Элдерсли Рок
Элдерсли-Рок – это геологическая интрузия твердой породы Уинстоун , которая простирается поперек и под рекой Клайд недалеко от Глазго , Шотландия . Он представлял значительную опасность для судоходства, пока в девятнадцатом и начале двадцатого веков большие участки не были взорваны на глубину 28 футов, что было дорогостоящим и с использованием инновационных на тот момент методов.
Исторический контекст
[ редактировать ]В естественном состоянии некоторые участки реки Клайд ниже Глазго во время отлива имели глубину всего четырнадцать дюймов. [ 1 ] С 1755 года предпринимались попытки искусственно углубить Клайд, чтобы обеспечить проход более крупным судам. [ 2 ] и к 1772 году глубина пяти футов во время отлива была очищена за счет строительства причалов, чтобы увеличить скорость размыва реки. В течение нескольких десятилетий улучшения продолжались: к 1840 году земснаряды углубили и расширили реку до глубины семнадцати футов. [ 3 ]
В 1854 году пароход «Глазго» подошел к своему одноименному городу из Нью-Йорка . Корабль имел максимальную осадку , считавшуюся в то время безопасной для реки. « Глазго» сел на мель и затерялся в реке примерно у Ренфрю . Поскольку о существовании скалы Элдерсли тогда было неизвестно, первоначально предполагалось, что виноват большой валун, но пробные бурения показали, что препятствие было намного больше. [ 4 ]
Геология
[ редактировать ]Участок скалы под рекой Клайд проходит по диагонали под рекой и продолжается под ее берегами. Его длина 900 футов, ширина 300 футов. [ 4 ] Современный отчет описывает это как геологическую дайку , где «настоящая дайка вышла из берегов и распространилась по пласту сланца, значительно изменив характер как породы, так и сланца ». [ 4 ]
По описаниям, скала состоит из винстоуна — общего термина, используемого для обозначения темных твердых пород.
В своем естественном состоянии скала находилась на восемь футов ниже уровня реки во время отлива. [ 3 ]
Взрывные работы
[ редактировать ]В 1850 году было решено с помощью подводной взрывчатки прорубить в северной половине реки узкий канал глубиной четырнадцати футов. Эта работа длилась семь лет и стоила 14 000 фунтов стерлингов. [ 4 ] - эквивалент £800 000 в 2005 году. [ 5 ]
Более масштабный проект начался в 1880 году с целью взорвать и расчистить скалу на глубину двадцати футов на большей части ширины реки. Эта работа была завершена в 1886 году и обошлась в 70 000 фунтов стерлингов (что эквивалентно 3,2 миллиона фунтов стерлингов в 2005 году). Выполнение этой задачи потребовало разработки инновационных инженерных методов механизированного алмазного бурения под водой без помощи водолазов, а также экспериментов с рядом взрывчатых веществ. Работа привлекла международное внимание. Всего было пробурено 15 000 взрывных скважин и израсходовано 90 000 фунтов взрывчатки. Было вывезено 110 000 тонн камня, часть из которых была использована при строительстве речных стен для дальнейшего улучшения Клайда. [ 4 ]
Последующие более мелкие раскопки еще больше расширили и углубили реку в этом месте, пока с 1903 по 1907 год она не стала безопасной для судов с осадкой до 28 футов и шириной 320 футов. [ 6 ] [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Холдер, Джефф. «ИСТОРИЧЕСКИЕ ВРЕМЕНА — Река Клайд» . Ивнинг Таймс (Глазго) . Проверено 8 апреля 2016 г.
- ^ Тернок, Дэвид (2005). Историческая география Шотландии с 1707 года: географические аспекты модернизации . Издательство Кембриджского университета. стр. 154–156. ISBN 9780521892292 .
- ^ Jump up to: а б Мейсон, Герберт Б. (2012). Энциклопедия кораблей и судоходства . Совет директоров – Книги по запросу. п. 245. ИСБН 9783864443992 .
- ^ Jump up to: а б с д и «Удаление скалы Элдерсли» . Глазго Геральд . 11 марта 1886 года . Проверено 8 апреля 2016 г.
- ^ «Конвертер валют — Национальный архив» . Проверено 8 апреля 2016 г.
- ^ «Октябрь». Инженер : 434. 1 ноября 1907 г.
- ^ «Увеличенная глубина Клайда». Таймс . № 38465. Лондон. 16 октября 1907 г. с. 5.