаются бороться. Хусейн говорит о том, что остатки колониализма все еще сохраняются и что любое влияние Запада на африканскую культуру возвращает это зло. Благодаря этому пересказ также показывает, что не существует «добра против зла», как в традиционных историях, а что мир довольно серый с моральной точки зрения. Одним из важных моментов является то, что деревня празднует смерть Сесоты; перечислены имена множества известных африканских писателей и художников. Здесь Хусейн, кажется, критикует своих коллег-художников, говоря, что их работа возникает только в моменты радости, а не используется для борьбы с угнетением. [5]
Диссертация Ибрагима Хусейна
[ редактировать ]В то время как Хусейн сосредоточился на исследованиях в Университете Гумбольдта в Восточном Берлине для своей докторской диссертации с 1970 по 1973 год, первое научное исследование его работы « Драма и национальная культура: марксистское исследование Эбрагима Хусейна» [6] Роберта Филипсона была опубликована в 1989 году. [7] Хусейн хотел развивать литературу на суахили, посвященную кризису в Восточной Африке, особенно в 1970-х годах. На конференции по метаязыкам литературоведения он опубликовал исследование греческого философа Аристотеля (1980). Многие из его коллег начали изучать его творчество после этой публикации, в которой основное внимание уделялось кенийской и танзанийской литературной критике, выраженной на суахили.
Премия Ибрагима Хусейна поэзии
[ редактировать ]Премия Эбрагима Хусейна «Поэзия» — награда, вручаемая ежегодно с 2014 года победителю одноименного поэтического конкурса. Конкурс был создан Сафарани Сеуши по желанию покойного канадского режиссера Джеральда Белкина (1940–2012). Белкин находился в процессе создания этой награды, которая будет названа в честь «его друга и известного режиссера и драматурга, профессора Ибрагима Хусейна», когда он умер. Его целью при создании фонда наград и премий было содействие карьере писателей-суахили. [8] Отобранные стихи были опубликованы под названием «Дивани йа тунзо йа ушайри йа Эбрагим Хусейн» (Антология поэтической премии Ибрагима Хусейна) в 2017 году. [9]
Стипендия Ибрагима Хусейна
[ редактировать ]Фонд Эбрагима Хусейна для исследований выразительных культур Африки был основан в Колледже литературы и науки Университета Висконсин-Мэдисон в 2003 году благодаря щедрости Роберта М. Филипсона, выпускника колледжа (доктор философии, 1989). Колледж ежегодно выделяет до 7500 долларов США одному или нескольким аспирантам, обучающимся на дневном отделении, для проведения исследований в области экспрессивных африканских культур и/или архивов за пределами Соединенных Штатов. [10] Среди лауреатов стипендии Винсент Оготи, кенийский драматург. [11]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Рикар, Ален (1992). «Затруднительное положение Ибрагима» . Исследования африканской литературы . 23 (1): 175–178. JSTOR 3819960 – через JSTOR.
- ^ Jump up to: а б Фибах, Иоахим (1997). «Драматургия Ибрагима Хусейна: путешествие мультикультуралиста суахили в драме и театре». Исследования африканской литературы . 28 (4). Издательство Университета Индианы: 22–27. JSTOR 3820782 – через JSROR.
- ^ Jump up to: а б Рикар, Ален (2000). Эбрагим Хусейн: Театр суахили и индивидуализм . Танзания: Копье и Звезда. стр. 19–21. ISBN 9976-973-81-0 .
- ^ Фибах 1997, с. 26
- ^ Фибах 1997, стр. 33-34.
- ^ Филипсон, Роберт (1989). Драма и национальная культура: марксистское исследование Ибрагима Хусейна . Диссертация (Диссертация) – через PhilPapers.
- ^ Рикар, Ален (2000). Эбрагим Хусейн: Театр суахили и индивидуализм . Танзания: Копье и Звезда. п. 31. ISBN 9976-973-81-0 .
- ^ «Поэтическая премия Ибрагима Хусейна» . Гражданин . 16 октября 2018 г. Архивировано из оригинала 17 октября 2018 г. Проверено 25 февраля 2019 г.
- ^ Второй, том (2017). Член совета поэтической премии Ибрагима Хусейна. Второй том. Второй том . Издательства Spear и Star. ISBN 978-9987-08-326-8 . OCLC 1057556367 .
- ^ «Стипендия Ибрагима Хусейна» . Университет Висконсина, факультет африканских культурных исследований. Архивировано из оригинала 3 апреля 2020 года . Проверено 11 сентября 2020 г.
- ^ «Два студента награждены стипендией Ибрагима Хусейна» (пресс-релиз). Университет Висконсина, факультет африканских культурных исследований, 17 апреля 2020 г. Проверено 29 ноября 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Лихамба, Амандина (1992). «Народный театр в Африке» . Голоса из Африки (4): 53–64. OCLC 1248428484 .
- Лихамба, Амандина (1985). Политика и театр в Танзании после Арушской декларации, 1967–1984 гг. (Диссертация). Лидс. OCLC 1184537252 .
- Млама, Пенина Мухандо (1985). Культурная политика Танзании и ее влияние на вклад искусства в социалистическое развитие . Дар-эс-Салам: Утафити. OCLC 61749373 .