Херардо Москера
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|

Херардо Москера (родился в 1945 году в Гаване , Куба фрилансер ) — куратор- , критик , историк искусства и писатель, проживающий в Гаване, Куба.
Он был одним из организаторов первой Гаванской биеннале в 1984 году и оставался центральным элементом кураторской команды до тех пор, пока не ушел в отставку в 1989 году. С тех пор его деятельность была в основном международной: он путешествовал, читал лекции и курировал выставки в 80 странах. Москера был дополнительным куратором Нового музея современного искусства в Нью-Йорке с 1995 по 2009 год. С 1995 года он был советником в Rijksakademie van beeldende kunsten (Государственной академии изящных искусств) в Амстердаме. Его публикации включают книги по искусству и теории искусства (а также сборник рассказов), а также 600 статей, обзоров и эссе, опубликованных в журналах, в том числе: Art Nexus , Cahiers , Lápiz , Neue Bildende Kunst , Oxford Art Journal , Poliester , Third. Текст . Среди других томов Москера редактировал « За гранью фантастического: критика современного искусства из Латинской Америки и совместно с Джин Фишер » редактировал книгу «Здесь: международные перспективы искусства и культуры» . Его теоретические эссе, которые сыграли важную роль в обсуждении культурной динамики искусства в интернационализированном мире и современного латиноамериканского искусства, написаны на английском языке, но собраны в книгах в Каракасе. [ 1 ] и Мадрид [ 2 ] на испанском языке и на китайском в Пекине. [ 3 ] Москера был художественным руководителем PHotoEspaña в Мадриде (2011–2013 гг.), главным куратором 4-й Полиграфической триеннале в Сан-Хуане (2015–2016 гг.), сокуратором выставки 3rd Documents в Пекине (2016 г.) и сокуратором выставки Триеннале имиджа Гуанчжоу (2021 г.).
Ранние работы
[ редактировать ]Москера получил лицензию по истории искусств в Гаванском университете в 1977 году.
С начала 1970-х годов он работал искусствоведом, кино и театральным критиком, исследователем и журналистом в Гаване. Он опубликовал подробные расследования о Сервандо Кабрере Морено и Мануэле Мендиве. [ 4 ] два кубинских художника, которые ранее подвергались маргинализации из-за эротического и религиозного афро-кубинского (мендиве) содержания своего искусства, а также в результате гомофобной культурной политики. Москера стал главным критиком и «идеологом» нового кубинского искусства. [ 5 ] [ 6 ] которую он поддерживал с момента ее создания. В 1980-х годах это движение обновило кубинскую художественную сцену, порвав с официальным догматизмом и представив современные критические тенденции. Ему удалось подтолкнуть Министерство культуры к более либеральной культурной политике. Критические статьи Москера о новом кубинском искусстве сыграли важную роль в этом повороте, а также он продвигал новых художников на международном уровне. [ 7 ] Это движение вызвало критическую и рефлексивную направленность, которая до сих пор отличает искусство Кубы. Работы Москера также всегда выходили за пределы Кубы, как это можно увидеть в его книге El diseño se definió en Octubre («Дизайн был определен в октябре»). [ 8 ] о русском авангардном искусстве и дизайне и его влиянии на мир, опубликовано в Гаване в 1989 году и Боготе в 1992 году.
Гаванская биеннале
[ редактировать ]Первая Гаванская биеннале состоялась в 1984 году. Она стала четвертой международной биеннале (после Венеции, Сан-Паулу и Сиднея) и шестым крупным международным периодическим художественным мероприятием, учрежденным после вышеупомянутых биеннале Carnegie International и Documenta. При поддержке кубинского правительства это было масштабное шоу, но ограниченное Латинской Америкой. В 1986 году 2-я Гаванская биеннале представила первую в истории глобальную выставку современного искусства: более 50 выставок и мероприятий, собравших 690 художников из 57 стран, посвященных постколониальному современному искусству, а не традиционным и религиозным практикам. Следующая биеннале, состоявшаяся в 1989 году, внесла радикальные кураторские изменения, которые отдалили ее от парадигм Венеции и Сан-Паулу, запустив новую модель, которая повлияла на способ организации новых биеннале. Преобразования включали в себя базирование всего мероприятия (выставок, конференций, семинаров и т. д.) на общей теме, сочетание централизованного курирования, исключающего национальные представительства, с децентрализованной структурой, включающей совокупность множества мероприятий, связь с городом и ликвидация наград. Недавно стало ясно, что это была Гаванская биеннале, а не Les Magiciens de la terre – выставка, которую рекламировали как «первую глобальную выставку» – положила начало тому, как глобализация будет формироваться в искусстве, положив начало «новому поколению современных биеннале, рожденных в глобальном контексте» (Стамбул , Йоханнесбург, Кванджу, Лион и др.). [ 9 ] Гаванская биеннале впервые приблизилась к многочисленным практикам современного искусства по всему миру, выходящим за рамки западного мейнстрима. С 1984 года Москера был «лидером кураторской работы» Гаванской биеннале. [ 10 ] переформулировав предпосылку и методологию мероприятия, в которых «глубоко укоренились его собственные эстетические и интеллектуальные интересы». [ 11 ] Он ушел в отставку в 1989 году, сразу после 3-й биеннале, из-за усиления репрессий в культурном секторе, а также из-за политических противоречий с кубинским режимом и по поводу будущего биеннале. [ 12 ]
Международная работа
[ редактировать ]После его ухода с Гаванской биеннале Москере до сегодняшнего дня было запрещено публиковать, курировать и читать лекции в своей стране, и с тех пор он работает внештатным сотрудником на международном уровне. В 1990 году он был стипендиатом Гуггенхайма. [ 13 ]
С 1995 по 2009 год он был адъюнкт-куратором Нового музея современного искусства в Нью-Йорке , хотя его работе серьезно препятствовали правовые ограничения из-за эмбарго США против Кубы , где он продолжал жить. Вместе с Дэном Кэмероном он запустил в Музее программу, которая представила более широкий международный подход на арт-сцене Нью-Йорка. Его радикальная идея «музея-центра» [ 14 ] преобразовал образовательный отдел Нового музея, включив в него так называемый «Музей-хаб», «новую модель кураторской практики и институционального сотрудничества, созданную для улучшения нашего понимания современного искусства». И сеть связей, и реальное физическое место…» [ 15 ] со своей международной программой. Теоретическая работа Москера положила начало критическим дискуссиям о сложных культурных процессах современного искусства из неосновных стран, особенно в отношении основного искусства, глобализации и постколониальной динамики. [ 16 ] Он также внес свой вклад в продвижение открытого, многогранного взгляда на латиноамериканское искусство, отходя от стереотипов идентичности, преобладавших в 1980-х годах. [ 17 ] – его позиция порой полемична. [ 18 ] Выставка Ante America , одним из кураторов которой он стал в 1992 году (см. ниже), стала знаковой для этого нового взгляда на латиноамериканское искусство. Идеи, позиция, кураторская и редакционная практика Москера сыграли важную роль в новом сценарии широкого международного распространения искусства. [ 19 ] [ 20 ] Он ввел понятие «отсюда», чтобы противостоять парадигмам «присвоения» – таким как бразильская идея «антропофагии», – которые преобладали при обсуждении стратегий постколониального искусства, придавая ему активную роль в построении глобальной метакультуры. [ 21 ] В последнее время работа куратора сосредоточилась на проектах за пределами белого куба, пытаясь достичь художественного общения с более широкой аудиторией, выходящей за рамки элиты мира искусства. [ 22 ] Некоторыми примерами являются его вклад в Ливерпульскую биеннале и шоу, которые пытались создать активный диалог с общественным пространством и привлечь людей на улицы, как CiudadMultipleCity. Arte>Panamá 2003 (), «Небо в моем доме» , «Современное искусство во внутренних двориках Кито » () и ¡Afuera! (см. все ниже).
Кураторская работа
[ редактировать ]Глаза, которые видят , Фонд Кортеса, Сан-Хуан, 2022 г. [ 23 ]
Горячие точки. Забота о горящем мире , Национальная галерея современного искусства, Рим, 2022.
Сокуратор Guangzhou Image Triennial 2021: Rethinking Collective , Художественный музей Гуандуна, 9 марта — 29 мая 2021 г.
Бесполезно: машины для сновидения, мышления и видения. Архивировано 14 января 2020 г. в Wayback Machine , Художественный музей Бронкса, с 27 марта по 1 сентября 2019 г.
Прощай, Утопия. Мечты и обманы в кубинском искусстве с 1950 года , Музей изящных искусств, Хьюстон , Техас, США, 3 марта 2017 г. (совместно с Рене Франсиско Родригесом и Эльзой Вегой), Центр искусств Уокера , 11 ноября 2017 г. – 18 марта 2018 г.
Кристина Лукас. Пятна в тишине , Sala Alcalá 31, Мадрид, 14 сентября 2017 г.
БРИК-а-брак. Беспорядок роста , Художественный музей «Сегодня», Пекин, 10 декабря 2016 г. (совместно с Хуан Ду).
Жизнь. Гервасио Санчес , CEART Фуэнлабрада , Мадрид, Испания, декабрь – март 2016 г.; Afundación, Сантьяго-де-Компостела, октябрь 2017 г. – январь 2018 г.; Sala de Exposiciones de la Diputación de Huesca, Уэска, март – май 2018 г.; Афундасьон, Ла-Корунья, июнь – сентябрь 2018 г.
Кристина Лукас. Оскверненные иллюминации , Музей современного искусства Пуэрто-Рико. Архивировано 16 июля 2017 г. в Wayback Machine , Сантурсе, Сан-Хуан, 18 ноября 2016 г.
Фернандо Санчес Кастильо. Сегодня тоже был солнечный день. Архивировано 24 сентября 2017 г. в Wayback Machine , Sala de Arte Público Siqueiros , Мехико, 7 июня 2016 г.
4-я триеннале полиграфии и графики в Сан-Хуане: Латинская Америка и Карибский бассейн , Смещенные изображения / Изображения в космосе , Старый арсенал ВМС Испании, Старый Сан-Хуан; Белый дом; Художественный музей Кагаса; Музей искусств Пуэрто-Рико; Музей искусства и истории Сан-Хуана; Музей и Центр гуманистических исследований Жозефина Камачо Камачо де ла Нуэс, Университет Турабо; Музей истории, антропологии и искусства, УНР Рио-Пьедрас; Художественный музей Понсе; Музей современного искусства Пуэрто-Рико; Пуэрто-Рико, 24 октября 2015 г. — 28 февраля 2016 г. (с Алексией Тала и Ванессой Эрнандес Грасиа).
Perduti nel Paesaggio / Затерянные в ландшафте , Музей современного искусства Тренто и Роверето, 4 апреля 2014 г.
Искусственный Амстердам. Город как произведение искусства , de Appel , Амстердам, 28 июня 2013 г.
Мануэль Альварес Браво. Фотограф в отеле Aguets , Palm Game , Париж, 15 октября 2012 г.; Фонд MAPFRE, Мадрид, 12 февраля 2013 г.; Музей Ампаро, Пуэбла, июнь 2013 г. (с Лаурой Гонсалес Флауэрс).
Мы здесь. Ричард Аведон, Ричард Биллингем, Пас Эррасурис, Лилла Сас , Циркуло изящных искусств, Мадрид, 7 июня 2011 г. (с Моникой Портильо).
Членство
[ редактировать ]![]() | Этот раздел биографии живого человека не содержит никаких ссылок и источников . ( сентябрь 2022 г. ) |
- 2011, Академический совет по программированию, Университетский музей современного искусства (MUAC) , УНАМ, Мехико.
- 2010, международный советник, Искусство в целом , Нью-Йорк.
- 2009 г., Технический комитет MOMA Медельина.
- 2005 г., Консультативный комитет программ грантов и комиссий CIFO, Майами.
- 1998–2003, Отборочная комиссия премии принца Клауса.
- 1997, консультант, Art Nexus , Богота.
- 1996, Консультативный совет ARCOLatino, Мадрид.
- 1995 г., советник Рейксакадемии ван Бельденде Кунстен , Амстердам.
- 1995, Консультативный совет, Атлантика, Лас-Пальмас-де-Гран-Канария.
- 1994–1995 Административный совет Международной ассоциации искусствоведов , Париж.
- 1993–2000, редакция журнала «Полиэстер», Мексика.
- 1993-2013, Консультативный совет, Третий текст , Лондон.
- 1993, Международная ассоциация искусствоведов.
- 1991, постоянный советник, Высший институт пластических искусств Армандо Реверона, Каракас.
- 1989, Консультативный совет, Дом Африки, Гавана.
- 1989, Союз писателей и художников Кубы.
- 1986–1990, Консультативный совет, редакция Letras Cubanas. Архивировано 7 августа 2014 г. в Wayback Machine , Гавана.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Контракандела , Каракас, Монте-Авила-Редакторес, 1995.
- ^ Прогулка с Дьяволом. Тексты об искусстве, интернационализме и культуре , Мадрид, Exit Publicaciones, 2010 г.
- ^ Бесконечные острова. Искусство, культура, интернационализация , 2014, Пекин, BeePub.
- ↑ Его эссе о Кабрере Морено и Мендиве позже были собраны в Gerardo Mosquera, Exploraciones en la Plastica cubana , La Habana: Editorial Letras Cubanas, 1983.
- ^ Люси Липпард: «Пролог», в Херардо Москера: Контракандела. Очерки о китче, идентичности, абстрактном искусстве и других актуальных темах , Monte Ávila Editores Latinoamericana y Galería de Arte Nacional, Каракас, 1995, стр. 11–20.
- ^ Луис Камницер, Новое искусство Кубы , Остин: Техасский университет Press, 1994.
- ^ Рэйчел Вайс, К утопии и обратно в новом кубинском искусстве , University of Minnesota Press, 2011.
- ^ «Дизайн был определен в октябре», Editorial Arte y Literatura, Гавана, 1989 г., и Banco de la República, Богота, 1992 г.
- ^ Рафал Немоевски, «Венеция или Гавана: полемика о происхождении современной биеннале»», в книге Елены Филипович, Мике ван Хал и Сольвейг Овстебо (редакторы): Читатель биеннале. Антология крупномасштабных многолетних выставок. современного искусства, Берген и Остфильдерн, Бергенский художественный зал и издательство Hatje Cantz, 2010, стр. 88-1.
- ^ Рэйчел Вайс, «Определенное место и определенное время: Третья биеннале в Гаване и истоки глобальной выставки», Рэйчел Вайс и другие авторы, Делая искусство глобальным (Часть 1). Третья Гаванская биеннале 1989 г. , Лондон: Afterall Books, 2011, стр. 24.
- ^ Там же .
- ^ Вайс, соч. цит., с. 67. Херардо Москера, «Третья биеннале в Гаване в ее глобальном и локальном контекстах», в Рэйчел Вайс, op. цит., с. 70.
- ^ «Херардо Москера» . Мемориальный фонд Джона Саймона Гуггенхайма . Проверено 20 сентября 2022 г.
- ^ Херардо Москера, «Семь заметок о музее-центре», Re-Shuffle / Notions of a странствующий музей , Нью-Йорк: Центр кураторских исследований, Бард-колледж, 2006.
- ^ «www.museumashub.org/about» . Архивировано из оригинала 31 октября 2014 г. Проверено 12 января 2012 г.
- ^ Зоя Кокур и Саймон Люн (редакторы): «Теория в современном искусстве с 1985 года», Малден, Оксфорд и Виктория, Blackwell Publishing, 2005.
- ^ Кармен Эрнандес, «Помимо экзотизации и социологизации латиноамериканского искусства», в: Дэниел Мато (координатор): «Исследования и другие латиноамериканские интеллектуальные практики в области культуры и власти», Каракас, CLACSO и CEAP, FACES, Центральный университет Венесуэла, 2002, стр. 167–176.
- ^ Херардо Москера, «Против латиноамериканского искусства», в «Современном искусстве Латинской Америки», Лондон, Black Dog Publishing, 2010, стр. 11-23.
- ^ Джин Фишер : «Ниоткуда», в Херардо Москера: Прогулка с дьяволом. Тексты об искусстве, интернационализации и культуре , Exit Publicaciones, Мадрид, 2010, с. 9–13.
- ^ Шарлотта Бидлер, The Global Art World Inc. О глобализации современного искусства , Acta Universitatis Upsaliensis, Упсала, 2004.стр. 253–270
- ^ Габриэла Пиньеро, «Прощай, Латинская Америка: история стратегического отказа. Критика и кураторство в постановке Херардо Москера», Буэнос-Айрес, Кайана, н. 6, первый семестр 2015 г., с. 19-32.
- ^ [1] Архивировано 14 июля 2014 г. в Wayback Machine , [2] Архивировано 14 июля 2014 г. в Wayback Machine.
- ^ Лопес Перес, Стефани (30 ноября 2022 г.). «Херардо Москера учит нас смотреть дальше в искусстве» . 90 градусов . Проверено 23 декабря 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Центр искусств Уокера | Adiós Utopia: мечты и обманы в кубинском искусстве с 1950 года.
- МФАХ | Adiós Utopia: мечты и обманы в кубинском искусстве с 1950 года.
- Да здравствует Триеннале полиграфии и графики в Сан-Хуане! - Вступительные слова Херардо Москера, опубликованные Universes in Universe.
- Perduti nel Paesaggio / Затерянные в ландшафте, Музей современного искусства Тренто и Роверето, 2014. Архивировано 8 апреля 2014 г. в Wayback Machine.
- Искусство и критика - Убийство отца: интервью с Херардо Москерой
- Отсюда. Контекст и интернационализация, Мадрид, редакция La Fábrica, PHotoEspaña, 2012 г. (редактор и участник). Цифровое издание.
- ФотоИспания 2012
- Iberoamericana Том 12, № 45 (2012 г.) – Перемещения, контексты и обязательства.
- Журнал Codigo - Интервью по случаю кризиса. Латинская Америка, искусство и противостояние 1919-2010 гг.
- Музей как хаб. Архивировано 31 октября 2014 г. в Wayback Machine.
- Пресс-релиз - 20 разногласий, Панорама бразильского искусства, MARCO, Музей современного искусства Виго, 2005.
- ГородНесколькоГород. Искусство>Панама 2003
- Международная выставка современного искусства в городе Кордова
- Современное искусство во двориках Кито
- Презентация: ПРОЩАЙТЕ АНТРОПОФАГИИ: ИСКУССТВО, ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ И КУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА | КРУГ А
- Снаружи! Искусство в общественных местах | nexo5.com
- Архивировано 31 октября 2014 г. в Wayback Machine.